Мастер-класс для педагогов "Игры для детей старшего возраста направленные на воспитание коммуникабельности и доброжелательности"
материал

Косарева Ольга Ивановна

Мастер-класс для педагогов "Игры для детей старшего возраста направленные на воспитание коммуникабельности и доброжелательности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

  педагога – психолога


 «Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на воспитание у детей коммуникабельности и доброжелательности».

Цель воспитательной работы ДОУ создать в детском саду такую атмосферу, такие условия, в которой дети будут успешно социализироваться.

Наблюдая за детьми, мы всё чаще отмечаем, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

 Дети не умеют организовывать общение, включающее:

 -умение слушать собеседника;

 -умение эмоционально сопереживать;

 -умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты,      

   мимику, пантомимику) средства общения,

 -умение решать конфликтные ситуации.

Не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телефон или компьютер. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Коммуникативные игры  – это игры  для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях.

Коммуникативные игры:

-способствуют быстрой адаптации в социуме;

-способствуют эмоциональной разрядке;

-развивают мимику и жесты;

-развивают воображение, творческие способности, креативность;

-развивают способности анализировать и распознавать свои чувства,  

 правильно доносить их смысл до окружающих;

-формируют и развивают эмпатию;

-учат соблюдать правила, способствуют осознанию норм поведения;

-развивают позитивное восприятие окружающего мира.

Практическая часть:

Сейчас я предлагаю вам познакомиться с игрой, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу и создаст хороший эмоциональный настрой.

Игра “Идем в гости”

Цель: способствует эмоциональной разгрузке.

Во время игры все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

Я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “здороваться” друг с другом. А, когда вы услышите: “Идем в гости!”, вы должны поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!

- Левый локоть к левому локтю!

- Спина к спине!

- Идем в гости!

- Бедро к бедру!

- Ухо к уху!

- Пятка к пятке!

- Идем в гости!

- Носок к носку!

- Живот к животу!

- Затылок к затылку!

- Идем в гости!

- Бок к боку!

- Колено к колену!

- Мизинец к мизинцу!

Спасибо. Молодцы!

Игра «Ау!»

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Игра «Зеркало».

 Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – «зеркала», другая – разные «зверушки». «Зверушки» ходят мимо «зеркал», прыгают, строят рожицы. «Зеркала» должны точно отражать движения и мимику «зверушек».

Игра «Звери на болоте»

Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты     спасения.

Игра «Иголка и нитка»

Один из детей становится «иголкой», а все остальные – «ниткой».

Ребенок - «иголка» бегает по залу, меняя направление, а «нитки», держась друг за друга, бегают за ним. Затем «иголка» меняется, и игра продолжается. Каждый ребенок должен побывать в роли «иголки».

Рефлексия.

Игра с мячом «Закончи предложение»

Коллеги, передают мяч друг другу и заканчивают предложение «Наиболее полезными и интересными для меня оказались игры…, так как…»

Используемая литература:

  1. Я—Ты—Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.: О. Л. Князева. — М.: Мозаика-Синтез, 2005 — 168 с.
  2. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2003. — 176 с: илл. — (Психологическая работа с детьми.)
  3. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. "Социально коммуникативное развитие дошкольников" от 2 до 7 лет.

Приложение

Психологические игры.

 Для детей с 2 лет

 Игра «Ребята».

 Взрослый читает рифмованный текст, дети делают соответствующие  

 движения и выполняют его указания.

 В нашей группе, в нашей группе

 Много маленьких ребят. (Дети ритмично хлопают в ладоши.)

 Все па стульчиках сидят.

 А у нас есть ...

 Взрослый показывает на одного ребенка, остальные дети называют его имя.

 Игра «Карусели».

 Взрослый читает рифмованный текст, дети делают соответствующие движения.

 Еле-еле, еле-еле

 Завертелись карусели, (дети, взявшись за руки, идут медленно по кругу)

 А потом, потом, потом (идут быстрее)

 Все бегом, бегом, бегом! (бегут)

 Тише, тише, не спешите, (переходят на шаг).

 Карусель остановите! (останавливаются).

 Раз, два, раз, два – (берутся за голову, наклоняют голову вправо-влево).    

 Закружилась голова (ложатся на ковер, отдыхают)

 игра повторяется.

 Игра «Кукла».

 Педагог читает рифмованный текст, дети делают соответствующие движения.  

