Использование средств экологического воспитания в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (старшая группа)

Ни один из видов детской деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне вне предметной среды. Деятельность ребенка осуществима только при условии, что у него есть соответствующие средства и объекты, а также необходимые способы действия. Ведь в условиях предметного вакуума у ребёнка исчезает стремление узнать новое, возникает апатия. Поэтому создание предметно-развивающей среды является важнейшим условием благоприятного развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns_portal.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Использование средств экологического воспитания в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Ни один из видов детской деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне вне предметной среды. Деятельность ребенка осуществима только при условии, что у него есть соответствующие средства и объекты, а также необходимые способы действия. Ведь в условиях предметного вакуума у ребёнка исчезает стремление узнать новое, возникает апатия. Поэтому создание предметно-развивающей среды является важнейшим условием благоприятного развития ребёнка.

Особое значение в дошкольных образовательных организациях придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра. Основные виды деятельности, которые обеспечивают познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста: решение познавательных задач, экспериментирование и проектирование.

Обозначим приоритетные формы презентации информации и их место в экологическом воспитании старших дошкольников в процессе становления их познавательного интереса.

Игры – интеллектуальные и сенсорные игры, игры-исследования, дидактические и подвижные игры. Игры помогают закрепить и углубить знания детей, использовать знания на практике, мотивируют детей, вносят в воспитательную деятельность разнообразие, соревновательный компонент, помогают разобраться в свойствах объектов, получить дополнительную информацию об объектах окружающей среды, могут стать толчком к исследовательской деятельности.

Опыты:

Опыты помогают детям показать определенное явление или объект во всей полноте, удивить, проследить динамику процессов, сравнить, проанализировать полученную информацию, сделать выводы, подтвердить или опровергнуть их. Необходимо научить ребенка видеть связь старого опыта с новым, уметь поставить ребенка перед проблемой, которую необходимо решить и для решения которой ребенок имеет необходимые средства, которые нужно найти.

Простые опыты – это преобразование предмета, явления или ситуации с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных качеств объектов, установление связей между ними др. Если необходимо сформировать познавательный интерес у ребенка, нельзя давать ему готовые способы решения проблем. Наоборот, необходимо создавать преграды, не облегчать, а усложнять поиск новых способов, определяя лишь путь к их самостоятельного открытия. Детям нужно научиться желать искать решение каждый раз, когда перед ними возникает препятствие, а не использовать обходные пути. Важно не только продемонстрировать ребенку яркий опыт, удивить его, но и помочь разобраться, почему получен именно такой результат, проанализировать его, обобщить, запомнить на будущее и в дальнейшей деятельности опираться на этот результат. Важно также, чтобы ребенок видел практическое использование результатов опытов в повседневной жизни.

Исследования:

Эту форму работы рассматриваем как сочетание наблюдения, анализа, сравнения, выдвижения гипотез и их проверки, а затем формулирование выводов. Исследования можно выполнять мысленно, собирая информацию во время прогулок, экскурсий, опытов и наблюдений. Исследование охватывает умение получать сведения из самых разнообразных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения и классифицировать их. То есть дети должны учиться работать на теоретическом уровне. Такое исследование предполагает постановку проблемы, выдвижение гипотезы, ее проверку (эксперимент) и анализ результатов. Кроме того, исследовательская деятельность требует от исследователей корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений.

Исследования (Н. Поддяков, Н. Лысенко и др.) доказывают, что метод экспериментирования эффективен в плане повышения познавательной активности, однако чаще всего он используется в процессе познания мира живой и неживой природы. Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Поддяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования этого вывода приводятся много доказательств. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности по экспериментированию. Следовательно, возможности метода экспериментирования значительно шире, чем его используют в практике работы учреждений дошкольного образования. Ценность этого метода заключается в том, что он дает возможность ребенку самостоятельно найти решение, подтвердить или опровергнуть личные представления и тому подобное.

