Дополнительная образовательная программа по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность «Почемучка» на 2020-2021 учебный год
рабочая программа

Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы  в образовательный процесс

 

 «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»

А.Энштейн

 

 

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием.             Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные ситуации для решения трудных задач, создавать творческую личность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pochemuchka.docx505.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад №56 «Северяночка»

C:\Users\User\Desktop\_Эмблема1.png

СОГЛАСОВАНО

на педагогическом совете

протокол от _________20___г №____

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МБДОУ                           ДС № 56 «Северяночка»

________________Т.В. Ревкова

Приказ от  _______20___г № ____

04-09

Дополнительная образовательная программа

по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность «Почемучка»

на 2020-2021 учебный год

                                                                         

                                                                          Воспитатель:

                                                                                             Балахонцева Е.Б.

                                                                                     

Титульные листы все верт2_page-0004.jpg

                                           

г. Нижневартовск

Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы  в образовательный процесс

 «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»

А.Энштейн

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием.                      Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные ситуации для решения трудных задач, создавать творческую личность.

Новые образовательные стандарты (ФГОС) определяют приоритетность воспитывать через игру, в игре ребенок познает мир, исследует его, отсюда в нем развивается личность, которая будет востребована в обществе. Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Почемучка» для детей дошкольного возраста (4-5 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Цель и задачи программы

Цель: развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие умственных способностей.

4. Социально - коммуникативное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

5. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

Принципы организации

В основу программы положены принципы:

  • Принцип психологической комфортности.
  • Принцип природосообразности.
  • Принцип дифференцированного подхода.
  • Принцип интеграции.
  • Принцип научности.
  • Принцип доступности.
  • Принцип системности. 

Основное оборудование:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, лупа, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма.
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена.
  • Утилизированный материал: кусочки кожи, ткани, дерева, меха.
  • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Возраст детей, участвующих в программе - от 6 до 7 лет.

В группе занимаются 20 дошкольников.

Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы

Срок реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 1 год.

Формы, методы и режим занятий

Направленность программы кружка «Почемучка» является научно - познавательной, по форме организации – кружковой. Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня, продолжительность: 25 минут. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями, явлениями социальной жизни.

Методы и приёмы работы: игровой, словесный (беседы, рассуждения, разъяснения), моделирование, рассматривание иллюстраций, наблюдения.

Программа направлена на создание условий для развития интеллектуальных, познавательных способностей ребенка, развитие мотивации к исследовательской деятельности и творчеству.

Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения средних дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.

Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Планируемые результаты

К концу учебного года предполагается видеть следующие результаты обучения:

дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике

        

Календарно - тематическое планирование по экспериментированию

для воспитанников старшего дошкольного возраста

Месяц

Занятие

Тема

Содержание и задачи

Октябрь

1-2

Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем

Задачи:

- закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).

Содержание:

- игра «Угадай, что звучит»;

- игра «Отгадай по запаху»;

- игра «отгадай на ощупь»

- на фланеграфе с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств.

3-4

Почему все звучит?

Задачи:

- подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета.

Содержание:

- игра «Что звучит?»

- предложить ребенку тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

5-6

У кого какие детки?

Задачи:

- выделить общее в строении семян (наличие ядрышка).

- побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка)

7-8

Волшебная водица

Задачи:

- закрепить с детьми свойства воды: прозрачность, льется, без запаха);    

- выявить, что вода имеет вес.

Содержание:

- сравнение двух банок по весу;

- заполнение стеклянных банок водой;

- игра «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку)

- вывод.

Ноябрь

9-10

Вода принимает форму

Задачи:

- выявить, что вода принимает форму сосуда, в который налита.

Содержание:

- дети наливают в разные сосуды воду и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах;

- рассмотреть, какой формы вода в разных сосудах;

- вывод.

11-12

Что растворяется в воде?

Задачи:

- показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Содержание:

- дети рассматривают воду, вспоминают её свойства;

- игра «Покрасим воду»;

- игра «Изменим вкус воды»;

- вывод.

13-14

Какие предметы могут плавать?

Задачи:

- дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Содержание:

- рассмотреть предметы различного качества;

- сравнить плавучесть предметов;

- вывод.

15-16

Делаем мыльные пузыри

Задачи:

- познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей,

- познакомить со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленочку.

Содержание:

- рассматривание картинки «Дети играют с мыльными пузырями»

- изготовление состава для пузырей;

- игра «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?»

17-18

Чудо-свеча

Задачи:

- познакоить детей со свойством свечи

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировть, обобщать, делать выводы.

Содержание:

-рассматривание свечей разной формы, размера, цвета;

- беседа о вреде огня;

- игра «Горит – не горит»;

- вывод.

