Консультация для воспитателей. «Роль педагога, роль родителя в воспитании и развитии ребенка»
консультация

Никитина Оксана Юрьевна
Анализируя многовековой опыт личностно-ориентированного воспитания детей, родилась идея педагогической поддержки растущего человека. И это не пресловутые формулы: «формирование личности», «управление воспитанием», «педагогическое воздействие», «воспитание послушания и покорности», «корректировка развития и воспитания», а простое Со-дружество, Со-действие, Со-трудничество взрослого и ребенка, их ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ в решении насущных проблем ребенка. Известный педагог – ученый Э. Фромм говорил: «Воспитание – это помощь ребенку в развитии его потенциальных возможностей». Иначе говоря, это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребенка. Таким, как самопознание, самонаблюдение, самолюбие, самоорганизация, самовнушение, самокритика, самопожертвование, самоуправление, самодеятельность, саморазвитие, самореализация, самодостаточность, самовоспитание, самоактуализация…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_rabote_s_semey.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова»,

Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 105»

Консультация для воспитателей.

«Роль педагога, роль родителя в воспитании и развитии ребенка»

Подготовила:

воспитатель Никитина Оксана  Юрьевна

Анализируя многовековой опыт личностно-ориентированного воспитания детей, родилась идея педагогической поддержки растущего человека. И это не пресловутые формулы: «формирование личности», «управление воспитанием», «педагогическое воздействие», «воспитание послушания и покорности», «корректировка развития и воспитания», а простое Со-дружество, Со-действие, Со-трудничество взрослого и ребенка, их ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ в решении насущных проблем ребенка.

Известный педагог – ученый Э. Фромм говорил: «Воспитание – это помощь ребенку в развитии его потенциальных возможностей».

Иначе говоря, это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребенка. Таким, как самопознание, самонаблюдение, самолюбие, самоорганизация, самовнушение, самокритика, самопожертвование, самоуправление, самодеятельность, саморазвитие, самореализация, самодостаточность, самовоспитание, самоактуализация…

И тогда из уст взрослых вместо приказов, запретов, одергиваний, требований, угроз и высмеивания (чаще с тормозящей частицей «нет», унижающих достоинство растущего человека, ребенок будет слышать:

-Ты у меня умница;

-Подумай - и у тебя получится, а если не получится, тогда мы вместе будем думать;

-Не волнуйся! У тебя все получится.

-Не переживай, у каждого в детстве так было, все пройдет.

-Молодец! Ты преодолел, ты справился!

-Ты конечно, можешь поступать по – своему, но мне кажется, ты должен еще подумать - правильно ли это?

-Человек всегда стоит перед выбором. Умный человек всегда выбирает то, что приносит пользу людям и ему самому.

-Каждый может ошибаться, главное уметь признавать ошибки и исправлять их. Я уверена, что и ты сможешь это сделать.

-Действуй, я тебе доверяю.

.

При таком разнообразии применяемых форм работы с родителями, все-таки возникает непонимание и разногласия.

А вот мнение, основанное на опросах педагогов:

- родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить его уровень развития, не хотят видеть недостатки;

- перекладывают ответственность за воспитание и обучение на детский сад;

Таково мнение педагогов. А вот что сказали об этой проблеме родители:

- невнимание к детям со стороны воспитателей;

- что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;

- мало практической информации;

Отсюда следует вывод:

 Родители не имеют открытого доступа к работе воспитателя, нет адекватного обмена мнениями.  

Некоторые известные педагоги утверждают, признаками сильной системы являются:

- открытость;

- гласность;

- взаимообмен мнениями;

- серьезное отношение к индивидуальности ее участников;

- гордость за свое учреждение.

Педагоги обязательно должны строить работу на:

- взаимном доверии во взаимоотношениях с родителями;

- учитывать индивидуальность каждой семьи: возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень;

-одновременно влиять на родителей и детей;

-соблюдать систематичность и последовательность в работе;

- использовать РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ в работе с родителями;

Только на этих принципах можно выстроить новую модель взаимодействия: родитель – семья – педагог, где взрослые являются сотрудниками, партнерами.

Итак, что же это за формы работы с семьей?

Назовем наши традиционные формы:

- родительские собрания;

- беседы;

- консультации;

- анкетирование;

-практикумы;

- семинары;

- наглядная информация;

- выставки;

- посещение семьи;

- конкурсы; и др.

Существуют также и нетрадиционные формы работы с родителями:

- круглый стол;

- вечер вопросов и ответов;

- семейный театр;

- семейный музей;

- родительская почта;

- семейная гостиная;

- семейный клуб;

- телефон доверия;

- семейная библиотека;

- библиотека игр;

- походы;

- родительские посиделки;

- просмотр видеороликов, видеозарисовок, слайдов из жизни ДОУ;

- рекламная информация;

- родительская газета;

- родительский журнал;

- переписка с родителями;

- презентации выставок детских работ, концерты силами детей и взрослых;

Чтобы ваша работа с родителями строилась успешно, придерживайтесь следующих правил:

-отметьте  положительные факты жизни ребенка;

-замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;

-желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы, если не готовы сейчас – прямо об этом скажите;

-вселяйте в родителей веру в своего ребенка;

-щадите самолюбие родителей;

-не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей;

Алгоритм взаимодействия с семьей.

1. Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

3. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Вы не должны говорить, что так не правильно. Не опровергайте, а предлагайте свои способы воздействия, призывайте объединить усилия для выработки единых требований.

4. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи.

Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

5. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, советуется с родителями и прислушивается к ним. На это стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в том числе и на перевоспитание ребенка.

6. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором всех контактов является педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль родителей в воспитании и развитии ребенка"

Организация развивающей среды ребенка дома...

"Роль родителей в воспитании и развитии ребенка"

Организация развивающей среды ребенка дома...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей по познавательно-речевому развитию детей».

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много ...

Роль родителей в воспитании и развитии ребенка

Консультация для родителей по гендерному воспитанию детей. Роль материп и тоца в воспитании девочки и мальчика....

Роль родителей в воспитании и развитии ребенка

Роль родителей в воспитании и развити ребенка...

Консультация для воспитателей "Роль музыкально-дидактических игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Роль музыкально-дидактических игр  заключается в том, чтобы помочь ребёнку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игр...