Моделирования явлений и процессов – это доступный, наглядный и образный метод ознакомления детей с окружающей средой. Этот метод помогает детям понять суть явления, рассмотреть процесс, открыть для себя принцип его действия, определить условия, при которых он может действовать. Объяснить дошкольникам условия возникновения природных явлений и развитие природных процессов, повторить их несколько раз, чтобы дети могли подробно разглядеть их, помогают модели.

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, обеспечивая разные виды интереса (умственной, игровой, физической и др.), что становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Накопление практического опыта действования и развитие познавательной и общественной направленности формируют у ребенка-дошкольника стремление к самостоятельности.

Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.

Многочисленные исследования позволяют уточнить некоторые признаки самостоятельности ребенка:

– самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением;

- уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия. Поэтому то, что оценивалось как проявление самостоятельности у двух, трехлетних детей (умение аккуратно есть, одеваться без помощи взрослого) уже недостаточно для характеристики того же качества у старших детей.

В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени:

Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого.

Вторая ступень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Основное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Инициативный интерес ребенка выступает в разных формах его деятельности и общения, нередко выходя за пределы установленных взрослыми правил поведения.

Третье условие – взаимодействие с родителями по созданию условий для познавательного интереса дошкольников в условиях семьи. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и само актуализации обучающегося. Его дополнительный эффект – межличностное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке взаимодействующих. Взаимодействие человека с другими людьми – это особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения.

В процессе воспитания важно соблюдение принципа единства требования в дошкольной образовательной организации и семье, поэтому очень важно организовать работу с родителями. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Как указывает ряд авторов, традиционные формы подразделяются коллективные, индивидуальные и наглядно–информационные [34;51].

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания – это действенная форма работы педагога с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу. Ее особенность – активное участие и педагога, и родителей.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли дошкольной образовательной организации, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки и т.п.

В настоящее время, как отмечает Е. Ефимова, особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу игр, круглых столов и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к дошкольной образовательной организации. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Для развития познавательного интереса при формировании естественно-научных представлений дошкольников необходимо педагогам в сотрудничестве с родителями создать благоприятные условия, а именно:

– развивать познавательные интересы детей в рамках всех занятий, во время создания образовательных ситуаций;

– использовать методы и приемы, направленные на активацию процесса усвоения знаний – использовать блоково-тематическое планирование, учитывая подготовленность старших дошкольников, исключить такую передачу знаний ребенку, когда происходит перенасыщение информацией;

– использовать такие педагогические приемы, которые обеспечивают у дошкольников повышение сознательного отношения к процессу познания;

– способствовать формированию представлений о важности некоторых открытий, рассматривая детские книги и энциклопедии;

– создавать различные коллекции, мини-музеи определенной актуальной тематики;

– в процессе экспериментирования развивать умение планировать, моделировать, сравнивать;

– развивать умение детей проводить исследования самостоятельно;

– создавать образовательные ситуации «повышенной сложности».

Определим педагогические условия, направленные на становление познавательного интереса в процессе экологического воспитания:

– тщательный отбор содержания экологического воспитания – интересного, целесообразного и доступного для современных детей;

– совершенствование познавательных навыков, способностей, умений, обогащение представлений об окружающей среде;

– в процессе занятий соблюдать соотношение нового и уже известного;

– возможность использования различных методов и приемов для активизации интереса и вариативность стратегий содержательного общение педагога с детьми;

– использование разнообразных дидактических и методических средств в процессе познания детьми окружающего мира;

– включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия, проблемы и достигать успехов в их решении.

Таким образом, выделены следующие педагогические условия развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста: создание необходимой предметно-развивающей среды, развитие самостоятельности детей, взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".

Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....

"Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"

Основной задачей работы по этнокультурному компоненту мы считаем формирование познавательного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего...

Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются особенности  развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста....

Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста

Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку поз...

Статья "Дидактические игры и упражнения по экспериментированию как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной ак...

Экологическая тропа как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Экологическая тропа как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры имеют большое значение для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное вы...