Мастер-класс для педагогов ДОУ «ЛЭПБУК «Моя семья», посвящённый «Году семьи»
методическая разработка

Полежака Ирина Владимировна

Цель: познакомить педагогов ДОУ с методическим пособием лэпбук и этапами его изготовления. 

Задачи: 

1. Проанализировать форму работы лэпбук с точки зрения инновационности и педагогической ценности.

2. Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука и этапами работы с ним.

3. Формировать практические навыки изготовления интерактивных папок.

Дидактический материал: готовые лэпбуки на разные темы.

Раздаточный материал: картон белый – основа 2 листа, листы формата А4 - шаблоны, карточки по теме, ножницы, скотч, клей.

Ожидаемый результат: лэпбук на тему «Моя семья».

Методическое пособие лэпбук «Моя семья» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Данное пособие является средством закрепления представлений о своей семье.                                                                                             

Пособие лэпбук «Моя семья» представляет собой картонную папку из четырех листов страниц А4. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация, задания, игры по данной теме.

Цель  пособия: Знакомить детей с ролью семьи, профессиями их близких, увлечениями, семейных традиций и ценностей, взаимоотношений в жизни семьи, а также укрепление духа семейного единства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_dou_lepbuk-_moya_semya.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«ЛЭПБУК «Моя семья»,

посвящённый «Году семьи»

 

Подготовила: И. В. Полежака,

воспитатель

г. Кирсанов

Цель: познакомить педагогов ДОУ с методическим пособием лэпбук и этапами его изготовления. 

Задачи: 

1. Проанализировать форму работы лэпбук с точки зрения инновационности и педагогической ценности.

2. Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука и этапами работы с ним.

3. Формировать практические навыки изготовления интерактивных папок.

Дидактический материал: готовые лэпбуки на разные темы.

Раздаточный материал: картон белый – основа 2 листа, листы формата А4 - шаблоны, карточки по теме, ножницы, скотч, клей.

Ожидаемый результат: лэпбук на тему «Моя семья».

Ход мастер-класса:

I.  Организационная часть.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы представить Вам, на мой взгляд, инновационное методическое пособие– лэпбук! Как вам известно, 2024 год посвящён «Году семьи» и сегодня мы с вами изготовим лэпбук. 

II. Теоретическая часть.

- Процесс получения новых знаний требует основательного подхода, заинтересованности всех участников данного процесса, их вовлеченности, активности, а именно познавательной активности.

- Я считаю, что проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у детей потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

- Наша задача, прежде всего, состоит в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь их полезным занятием. Необходимо учитывать, что дошкольники не могут учиться по требованию взрослых. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим, в чем они испытывают практическую необходимость, что им интересно. Таким образом, цель педагога научить ребенка учиться, добывать и перерабатывать информацию и в дальнейшем использовать ее.

- В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стала тематическая папка или «лэпбук».

- Уважаемые коллеги, ответьте, пожалуйста, а вам знакомо такое слово «ЛЭПБУК»? (Ответы). 

- Итак, лэпбук – это интерактивная папка, изготовленная самостоятельно или с использованием готовых шаблонов. Лэпбук подталкивает ребенка к самостоятельному поиску информации, проведению исследования, созданию проекта. Это очень наглядный способ обучения, потому что папка занимательно и красочно оформлена кармашками, карточками, окошками, различным дидактическим материалом. С ней занятия становятся интересными, познавательными, запоминающимися.

- Чем для меня стала привлекательна данная форма работы?

1. Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную совместно или же своими руками книжку.

2. Ребенок научится самостоятельно собирать, анализировать и организовывать информацию.

3. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому и сделать коллективный лэпбук.

4.  Это просто интересно, развивает творческий подход и фантазию!

5. Лэпбук полностью соответствует требованиям и принципам ФГОС, а также служит прекрасным дополнением к развивающей предметно-пространственной среде группы.

Чем полезен лэпбук в работе педагога?

•  организовать материал по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; 

• оформить результаты совместной проектной деятельности; 

• организовать индивидуальную и самостоятельную работу с детьми; 

• реализовать партнерские взаимоотношения между взрослыми и детьми;

•          творческая самореализация педагога, ребенка, родителей.

          

            -  Позвольте, продемонстрировать Вам, уже имеющиеся у нас в группе лэпбуки, на темы: «Осень», «В гостях у сказки», «Зима», «Весна», «Огород» ...  (Демонстрация лэпбуков).  

Каждый лэпбук посвящен определенной теме, и чем конкретнее тема, тем подробнее можно ее раскрыть. Для старших дошкольников лучше выбирать конкретные темы. Для младших дошкольников тема может быть более общей, но оформление должно быть ярким и запоминающимся, так как маленькие дети лучше воспринимают визуальную и тактильную информацию.

            Требования к лэпбуку:

1. Прочность. Материал должен быть такой, чтобы многоразовое использование папки не привело к потере качества.

2. Эстетичность. Красочное оформление поможет заинтересовать ребенка.

3. Информативность. Полное раскрытие конкретной темы.

4. Доступность. Текст излагается кратко, понятно и доступно.

5. Вариативность. Тема должна быть раскрыта разными способами освоения информации.

- Что нужно, чтобы сделать лэпбук? Сегодня я предлагаю для Вас тему лэпбука «Моя семья». 

