Доклад на тему: «Организация предметно-развивающей среды, как условие развития речи детей с ОНР"
материал

Магомедова Венера Мирзабековна

Развивающая    предметно- пространственная среда в дошкольных образовательных учреждениях рассматривается,  как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

                                             (С.Л. Новоселова) 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Организация предметно-развивающей среды, как условие развития речи детей с ОНР"

Развивающая предметно- пространственная среда в дошкольных образовательных учреждениях рассматривается, как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

(С.Л. Новоселова)

Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи. А овладение детьми нормами речи – один из важных показателей готовности детей к школьному обучению. Поэтому актуальна проблема поиска оптимальных путей развития связной речи.

На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. Поэтому создание предметно-развивающей среды в группе может стать значимым фактором, влияющим на развитие речи детей.

Развивающая предметно - пространственная среда должна отвечать следующим параметрам:

1. Проблемная насыщенность.

2. Создание условий для самореализации.

3. Многофункциональность и вариативность модели среды.

4. Обыденность, приближение к домашней обстановке.

5. Открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми, преобразование её детьми.

6. Психологическая комфортность (создать обстановку, которая расковывает и подводит к мотивации успешности).

Принципы развивающей предметно - пространственной среды:

  • Принцип активности самостоятельности, творчества
  • Принцип динамичности
  • Принцип учета половых и возрастных различий детей
  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов
  • Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
  • Принцип открытости – закрытости

В состав предметно-развивающей среды входит театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий.

Центр «Музыкальный уголок» .

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью в группе самостоятельно петь песни, исполнять несложные попевки, слушать в аудиозаписи музыкальные классические произведения, песни, сказки. Подбирать простые мелодии на металлофоне, играть в музыкально-дидактические игры, организовывать концерты.

Для этого в нашей группе создан музыкальный уголок. Который помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе. Среда должна быть привлекательна и эстетически оформлена.

Так выглядит центр «Художественного творчества» в нашей группе. В этом центре хранится всё, что необходимо для творчества: это инструменты для работы (различные кисти, ножницы, палитры, трафареты и т. д.). И различный материал (цветная бумага, картон, кусочки ткани, тесьма, акварельные краски, мелки, цветные карандаши и пр.) Такая работа в среде способствует развитию творческого воображения, творческой фантазии, мелкой моторики рук. Давно известно, что насколько хорошо у ребенка развита речь, напрямую зависит от уровня развития у него мелкой моторики рук.

- центр патриотического воспитания.

- центр познавательно-исследовательской деятельности.

- центр сюжетных игр.

- центр математического развития.

Одним из главных составляющих в организации среды для детей с ОНР является - логопедический уголок. Специально оборудованное пространство для индивидуальной коррекционной работы. В основу наполняемости коррекционного уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда.
В его оборудование входят зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, игры на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, артикуляционной моторики.

Наполняемость коррекционного уголка должна осуществляться по разделам:

– артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).
– мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, пирамидки, матрешки, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, игры с пуговицами и т.п.;
– дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т.п.;
– высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др… Наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом;
– фонематический слух: игры на дифференциацию звуков
– звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков, игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т.д.);
– лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.;
– грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;
– связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;

– грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово».

Материал меняется в зависимости от изучаемой лексической темы. Это помогает актуализировать словарь, совершенствовать связную речь детей, упражнять в правильном употреблении грамматических форм языка.

Вывод: Хорошее оснащение развивающей предметно-пространственной среды и рациональное использование всех ее возможностей обеспечивает развитие всех сторон речи детей дошкольного возраста имеющих ОНР, что способствует их всестороннему развитию и успешной социализации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР г. Покачи 2023 г. Воспитатели: Магомедова В.М. Просекова Т.Г .

Слайд 2

Развивающая предметно- пространственная среда в дошкольных образовательных учреждениях рассматривается, как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. (С.Л. Новоселова)

Слайд 3

Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи . А овладение детьми нормами речи – один из важных показателей готовности детей к школьному обучению. Поэтому актуальна проблема поиска оптимальных путей развития связной речи . На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда , в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. Поэтому создание предметно-развивающей среды в группе может стать значимым фактором, влияющим на развитие речи детей .

Слайд 4

1. Проблемная насыщенность. 2. Создание условий для самореализации. 3. Многофункциональность и вариативность модели среды. 4. Обыденность, приближение к домашней обстановке. 5. Открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми, преобразование её детьми. 6. Психологическая комфортность (создать обстановку, которая расковывает и подводит к мотивации успешности). Развивающая предметно - пространственная среда должна отвечать следующим параметрам:

Слайд 5

Принцип активности самостоятельности, творчества Принцип динамичности Принцип учета половых и возрастных различий детей Принцип сочетания привычных и неординарных элементов Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого Принцип открытости – закрытости Принципы развивающей предметно - пространственной среды

Слайд 6

Театральный уголок

Слайд 7

Музыкальный уголок

Слайд 8

Центр художественного творчества

Слайд 9

Центр патриотического воспитания

Слайд 10

Центр познавательно-исследовательской деятельности

Слайд 11

Центр сюжетных игр

Слайд 12

Центр математического развития

Слайд 13

Логопедический уголок

Слайд 14

Артикуляционная гимнастика

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 22

Хорошее оснащение РППС и рациональное использование всех ее возможностей обеспечивает развитие всех сторон речи детей дошкольного возраста имеющих ОНР, что способствует их всестороннему развитию и успешной социализации. Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Организация предметно-развивающей среды в ДОУ

Региональный семинар-практикум «Системно-деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в условиях внедрения ФГОС», проводимый НФ ИЭУП г. Казань в МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 91» г....

Предметно-развивающая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Нарушение речи, ограничение речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребе...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Доклад на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Цель каждого воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапо...

сообщение на тему "Организация и использование среды как фактора развития речи детей".

в сообщении говорится о том,  какие именно факторы влияют на развитие речи ребёнка...

Доклад на тему: «Организация предметно – развивающей среды в ДОУ».

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образов...

Доклад на тему: «Организация предметно-развивающей среды по ФГОС в младшей группе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аяс» комбинированного вида с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Республики Тыва...