«Развитие детской инициативы с использованием современных педагогических технологий по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
методическая разработка

ченцова татьяна александровна

Детская коммуникативная инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.



 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение - детский сад комбинированного вида №3

Барабинского района Новосибирской области

Мастер-класс для педагогов

«Развитие детской инициативы с использованием современных педагогических технологий по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

 Организовала и провела воспитатель ВКК: Ченцова Т.А.

.В настоящее время  у современных детей отмечается взаимосвязь высокого уровня технического развития с низким уровнем развития коммуникативных навыков. Тогда как готовность к эффективному коммуникативному общению ребёнка с другими людьми - одно из необходимых условий развития гармоничной личности в период дошкольного детства. В целевых ориентирах дошкольного образования в качестве результатов указывается на то, что ребёнок должен проявлять «инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности».

Инициатива это способность и склонность к активным и самостоятельным действиям.

Выделяют четыре сферы инициативы:

  • коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
  • творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
  • инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
  • познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

Коммуникативная инициатива дошкольников - это опыт социального взаимодействия; умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками;   возможность обращаться к партнеру по собственной инициативе, желая склонить его к общению, перестроить контакты или их прекратить. 

Инициатива детей очень часто проявляется в общении. Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты. В этом поможет: специально организованная образовательная деятельность воспитателя с детьми с использованием системно – деятельностного подхода, где педагог:

строит ход деятельности в форме «диалога»:   задаёт вопросы проблемного характера,  всегда даёт детям время подумать над ответом, задаёт наводящие вопросы, которые подводят ребёнка к правильному ответу,  позволяет детям комментировать, задавать вопросы, вступать в обсуждение.

Метод проектов это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей. Важным этапом в развитии коммуникативных возможностей дошкольников является защита проекта, где дети реализуют весь свой творческий потенциал, у них развивается творческая активность и фантазия, совершенствуются коммуникативные умения.

Применяя игровые технологии, используются сюжетно-ролевые игры,в таких играх существует два вида общения: собственно игровое и организационное. Игровое общение определяется сюжетом, содержанием игры и осуществляется от имени взятых на себя ролей. Организационное общение имеет место при выборе темы игры, определении состава участников, распределении ролей, контроль за выполнение правил поведения в игре. Именно этот вид общения способствует развитию «общественности», инициативы.

Игры с правилами служат для дошкольников упражнениями в отношениях с другими людьми Игры с правилами ставят детей перед необходимостью договориться, проявлять инициативу, спланировать дела, выявляют способность ребенка к деловому сотрудничеству в усложняющихся обстоятельствах. Игры с правилами становятся стимулом совершенствования инициативы у детей в коммуникативной деятельности.

Технология - рефлексивный круг (Мы его обозначаем как утренний или вечерний круг) — предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений, способствует совершенствованию речи как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений. С целью анализа и определения плана работы на день, круг проходит утром – в начале образовательной деятельности. Он объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, На «утреннем круге» могут быть заданы такие вопросы: – Какое у вас настроение? У кого утро доброе? Кто, хочет поделиться новостями?

Вечерний круг начинается с подведения итога дня. Это анализ деятельности детей: дети и взрослые обмениваются информацией, анализируют деятельность детей - что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а что мешало в достижении цели.обсуждают возникшие проблемы,

Технология « Дети –волонтеры» -предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

Многие дети стеснительны, боязливы, неинициативны, у кого-то может быть занижена самооценка, и они не желают высказывать неординарные решения на поставленный вопрос, выдвигать гипотезы, ждут решений от других. Налицо отсутствие самостоятельности и инициативности. В таких случаях находит свое применение Технология Брейнсторминг или еще ее можно назвать Мозговой штурм- дает возможность проявить свою инициативность, оценить и выбрать лучшие решения. Эта технология удачно сочетается с опытно-экспериментальной, проектной деятельностью.

Алгоритм технологи «Брейнсторминг»:

1.Детям на мотивационном этапе ставится проблема или задается ситуация для решения.     Проблемная ситуация и цель должны быть чётко сформулированы.

2.Далее дети, в ходе организационного этапа разделившись на подгруппы, повторив правила, приступают к деятельности в малых группах: «Создатели идей» и «Эксперты». (думают над ее решением)

3. Во время деятельностного этапа «Создатели идей» высказывают возможные решения проблемы, в том числе и фантастические.

Воспитатель фиксирует их. Заслушиваются все идеи, а затем по одной.

Когда идеи иссякнут, надо дать слово "экспертам". Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения. 

Обязательно нужно предоставить возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент - вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами. 

 Примерные вопросы к детям при обсуждении:

Подходит ли эта идея? Почему?

Какая идея наиболее подходит?

Давайте подумаем вместе?

А как сделать, чтобы? Как вы думаете, если…?

Какие условия отбора?

На заключительном этапе воспитатель даёт общую оценку деятельности детей. Дети проводят самоанализ своей деятельности.

Брейнсторминг предполагает запрет на насмешку и критику любых идей. Можно смеяться, высказывая свою сумасшедшую идею, но нельзя смеяться над ней.

Предлагаю вам на практике окунуться в мозговой штурм и немного поиграть. 

Нужно разделиться на две команды «Создатели» и «Эксперты».

Первая тема для обсуждения

 Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? (Обдумываем, высказываем, оцениваем высказывания)

Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась? (Не выносить куклу из дома; привязать к платью; играть всегда в одном месте; класть всегда в одно и то же место; никому не давать играть; вделать в куклу автоматическую пищалку, которая через каждые полчаса подает звуковой сигнал. 

Теперь я предлагаю командам поменяться :  команда «Создатели идей» станет «Экспертами».


Как можно определить время, если нет часов? (Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку)... 
Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать или не стоит делать? (Не спрыгивать с окна, не забираться на нос лисице, покатиться по другой дороге чтобы не встретиться с лисой, не разговаривать с лисой.

Для следующей работы, я предлагаю разбиться на 3 группы. Вытянуть карточку с названием технологии. Придумать в группе какую то ситуацию или мероприятие направленные на развитие коммуникативной инициативы детей, используя эту технологию. Тема недели у нас будет «Безопасность на дороге». (Нужно показать как вы будете объяснять и добиваться своей цели – в данном случае это общение детей)

Детская коммуникативная инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективное использование современных педагогических технологий в работе с детьми раннего дошкольного возраста»

Каждому известно, как непросто ухаживать за нежными цветами, вырастить плодоносящее дерево.  Да, но до чего удивительно превращение слабого росточка в крепкое, выносливое растение! А разве ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно – патриотическом воспитании, в своей работе...

Использование современных педагогических технологии при формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, т.е. сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с роди...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современно...

Использование современных педагогических технологии при формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становитс...

Консультация для воспитателей: «Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей: «Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».Нравственно-патриотическое воспитани...