 Тихо, куколка, сиди,

 Мою маму не буди (дети тихо сидят на корточках)

 Прыгай, кукла, веселей,

 Буди маму поскорей (прыгают и хлопают в ладоши).

 Игра «Солнышко и дождик».

 Взрослый держит большой зонт и говорит детям, что под ним они будут прятаться от дождя. По команде «Солнышко!» дети гуляют вокруг педагога. Услышав слово «Дождик», они подбегают и прячутся под зонтом.

 Взрослый отмечает, все ли спрятались, не остался ли кто под дождем, и называет каждого по имени, поглаживая по голове или плечу.

 Игра «Наседка и цыплята».

 Взрослый играет роль «Наседки», дети – «цыплята». Дети разбегаются врассыпную – «цыплята гуляют». Взрослый разводит руки в стороны и говорит: «Наседка зовет цыплят: "Ко-ко-ко"». Когда дети подбегают, взрослый спрашивает: «Все ли цыплята прибежали?» Дети отвечают. Взрослый отмечает, что все цыплята прибежали, никто не потерялся, называет каждого по имени, поглаживая по голове или плечу.

Игра «Игра с собачкой».

Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

-Гав-гав!

Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай собачка Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу и поздороваться. При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

 Игра «Собираем игрушки».

 Цель: воспитывать трудолюбие и коллективизм.

Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее на место. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее на место. Пока вы складываете игрушки, напевайте песенку:

А теперь за дело дружно,                      

Убирать игрушки нужно!                      

Мигом мы взялись за дело                 

И работа закипела!

Динь-ля-ля, динь ля-ля.                                

Кушать (гулять, спать) нам уже пора!

Все машины ждут, куклы, мишки ждут,

Когда к ним подойдут и на место уберут.

Для детей с 3 лет.

 Игра «Самолеты».

 Дети сидят на корточках на значительном расстоянии друг от друга – «самолеты на аэродроме».

 Взрослый. Самолеты загудели, загудели, поднялись и полетели (дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны).

 Взрослый. Полетели, полетели и сели (дети садятся на корточки и ждут команды педагога).

 Игра повторяется нескольку раз. В конце игры «самолеты прилетают к морю» – дети садятся на стульчики или ложатся на ковер так, чтобы друг другу не мешать.

 Игра «Потягушечки».

 Дети собираются вокруг педагога, садятся на корточки и закрывают глаза. Взрослый. Вот мы и проснулись, сладко потянулись (дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носочки)

 Взрослый. Сладко потянулись, друг другу улыбнулись (дети встают на ступни, опускают руки вниз).

Упражнение повторяется несколько раз.

 Для детей с 4 лет.

 Игра «Доброе животное».

 Участники встают в круг и берутся за руки.

 Взрослый: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!

Все прислушиваются к своему дыханию и дыханию своих соседей.

 Взрослый: «А теперь подышим вместе! Вдох – все делают 2 шага вперед, выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

 Игра «Комплименты».

 Сидя в кругу, дети берутся за руки. Ребенок, глядя в глаза соседу, говорит ему несколько добрых слов, за что-то хвалит. Принимающий комплимент кивает и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». Затем он дарит в ответ свой комплимент. Упражнение проводится по кругу.

 Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

Игра «Я умею...»

 Дети садятся в круг. Взрослый просит каждого закрыть глаза и вспомнить о том, как много он уже умеет делать сам. Это может быть любое умение, а не только самое важное и полезное. Затем педагог просит открыть глаза начать игру.

По кругу каждый ребенок называет, а по желанию показывает, свое умение. Например: «Я умею быстро бегать (забивать гвозди, поливать цветы, прыгать через лужи и т.д.)». Дети должны слушать друг друга, потому что каждое умение может быть упомянуто только один раз.

Игра «Кричалки, шепталки и молчалки».

 Взрослый: «Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат – можно прыгать, бегать, кричать. Если желтый – можно только шептаться, а если синий – нужно замереть на месте и замолчать. Взрослый показывает квадраты, дети выполняют его инструкцию.

Игра «Давайте поздороваемся».

 Звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если педагог хлопает в ладоши один раз, дети здороваются за руку, если два – плечиками, если три – спинками.

 Игра «Кого укусил комарик».

 Дети садятся в круг. Взрослый проходит по внешней стороне круга, гладит  

 детей по спинкам, одного из них тихонько щиплет – «укус комарика».  

 Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спину и плечи. Дети  

 внимательно разглядывают друга и догадываются, кого «укусил комарик».

