Семинар - практикум «Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников».
материал
раскрыть сущность и значение взаимодействия педагога и родителей воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
«Организация активного взаимодействия
с семьями воспитанников».
МДОУ «Детский сад «Василек»
р.п. Мулловка»
Воспитатель: Жилина Е. В.
Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников в вопросах нравственно-патриотического воспитания; систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.
Задачи:
- раскрыть сущность и значение взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
- познакомить с формами и методами проведения мероприятий с родителями, направленных на решение задач патриотического воспитания;
- определить роль семьи в нравственно - патриотическом воспитании;
-выработать согласованные действия педагогов и семьи по вопросам патриотического воспитания.
- поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Ход семинара - практикума.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашего семинара – практикума «Организация активного взаимодействия
с семьями воспитанников».
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно -образовательную микросреду-образовательное пространство. В семье ребенок получает первые уроки нравственности, гражданственности, закладываются его жизненные позиции. Все эти задачи важны и актуальны, но в дошкольном возрасте приоритетной для формирования основ патриотизма, на мой взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.
И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество — это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова "взаимодействие" объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, друзьям по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Для дошкольного периода, характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому – то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Существует множество методик и различных педагогических технологий, способствующих развитию нравственности и патриотизма. Но без предшествующего опыта, без ознакомления детей с историей страны, мы не сможем вырастить их настоящими патриотами, такими, чтобы им хотелось жить в России, стать ей полезной и самое главное просто любить свою страну.
Одним из самых главных аспектов работы воспитателя остается его взаимодействие не только с детьми, но и родителями, ведь прививая нравственные чувства детям, нам необходимо вести параллельную работу с родителями, чтобы они в домашних условиях показывали собственный пример детям. Потому что даже самые успешные методики нравственно – патриотического воспитания, не дают того, что дает собственный пример родителей и воспитателя.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Принципы взаимодействия с родителями.
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Формы и методы работы с родителями.
1.Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьёй осуществляем через различные формы сотрудничества. Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные формы подразделяются:
Коллективные - родительские собрания (проводятся как групповые 3-4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года, групповые консультации, конференции;
Индивидуальные - индивидуальные консультации, беседы;
Наглядно-информационные - папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.
Нетрадиционные формы: информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые, познавательные.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. (Опросы, тесты, анкетирования, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы).
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
- информационно-ознакомительная - ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами
- информационно-просветительская, направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.
Познавательные формы – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка, также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии. («КВН», «Что, где, когда?», «Круглый стол», различные викторины).
Методы взаимодействия с родителями:
Метод проектов
Метод активизации
Метод рефлексии
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, делают фотографии и др. Затем представляют работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
Методы активизации предполагают возникновение интереса к материалу, ассоциаций с собственным опытом, желание родителей активно участвовать в обсуждении (вопросы к родителям, предложения для обсуждения двух различных точек зрения; приведение примеров, использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний).
Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.
К методам формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к воспитанию относятся: анализ педагогических ситуаций; анализ собственной деятельности, метод домашних заданий.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию нравственной личности ребенка. Использование разнообразных форм и методов сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.
Я предлагаю поиграть в КВН «Все начинается с семьи».
Педагоги делятся на две команды, выбирая эмблемы с буквами «И» и «П»: две семьи Ивановых и Петровых
1 задание.
Каждая команда представляет свою семью: рисуют герб и придумывают девиз. Коротко рассказать, что обозначает герб.
2 задание «Разминка»
Вопросы к участникам:
Назовите древнерусскую богиню домашнего очага.
а) Девана;
б) Берегиня;
в) Лада
г) Макошь (Макошь — богиня судьбы, прядущая путь души в земном воплощении, богиня-Мать и богиня-рожаница, попечительствующая деторождению, хранительница рода и домашнего очага. Так же, она почитается как богиня земного плодородия, водной стихии и покровительница Матери Сырой Земли.)
В последнее воскресенье какого месяца в РФ отмечается День матери?
а) Февраль;
б) Март;
в) Сентябрь;
г) Ноябрь (Общефедеральный День матери учреждён в соответствии с Указом президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина от 30 января 1998 года № 120 «О Дне матери» праздник День матери; он отмечается в последнее воскресенье ноября.)
В каком месяце отмечается День Петра и Февронии - Всероссийский день семьи, любви и верности?
а) Февраль;
б) Май;
в) Июль; (День семьи, любви и верности — праздник в России, который отмечается ежегодно 8 июля и приурочен к православному дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии, покровителей брака в православии. Эта супружеская чета жила в городе Муроме Владимирской области в XII-XIII веках.)
г) Март.
Какой цветок является символом нового праздника - Всероссийского дня семьи, любви и верности (Дня Петра и Февронии)?
а) Роза;
б) Незабудка;
в) Ромашка; (Символом Дня семьи выбрана ромашка - полевой цветок, самый распространённый в это время года в России, символизирующий чистоту и мечты о любви и верности. Из года в год география празднования Дня семьи, любви и верности расширяется, и сегодня практически в каждом населённом пункте России праздник отмечается по-своему.)
г) Лилия.
3. задание «Слова, слова»
Семья - она такая разная. Кто больше подберет определений к слову «Семья»
Время выполнения 1 минута (Ячейка общества; родственники вместе; узкий круг однофамильцев; устойчивое объединение особей; малая группа людей, связанная кровными узами; группа близких родственников, живущих вместе; единство, объединение людей, сплоченных общими интересами; по мнению юмориста, это "малое предприятие, работающее по госзаказу и поставляющее государству рабочую силу и солдат"; основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью; группа домочадцев, компания родственных душ.
4 задание «Народная мудрость»
Русский народ очень ценил семейные отношения, и это нашло отражение в фольклоре. Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
1.«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
2.«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
1.«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
2.«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
5 Душевная.
Воспитателям предлагается поиграть в народную подвижную игру: «Поясок – элемент народного костюма»
Команде раздают по три ленточки.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
Подведение итогов КВН
Заключительное слово
Известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями, через взаимодействие и сотрудничество.
«Взаимодействие» - это взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.
«Сотрудничество» - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников».
И если вы будете соблюдать эти принципы в своей работе, то у вас и родителей образуется содружество. «Содружество» - объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов.
На этом наша встреча подходит к концу, большое спасибо за активное участие.
Обмен мнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Организация двигательной активности детей в детском саду»
Движение – не только врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье, но и важное условие формирования систем и функций организма, один из способов познания ребенком ми...
Программа семинара - практикума Организация и методическое сопровождение семейной группы дошкольного образовательной организации
Семинар - практикум содердит нормативную базу по открытию семейной группы, методические рекомендации, опыт открытия семейной группы Алекссевых...
Семинар "Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4"
Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4 Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нр...
Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников по теме: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ» «ЧУДЕСНАЯ ДУДОЧКА» ФЕСТИВАЛЬ ППМСС УО «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»
Обогащение родительских представлений о необходимости создать для детей условия для овладения ими играми и упражнениями, которые направленны на развитие плавного длинного речевого выдоха с целью форми...
Семинар - практикум "Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в семье"
Семинар - практикум "Организация театрализованной деятельности с детьми страшего дошкольного возраста в семье" работа с родителями....
Семинар-практикум: Организация эффективной работы по оптимизации двигательной активности детей»
Цель: учить педагогов построению модели режима двигаельной активности, учитывая возрастные особенности детей....
сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».
сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...