Разберем этапы работы:

1. Тема (Сегодня для Вас я ее подготовила) «Моя семья».

2. План (Используем для того, чтобы продумать все, о чем вы хотите рассказать в папке, так как это учебное пособие).

По данной теме, я предлагаю Вам следующий план:

• Семейное дерево (Родословная). Раскроем иерархию семьи, узнаем о членах семьи и др.

• Семья это…  Знакомим с ценностями и традициями семьи.

• Периоды жизни человека. Формируем знания о периодичности жизни человека и членах семьи.

• Профессии семьи. Расширяем знания о труде и профессиях близких и не только.

• Занимательные задания, загадки о семье, пазлы. Вызываем интерес к теме, развиваем познавательные способности.

3. Макет. Черновик. Мы рисуем на листе бумаги, как, что и где у нас будет находиться, т.е. распределяем информацию по пунктам плана, и выбираем форму, в которой она будет представлена в лэпбуке (кармашки, пазлы, разрезные картинки, мини-книжки, блокнотики, гармошки, карточки). Все зависит от вашей фантазии!

4. Создание шаблона. (См. приложение) Сегодня мы обучаемся новому и для Вас есть шаблоны, рассмотрите их. Также и Вы можете для начала работы с лэпбуком предложить ребенку (группе детей) готовые шаблоны, заинтересовать созданием папки, затем изготовить совместно, а дальше использовать его в работе. А в перспективе ребенок и родитель, ребенок делает самостоятельно.

5. Изготовление лэпбука.

 

III. Практическая часть.

- Уважаемые, коллеги! Я предлагаю приступить к практике. Обратите внимание, на Ваших рабочих местах есть все необходимое, приглашаю Вас к работе.

- Для создания лэпбука нам понадобятся такие материалы: 

• Обычная бумага, цветная бумага для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо. Для нашей встречи, я уже подготовила для Вас шаблоны. (2 листа А4 – основа)

• Ножницы, степлер.

 • Клей-карандаш для бумаги.

• Скотч.

• Картон белый или просто плотный 2 листа. Для экономии времени, цветную основу папки я распечатала для Вас на плотной фотобумаге. 

 - Приступим к работе! По шаблону Вы видите, что один лист А4 основы папки мы оставляем нетронутым, а другой разрезаем пополам. Затем склеиваем их скотчем так, чтобы получились обложка и сгибы. (См. приложение)

- Как Вы успели заметить, на основе папки уже размечены места, где будут расположены кармашки с заданиями и др.. Это и есть готовый макет. Наша следующая задача вырезать все детали и приклеить на свои места по разметке на шаблоне.

 

Педагоги самостоятельно вырезают и приклеивают кармашки и картинки-наполнители.  (См приложение)

В процессе изготовления педагоги получают рекомендации по работе с данным лэпбуком. 

IV. Заключение.

В результате мы изготовили лэпбук, в нем поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать его по-своему.  Я постаралась рассказать обо всех этапах создания лэпбука. Подведем итог.

 

Мы можем научить детей посредством интерактивной папки:

•  планировать предстоящую деятельность;

• договариваться со сверстниками;

• распределять обязанности;

• искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

• самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

• принимать собственные решения, опираясь на свои представления и умения, делать выбор;

 

Преимущество использования лэпбука:

 

- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к взаимодействию со взрослыми и сверстниками;

 

- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни ребенка и детского сада;

 

- лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход; инновационный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности;

 

- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов.

 

Таким образом, ЛЭПБУК – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной, совместной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной образовательной программой дошкольного учреждения.

 

Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

- Если вы что-то узнали нового поднимите жёлтый смайлик, если было не интересно- красный, если вы готовы поделиться данной находкой- зелёный.

Ваши вопросы и предложения.

Спасибо всем за внимание и сотрудничество!

 

 

 

 

Используемая литература

Список литературы:

1. Блохина Е. Лэпбук – «наколенная книга»/Е. Блохина, Т. Лиханова // Обруч. – Москва, 2015, № 4. 

2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС  Д. А. Гатовская  Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. 

3. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении  

О.Р. Родионова. - М., 2000. 

4. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. 

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155).

6. http://kuso4ek-neba.ru/materialyi-dlya-skachivaniya/chto-nekoe-lepbuk/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.

В представленном материале автор  рассказывает  о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...

МАСТЕР-КЛАСС И СОВМЕСТНОЕ ЗАНЯТИЕ С РОДИТЕЛЯМИ «Фитбол-гимнастика для всей семьи»

Предупредить  возникновение  неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Гимнастика с использованием фитболов - новая форма занятий по физическому воспитанию и коррекц...

Мастер-класс для конкурса "Педагог года 2016"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9944562","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Мастер-класс на конкурсе "Педагог года -17" в номинации "Воспитатель года"

Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников посредством организации музыкальных дидактических игр....

Сценарий праздничного концерта посвящённого году семьи.

В концерте участвуют родители и дети .Возрастные категории неограничены.Концерт требует индивидуальной подготовки....

Сценарий праздника, посвящённого году семьи в России для родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Данный сценарий расчитан на совместный досуг детей и родителей. В мероприятии принимают активное участие все члены семьи, благодаря чему создаётся радостное настроение у всех участников....

Мастер класс к конкурсу Педагог года на тему "Напольное полотно"

Делюсь своим мастер классом к конкурсу, имеющим краткое выступление на 10 мин....