"Звуки наши друзья"
план-конспект занятия (средняя группа)

Цель: совершенствование фонематического слуха, обеспечение развития звуковой стороны речи детей, создание условий для овладения детьми грамматического строя речи.Закреплять умение делить слова на части.Воспитывать речевое внимание,умение слушать воспитателя, желание работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itog_kruzhok.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Звуки наши друзья»

Цель: Совершенствование фонематического слуха, обеспечение развития звуковой стороны речи детей, создание условий для овладения детьми грамматического строя речи.

Задачи:

Образовательные: закреплять умение различать согласные и гласные, твердые и мягкие звуки. Совершенствовать умение делить слова на части.

Развивающие: развивать фонематический слух: определять место звука в слове.

Воспитательные: воспитывать речевое внимание, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Демонстрационный материал: предметные картинки, доска, мячик, игрушка Буратино.

Ход занятия

Ребята, давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, у нас сегодня в гостях Буратино, ему очень нравится заниматься.

Он решил сегодня с вами поиграть и поучиться. Согласны? (Да)

 Беседа.

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков)

-На какие группы делятся звуки(На гласные и согласные)

-Вспомним, чем гласные отличаются от согласных? (Гласные можно петь, при произнесении гласных звуков воздух через рот проходит свободно не встречая преграду на своем пути-зубки и язычок не мешают проходить воздуху)

-Ребята, каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным цветом)

-Давайте назовем их (А, У, О, Э, Ы, И)

Проводится игра «Угадай, какую песню поет Язычок»

Дети по движению губ воспитателя угадывают, какую песенку поет язычок.

Сидел Язычок в своем домике. Стало ему скучно и захотелось песни попеть. Открыл он широко домик и запел«а-а-а» (Правильно) в каких словах слышится этот звук(Аня, аист, азбука и др.).

«Хорошая песенка получилась. Спою ка, я теперь другую», — сказал Язычок. Он выдвинул губы вперед и запел«О-о-о»(Правильно) в каких словах слышится этот звук(Оля, осень, осы и др.).

Потом Язычок вытянул губы трубочкой и запел третью песенку«у-у-у» (Правильно) в каких словах слышится этот звук(утка, улица, усики и др.)

Наконец Язычок улыбнулся и запел свою последнюю песенку«и-и-и»(Правильно) в каких словах слышится этот звук(Ира, ива, искра и др.)

-А, каким цветом, ребята, обозначаются согласные звуки? (Синим цветом).

-Чем согласные звуки отличаются от гласных? (При произнесение согласных звуков струя воздуха встречает преграду – мешают зубки и язычок)

Артикуляционная гимнастика

Ребята, давайте с вами сделаем зарядку для язычка.

(качели, часики, чистим зубки, лошадка, вкусное варенье»

Давайте повторим скороговорки, в которых один звук будет звучать чаще других. Слушаем внимательно.

В шалаше шуршат мыши.

Ужа ужалила ужиха, ужу с ужихой не ужиться.

Проводится игра «Найди пару»

На доске развешаны картинки. Воспитатель снимает одну картинку и спрашивает: «Посмотрите, что нарисовано на картинке, подумайте, с какого звука начинается это слово. (Дети отвечают, теперь внимательно посмотрите на доску и найдите картинку название которой начинается с того же звука, что и ваше слово». Молодцы ребята, все пары подобрали правильно.

Физкульминутка.

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

Воспитатель: вы знаете песенку комарика? Дети: з-з-з-з

В: песенку жука? Дети: ж-ж-ж-ж

В : ветра? Дети: ш-ш-ш-ш,

В : водички? Дети: с-с-с-с

В: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

песенку комарика (З) - заяц, машина, коза, зима, снег; забор, велосипед .

песенку жука (Ж) - живот, белка, жираф, дом, гараж, яблоко, ёжик, ножик;

песенку ветра (Ш) - шапка,  шуба, конфета, шишка, бумага, машина;

песенку  водички (С) - стол, рука, стул, капуста, ананас, самолёт, дерево.

- Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть!

- Ребята, мы с вами вспомнили, что звуки бывают гласные и согласные. Но еще мы с вами знаем, что согласные звуки бывают какими? (Твердыми и мягкими).

-Произнесите согласный звук «С», а теперь произнесите его мягче «Сь» ощущается преграда в ваших ротиках при произношении этих звуков? (Да) При произнесении, какого звука «С» или «Сь»(Мягкого) Правильно, при произнесении мягкого звука преграда как бы удваивается. А еще ребята, мягкий звук обозначается зеленым цветом.

Проводится игра «Назови слова»

На доску вывешиваются домики синего и зеленого цвета. Воспитатель показывает детям картинки со звуком «С». Дети должны определить, мягкий или твердый звук в словах и правильно определить в каком домике живёт, то или иное слово. Также, определяется место звука «С» в слове (начало, середина, конец). (Слон, автобус, лиса, поросенок, синица, лось, семечка, колесо, носок, ананас, гусь).

Проводится игра «Ремонт слов»

-Молодцы ребята, вы все очень хорошо справились, а сейчас мы сыграем с вами в игру «Ремонт слов» Послушайте внимательно и попробуйте починить слова: Рэпка, тярелка, свэт, ляпмочка., буквар, утуг, футбол.

Игра в кругу с мячом «Назови 1-й звук слова»

Воспитатель: «Я назову слово, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать 1-й звук этого слова и перебросить мяч мне».

Примерные слова: (вагон, гриб, гитара, дом, зонт, кубик, слон, кот, мак, нож, флаг, хлеб, шуба, кот, труба).

-Что ж ребята, мы с вами хорошо поиграли, присаживайтесь на свои места.

И в конце нашего занятия, давайте вспомним. Что слова могут делиться на части, какие? (Короткие и длинные)

-Сейчас я, буду вам называть слова, а вы с помощью хлопков, будите определять какое это слово длинное или короткое.

Примерные слова(Кот, машина, лук, малина, рыба, сын, петух, лось, дом, кино, мяч).

Итог занятия:

-О чем ребята, мы сегодня говорили на занятии(О звуках)

-Какие бывают звуки? (Ответ детей)

-А, чем еще занимались? (Играли)

-Придете, сегодня домой, расскажите родителям, чем вы занимались и поиграйте с ними в игры.

- А я, каждого из вас хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии, спасибо за то, что были внимательными и старались. И давайте попрощаемся с нашей гостьей.

До свиданья, до свиданья.

Приходите к нам еще.

Мы вас любим горячо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Звуки – наши друзья» НОД с детьми 4-5 лет

Задачи: Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание; - формировать правильное звукопроизношение; - воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию.Воспитатель:...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Звуки - наши друзья"

Конспект НОД по развитию речи в среденй группе "Звуки - наши друзья"...

Открытое занятие ро развитию речи в средней группе "Звуки наши друзья"

Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание; - формировать правильное звукопроизношение; - воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию....

Конспект НОД образовательной области " Речевое развитие" в средней группе. Тема: " Звуки - наши друзья"

Задачи: Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание; - формировать правильное звукопроизношение; - воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию....

Наши друзья-звуки. Методическая разработка

Конспект занятия по развитию речи...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе : «Звуки наши друзья»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе : «Звуки наши друзья»...