Игра как средство формирования нравственных качеств личности на основе самовоспитания дошкольников
консультация (подготовительная группа)

Доронкина Анна Александровна

Именно игра позволяем каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство формирования нравственных качеств личности на основе самовоспитания дошкольников

Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о возросших возможностях дошкольника. Возможность формирования элементов самовоспитания в дошкольном возрасте обуславливается личностными новообразованиями: возросшим уровнем самосознания, становлением самооценки, усиливающийся волевой регуляцией поведения, развивающейся активностью и самостоятельностью, осознанными участием в общественно-полезной деятельности.

    Самовоспитание-сложная, целенаправленная систематическая работа над собой. Чтобы подняться до такого уровня внутренней активности, уже в дошкольном возрасте у детей необходимо формировать определённые субъективно-психологические предпосылки – навыки саморегуляции, относительно высокое развитие волевой сферы. Необходимы и внешние предпосылки самовоспитания – умелая педагогическая организация процесса воспитания детей в коллективе, специальная подготовка детей к работе над собой со стороны не только воспитателей, но и родителей.

   Именно игра позволяем каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Характеризуя деятельность дошкольника, В. А. Сухомлинский писал: «В игре нет людей серьёзнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают». Подражание в игре связанно с воображением. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления в жизни с личным опытом. Но взрослая жизнь, какой бы она ни была, отражается и в самом ребёнке, и в его игре, накладывая незаметные пока штрих на формирующийся характер.

    Мой педагогический опыт показал, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок ещё не может выделять качества своей личности из внешнего мира, из единства с поступками, осознавать их как причины своих достижений и неудач. Вместе с тем дети способны объяснить свои поступки соответствующими свойствами личности. Проведенные мною беседы с детьми охарактеризовали ряд качеств, таких, как честность, дисциплинированность, доброта, смелость, взаимопомощь, уступчивость, сострадание. Но, несмотря на наличие этих предпосылок осознания личности, ребёнок не может установить связь между качествами личности и своими поступками, и объясняет своё поведение лишь внешними обстоятельствами.

Элементы самовоспитания развиваются по мере установления связей между поступками и качествами человека в процессе осознания своей личности. Пусть установление этих связей лежит через качественную характеристику детьми своих поступков, своих качеств как причины этих поступков.

   Чем больше ребёнок знакомится с окружающим миром, взаимоотношениями людей, героями книг, тем он глубже познаёт себя. Оценка товарищей самооценка помогают в познании того, что хорошо, что плохо. В нашей группе я стараюсь помочь детям усвоить всё хорошее, в том числе правило честной игры, которые надо соблюдать в любой игре. Правила эти таковы:

1. Играй честно

2. Обидно, когда проигрываешь, но не злись

3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают

4. Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся        

5. Научи других тому, что умеешь сам

6. Будь стойким, не унывай при неудачах

7. Учись у других

8. Будь настойчивым, если не получается, терпеливо добивайся успеха

   Эти правила дают старшему дошкольнику возможность сравнить своё поведение с поведением товарища и с существующей кормой, выраженной в правиле.

      Предоставляемая дошкольникам в игре самостоятельность имеет огромное значение. Но, начиная игру, дети часто испытывают затруднение в организации игры. Вот здесь и нужна помощь воспитателя, поддержка волей, опытом взрослого. Для детей нашей группы я стараюсь обеспечить поступательное развитее игры в соответствии с педагогическим замыслом и воспитательной задачей. В этой ситуации я выступаю как руководитель, а каждый участник игры ощущает свободу самовыражения, не испытывает разрушающего давления извне. Иногда я становлюсь участником игры, выполняя второстепенную роль.  Незаметно для детей руководя их игрой, направляю её в нужное русло.  

    Изучая особенности самовоспитания у старших дошкольников, я стараюсь очень бережно закреплять любые призраки самостоятельности ребёнка, долю его ответственности за его поступки и качества характера. Они – первые ростки будущего целенаправленного самоуправления своей личности. И пусть родителей не смущает, что попытки работать над собой будут длится не один месяц. Результат внутренних усилий ребёнка непременно проявится в его поведении и отношениях.

     Стимулирующим фактором выполнение каких, либо обязательств в дошкольном возрасте являются элементы самоконтроля. Только при развитом самоконтроле возможно самовоспитание. Поэтому важно придавать большое значение формированию и закреплению навыков самоконтроля с этой целью в нашей группе используются постер личных достижений, где ежедневно воспитатель вместе с ребёнком анализируют и отмечают его поведение, успехи специальными фишками – магнитиками и смайликами.        

   Так же я считаю, что в игре большое воспитательное значение имеет коллективный анализ игры при этом важно учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий. Анализ и оценка должны касаться не только техники выполнения, но и таких проявлений личности, как выдержка, настойчивость достижении цели, справедливость, взаимная выручка.

   Тактично отмечая достижения и недостатки в игровой деятельности старших дошкольников, воспитатель побуждает в них стремление к совершенствованию своих физических и психических качеств, к развитию творческих способностей красоты движений и поступков. Умелое педагогическое руководство игрой вызывает к жизни встречную активность ребёнка в самовоспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по формированию нравственных качеств личности на основе литературных произведений в старшей группе

Тематическое  планирование по формированию нравственных качеств личности  на основе литературных произведенийв старшей группе...

Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Презентация на тему: "Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"....

Подвижная игра как средство формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста

Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся средствами игровых технологий в соответствии со стандартами нового поколения...

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных качеств личности ребёнка

В данной статье говорится о том, как театрализованная деятельность влияет на духовно-нравственные качества личности ребёнка. Описывается опыт работы: театрализованные инры и представления с воспитанни...

Презентация на тему «Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста»

Без игры нет и не может быть полноценно развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра...

Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста.

Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это иск...