Описание опыта работы "Подходы к планированию образовательной деятельности с использованием технологии «План-дело-анализ»
методическая разработка

Капранова Мелисса Ирфановна

На первый план выдвигается становление ребенка как самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой, благодаря которой создается пространство социального опыта ребенка, он познает себя, осваивает способы общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predyavlenie_opyta_plan-delo-analiz.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Подходы к планированию образовательной деятельности с использованием технологии «План-дело-анализ»

 «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически  требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стереотипами «войти» нельзя. 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования принципиально меняет содержание и организацию образовательного процесса.

На первый план выдвигается становление ребенка как самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой, благодаря которой создается пространство социального опыта ребенка, он познает себя, осваивает способы общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 

С 2017 года наше дошкольное учреждение работает в экспериментальном режиме по внедрению основной образовательной программы «Вдохновение». Реализация программы предполагает кардинальные изменения в планировании, организации образовательного процесса, в ведении документации на группе, в построении развивающей предметно-пространственной среды.

Система педагогических мероприятий с детьми в рамках программы «Вдохновение» включает реализацию образовательных технологий, одну из которых я представлю Вашему вниманию.

(Детский совет, педагогическое наблюдение, детское портфолио, план-дело-анализ). 

Технология (Лидии Васильевны Свирской) «План-дело-анализ» - представляет собой новую модель планирования образовательного процесса, основной педагогической целью которой является – предоставление  детям возможности проявлять инициативу и активность, осуществлять осознанный выбор собственной деятельности и возможность реализовать себя в выбранной деятельности. (по другому ее называют - технология организации жизнедеятельности детей).

«План-дело-анализ» включает в себя структурные компоненты, которые заложены в название данной технологии:

1. ПЛАН - Утренний групповой сбор (Детский совет), на котором осуществляется обсуждение и выбор темы, планирование детской деятельности в рамках определенной темы, а также определение центров активности, материалов и оборудования, выбор партнеров и объединение детей  в подгруппы.  

Перед обсуждением и выбором темы вместе с детьми мы включаем в этот процесс родителей. В приемной группы определено место «Стена вопросов». В течение определенного этапа (от 3 до 5 дней) родители, общаясь со своими детьми, узнают о том, что интересно их ребенку именно в данный промежуток времени и записывают вопросы или предполагаемые темы на «Стене вопросов». По истечении этого этапа все вопросы обсуждаются  с детьми и определяется будущая тема (детское голосование или объединение похожих вопросов в одну тему).

Совместное планирование сопровождается ведением записей детских идей с указанием имен (заполнение «паутинки»). В ходе совместного обсуждения я помогаю (напоминаю) детям что (кем, как, когда) уже сделано, рассказываю, какие материалы, и в каком центре подготовлены на сегодняшний день.

Дети самостоятельно осуществляют выбор деятельности, выбирают  центр и обозначают свой выбор на «Доске выбора». В работе с «Доской выбора» определены правила, которые дети знают и выполняют (количество «открытых» центров на сегодня, количество детей, которые сегодня могут находиться в каждом центре).

2. ДЕЛО – Самостоятельная или совместная деятельность в центрах детской активности.

Необходимым условием эффективной деятельности детей в центрах является их оснащение самыми разнообразными материалами. Предпочтение следует отдавать таким, которые можно назвать «открытыми», расходными (бумага и различные изобразительные средства, лоскуты ткани, нитки, коробки разных размеров и прочий неоформленный материал доступный для свободной трансформации, тематические карточки, схемы, алгоритмы,  образцы).

На данном этапе  хочется обратить внимание на то, что в ряде случаев я приглашаю некоторых детей поработать со мной в центре по моему выбору, когда это является важным и необходимым для самого ребенка.

Поэтому, для меня остается спорным моментом, который я хотела бы вынести на обсуждение – это организация  образовательного процесса  в центрах (количество взрослых в группе на период ОД, периодичность – как часто?)

3. АНАЛИЗ -  Итоговый сбор, рефлексия деятельности проводится ежедневно после того, как дети - реализуют свой план деятельности в  центрах  активности. Задачи данного этапа -  предъявить индивидуальные достижения ребенка и общие итоги работы в центрах активности; обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, обратиться к «паутинке» и наметить последующие шаги в планировании и предстоящей деятельности. Ежедневные обсуждения выполненных дел могут вызывать новые идеи детей и взрослых, которые будут внесены в план. . На данном этапе используем рефлексивную технику «Дерево успеха».

        Данную технику мы проводим с детьми по завершению дня (вторая половина), а так же после занятий, чтобы проверить успешность освоения материала. «Дерево успеха» детям хорошо знакомо.  Дети производят самооценку своей деятельности при помощи листьев разных цветов. Но что примечательного, дети могут оценивать не только себя, но и своих товарищей. При помощи этого дерева мы можем отслеживать успех каждого ребенка.

На сегодняшний день, мы находимся на этапе внедрения  и реализации образовательных технологий и говорить об итоговых результатах еще точно рано. Но использование технологии организации образовательного процесса «План-дело-анализ» позволило достигнуть определенных результатов:

- в деятельности с детьми

у большинства детей в группе сформирована активная позиция, могут высказать свое мнение; многие дети умеют взаимодействовать в подгруппе, договариваться, действовать единой командой; большинство могут самостоятельно определиться в выборе деятельности и довести начатое дело до завершения, получив результат.

- с  родителями

объединить коллектив родителей (большую его часть) в реализации программы, создать атмосферу предметного общения родителей с детьми, способствовать более активному вовлечению родителей в совместную образовательную деятельность через различные  формы взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занимательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии «План – дело – анализ» Тема: «Мы - коллекционеры»

В старшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными и при организации их жизни, мы используем технологию «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ». Данная технология обеспечивает детям позицию полноправных ...

Планирование организации жизнедеятельности детей по технологии «План-дело-анализ» в подготовительной группе по теме «Профессии».

В данном материале предложено планирование организации  жизнедеятельности детей  по технологии «План-дело-анализ»  в подготовительной группе по теме «Профессии»....

Образовательная деятельность с применением технологии "План-дело-анализ" (смотреть в разделе ВИДЕО)

Цель: Углубить и уточнить представления о Родине.Задачи:Образовательные: продолжать закреплять знания детей о России, познакомить с российской символикой, с традициями  и культурой наро...

Конспект утреннего сбора по теме «В мире доброй сказки» с использованием технологии «План-Дело-Анализ».

Конспект утреннего сбора по теме «В мире доброй сказки»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19240154","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"411...

Конспект утреннего сбора по теме «Я вырасту здоровым!» с использованием технологии «План-Дело-Анализ» в подготовительной группе

Конспект утреннего сбора по теме "Я вырасту здоровым!" с использованием технологии "План-Дело- Анализ" в подготовительной группе...

Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской

Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской...