Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей в дошкольном образовательном учреждении
консультация (средняя группа)

Лапшина Евгения Александровна
 
Проблема эмоционального самочувствия детей в образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка
ФГОС ДО о эмоциональном благополучии детей в детском саду:
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:    
  1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными  особенностями  и  склонностями,   развития способностей и  творческого  потенциала  каждого  ребёнка  как   субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей в дошкольном образовательном учреждении

 

Проблема эмоционального самочувствия детей в образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка

ФГОС ДО о эмоциональном благополучии детей в детском саду:

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:    

  1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными  особенностями  и  склонностями,   развития способностей и  творческого  потенциала  каждого  ребёнка  как   субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Эмоции (франц. emotion, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. К эмоциям относят чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они включены в психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем мысленно судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Жизнь без эмоций невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал знаменитый Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоции выступают как внутренний язык или система сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.

Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в ДОУ и вне его. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.

Немаловажным является так же педагогический такт как неотъемлемая часть воспитательного взаимодействия взрослых и детей, основанного на чувстве взаимного уважения и взаимной ответственности. Важно для педагога выработать свой стиль общения с воспитанниками в разных сферах деятельности. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Формы воздействия должны возникать не стихийно (в зависимости от настроения взрослого), а превратиться в своеобразную технику общения, где основной фон составляют положительные эмоции.

Создание условий для развития положительных эмоциональных состояний:

  • акцентирование внимания участников учебного процесса на их эмоциональном опыте (овладение педагогом умениями управлять собственными эмоциональными состояниями и обеспечения эмоциональной основы учебного процесса - приемами аттракции, способами фасилитации и др.);
  • применение различных эмоционально насыщенных педагогических средств, обеспечивающих провоцирование положительных эмоциональных переживаний в учебной деятельности (подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха и др.);
  • нейтрализация негативных состояний (неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, негодование, обида, зависть, страх и т.д.);
  • совершенствование эмоциональной сферы (развитие всех ее составляющих: гармоничное развитие различных чувств и эмоций, формирование адекватной самооценки, развитие умений понимать эмоциональные собственные состояния и причины, их порождающие, преодоление излишней эмоциональной напряженности и повышенной тревожности).

К важным условиям также относятся:

  • профессиональная установка педагога на организацию эмоционально - развивающей среды в группе ДОУ - эмоционально - поддерживающий компонент среды;
  • внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) - эмоционально - настраивающий компонент среды;
  • режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада - эмоционально - стабилизирующий компонент среды;
  • разнообразие занятости детей - игры, занятия, сюрпризные моменты- эмоционально - активизирующий компонент среды ДОУ;
  • наконенц, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками - проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально - тренирующий компонент среды. Проаналзировав психолого - педагогическую литературу, мы определили и выделили наиболее важные, по - нашему мнению, педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка в дошкольной образовательном учреждении:

1. Соблюдение педагогического такта в процессе общения с детьми.

Для успешной реализации этого педагогического условия обеспечения эмоционального благополучия в дошкольном образовательном учреждении воспитателю следует:

  • проявлять заботу о детях, демонстрировать внимание к ним и к их интересам;
  • устанавливать более теплые отношения с помощью тактильного контакта с ребенком;
  • воспитатель должен обращаться к детям с улыбкой, разговаривать вежливо, без агрессии.

2. Общение, строящееся на основе увлеченности совместным видом деятельности со сверстниками и педагогом.

Для успешной реализации второго педагогического условия обеспечения эмоционального благополучия в дошкольном образовательном учреждении необходимо:

  • создание благоприятных условий, доброжелательной атмосферы в группе, способствующей установлению эмоционального контакта между самими детьми и между детьми с воспитателем.

3. Достижение успеха в деятельности ребенка.

Для успешной реализации третьего педагогического условия обеспечения эмоционального благополучия в дошкольном образовательном учреждении нужно:

  • создание ситуации успеха и положительной мотивации;
  • избегать ситуации соревновательности, не сравнивать детей;
  • вовлекать детей во взаимодействие друг с другом.

 Для того чтобы дети росли эмоционально благополучными, мы, воспитатели, должны много работать с родителями. Ведь так много зависит от личности воспитателя! Он должен быть культурным человеком, культурным в широком и лучшем смысле этого слова, знать родителей каждого ребёнка и помнить, что нет двух одинаковых семей, а значит, нужен индивидуальный подход.
  Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу: считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не значит, что он «пуп земли», неженка, заваленный сладостями и игрушками. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком,личностью.
Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой.

   В заключении, хочется отметить, что очень важно, чтобы педагог не останавливался в своем развитии и пополнял свой профессиональный багаж. С воспитателем, который идет в ногу со временем, интересуется тем, что нового появляется в педагогике и психологии, не скучно и не грустно любому малышу. И, конечно, профессионально грамотный и ответственный воспитатель всегда будет заботиться не только о физической сохранности ребенка, но и об эмоциональном благополучии своего воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обеспечению эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста.

«Вводное. Повторение основных эмоций: радость, грусть, страх, удивление, обида, злость».Задачи:1. Актуализация знаний о базовых эмоциях.2. Развитие мимических и пантомимических умений.Ход занятия:1....

Занятие по обеспечению эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста.

«Вводное. Повторение основных эмоций: радость, грусть, страх, удивление, обида, злость».Задачи:1. Актуализация знаний о базовых эмоциях.2. Развитие мимических и пантомимических умений.Ход занятия:1....

Психолого-педагогические условия обогащения эмоциональной компетентности детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается актуальность эмоцианального развития детей дошкольного возраста. Затронуты проблемы развития эмоциональной сферы ребенка, а также с какими трудностями сталкиваются роди...

Подвижная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.

В методической разработке игра представлена как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Прописано значение игры. Создание условий  для эмоционального благополучия ребенка и его позит...

Хороводная игра как средство обеспечение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - период становления личности ребёнка, и в связи с этим главной задачей педагога становится развитие разносторонне развитого человека....

ХОРОВОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Хороводная игра представляет собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизационности, художественной образности и обладает игровой доступностью для дошкольников....

Психолого-педагогические условия развития компетентности родителей в системе дошкольного образовательного учреждения

Проблема становления психолого-педагогической компетентности родителей – одна их наиболее актуальных в системе дошкольного образования. Кто он современный родитель? Чем отличается от родителей прошло...