Для детей с 5 лет и старше.

 Игра «Найди друга».

 Упражнение выполняется двумя группами детей или родителями и детьми. Одной половине участников завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда «друг» найден, игроки меняются ролями.

 Игра «Дотронься до...» Все играющие одеты по-разному. Взрослый выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются. Кто не успел – становится ведущим.

 Игра «Зеркало».

 Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – «зеркала», другая – разные «зверушки». «Зверушки» ходят мимо «зеркал», прыгают, строят рожицы. «Зеркала» должны точно отражать движения и мимику «зверушек».

 Игра «Тень».

 Один играющий ходит по помещению и делает различные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т.д. Все остальные встают за линию на небольшом расстоянии. Изображая его тень, они должны четко и ясно повторять его движения. Затем ведущий меняется.

 

Игра «Добрые волшебники».

Дети садятся в круг.

Взрослый: (рассказывает сказку) «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. Все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого ребенка можно было, только назвав его добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие дети?»

 Многие дети охотно берут на себя роль «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит остальных помочь им. Дети в роли «доброго волшебника» по очереди подходят к агрессивным детям и называют их ласковыми именами.

 Игра «Царевна Несмеяна».

 Взрослый рассказывает сказку про Царевну Несмеяну и предлагает детям поиграть в игру: один ребенок будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные должны по очереди подходить к ней и стараться рассмешить ее. «Царевна Несмеяна» изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет вызвать у нее улыбку или смех. В качестве Царевны Несмеяны выбирается отвергаемый, необщительный ребенок (лучше девочка), а остальные стараются рассмешить ее всеми силами.

 Игра «Конкурс хвастунов».

 Дети садятся в круг в случайном порядке.

 Взрослый: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего в мире соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он. Что в нем есть хорошего. Выиграет тот, кто найдет в своем друге больше достоинств.»

 В данной игре не важна объективность оценки – реальные это достижения или надуманные. Не важен и масштаб достоинств – это могут быть новые тапочки, громкий голос и т.д.

 Игра «Слепой и поводырь»

 Взрослый расставляет по залу несколько стульев и делит детей на пары. Один ребенок в паре исполняет роль «слепого», другой – «поводыря».

 «Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья.

 Затем участники меняются ролями. Остальные дети наблюдают за парой.

 Игра «Иголка и нитка»

 Один из детей становится «иголкой», а все остальные – «ниткой».

 Ребенок-«иголка» бегает по залу, меняя направление, а «нитки», держась друг за друга, бегают за ним. Затем «иголка» меняется, и игра продолжается. Каждый ребенок должен побывать в роли «иголки».

 Игра «Я такой...»

 Дети образуют большой круг. Каждый участник поочередно входит в центр круга и называет свое имя, затем возвращается на место. Все дети, двигаясь к центру круга, повторяют его имя и манеру передвижения (3 раза). Ребенок, имя которого называется, наблюдает за этим, оставаясь на месте.

 Игра «Подарки»

 Дети стоят в кругу. Взрослый говорит, что каждый может подарить и получить «подарок». Со словами: «Я хочу подарить тебе сегодня...» он обращается к сидящему рядом и описывает то, что он хочет подарить (настроение, прикосновение, цветок, стихотворение, песенку и т.д.). Чем необычнее будет «подарок», тем лучше.

Принимающий благодарит и дарит свой «подарок» следующему по кругу. Взрослый следит, чтобы все получили «подарки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Игры, способствующие успешной адаптации детей старшего дошкольного возраста»

Иногда ребенок переходит в следующую возрастную группу (такое бывает в комбинированных садах), оставляя своих воспитателей и друзей. И он испытывает стресс. В период адаптации ребенка может сопр...

Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....

Мастер – класс по теме:ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ

Мастер – класс по теме:ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ  ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ«Валеология» в  переводе с  латинского  vale - будь здо...

Презентация и конспект занятия мастер класса "Загадка как развитие речи детей старшего возраста"

"ЗАГАДКАКАК СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Мастер - класс: «Речевые игры в подготовке детей старшего возраста к обучению в школе»

Цели:Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей дошкольного возраста.Повысить уровень компетентности родителей в р этого можно избе...

Мастер - класс Тема: «Пасхальная корзинка» (для детей старшего возраста).

Мастер - классТема: «Пасхальная корзинка»(для детей старшего возраста).     Цель:Развитие у детей представления о культурных традициях русского народа....