Декабрь

19-20

Воздух повсюду

Задачи:

- обнаружить воздух в окружающем пространстве;

- выявить его свойства: невидимость, без запаха, не имеет формы

- сравнить свойства воды и воздуха

Содержание:

- загадка о воздухе;

- беседа «Что такое воздух? Для чего он нужен»

- игровое упражнение «Почувствуй воздух»;

- игра «Есть ли воздух в предметах»

- вывод.

21-22

Морской бой

Задачи:

- дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары), имеет силу;

- выявить, что воздух легче воды.

23-24

Каждому камешку свой домик

Задачи:

- классифицикация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые);

- показать детям возможность использования камней в игровых целях

Содержание:

- рассматривание камней;

- работа по модели;

- игра «Выложи картинку»

- ходьба по камням.

Январь

25-26

Замерзшая вода

Задачи:

- выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Содержание:

- беседа о свойстве воды;

- рассматривание кусочков льда;

- рассматривание иллюстраций айсбергов;

- игра с льдинками.

27-28

Тающий лёд

Задачи:

- выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед – вода, вода – лед)

Содержание:

- наблюдение за таянием льда;

- рассматривание цветного льда;

- изготовление цветного льда;

- игра с льдинками.

29-30

Свет вокруг нас

Задачи:

- понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру;

- понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

Содержание:

- беседа об искусственном и природном свете;

- игра «Свет бывает разный»;

- игра «Что сначала, что потом»;

- вывод.

Февраль

31-32

Солнечные зайчики

Задачи:

- понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Содержание:

- чтение стихотворения «Солнечный зайчик»;

- игра «Поймай солнечного зайчика»;

- вывод.

33-34

Что отражается в зеркале?

Задачи:

- познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Содержание:

- игра с зеркалами;

- игра «Найди свое отражение в предметах»

- вывод.

35-36

Все увидим, все узнаем

Задачи:

- познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением.

Содержание:

- знакомство с лупой;

- рассматривание предметов через лупу;

- зарисовка в рабочем листе.

37-38

Песочная страна

Задачи:

- выделить свойства песка (сыпучесть, рыхлость, из него можно лепить);

- познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Содержание:

- беседа о свойстве песка;

- рассматривание песка через лупу;

- создание картины с помощью песка.

Март

39-40

Где вода?

Задачи:

- выявить, что глина и песок по-разному впитывают воду;

- выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость

показать детям зависимость веса предмета от материала.

Содержание:

- беседа о свойстве глины и песка;

- рассматривание частичек песка и глины через лупу;

- игра «Что сыпется?»

- игра «Где вода?»

- зарисовка в рабочих листах.

41-42

Как развивается растение?

- выделить циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя.

43-44

Тепло - холодно

 - определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

45-46

Звенящая вода

Задачи:

- показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук

Содержание:

- беседа «Что такое звук?», «Как его извлечь из предмета»;

- игра на стаканах с водой;

- вывод.

Апрель

47-48

Угадайка

Задачи:

- показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Содержание:

- рассматривание предметов;

- игра «Угадай-ка (на ощупь, на слух);

- вывод.

49-50

Волшебная рукавичка

- выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы

51-52

Мы - фокусники

Задачи:

- выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Содержание:

- игра «Разборчивый гусь»;

- игра «Живые звери»;

- игра «Достань иголку из воды»;

- вывод.

53-54

Водяная мельница

Задачи:

- дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Содержание:

- беседа о пользе воды, о ее свойствах;

- игры с водяными мельницами;

- вывод.

Май

55-56

Волшебное сито

Задачи:

- познакомить детей со способом отделения камешка от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита.

Содержание:

- рассматривание сита;

- просеивание мелких сыпучих веществ;

- вывод,

57-58

Цветной песок

Задачи:

- познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом).

Содержание:

- игра «Что в мешочке?»;

- рассматривание песка и мела;

- превращение мела в порошок;

- смешивание песка с цветным мелом – порошком;

- игра «Спрячем и найдем»;

- вывод.

59-60

Почему птицы могут летать?

- найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

61-62

Кто живет в воде?

-  найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

63-64

Как спрятаться бабочкам?

- найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Работа с родителями.

Месяц

Тема

Форма работы

Октябрь

1

Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка

Консультация

Ноябрь

2

Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Памятка

 

Декабрь

3

Родители гиды на пути к познанию

Консультация

Февраль

4

Несколько золотых правил для родителей

Памятка

Март

5

Развитие познавательных процессов  дошкольников посредством экспериментирования

Консультация

Апрель

6

Литература в помощь

Выставка литературы

Список литературы:

1.     Дыбина О.В. « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2016.

2.     Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

3.     Крашенниников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

4.     Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом – Новосибирск: Сиб. унив.изд-во.

5.   Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....

Статья по теме:«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Работу выполнила:Черемисина Оксана Анатольевна Работа выполнена по образовательной программе:Дошкольное образование...

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

Отчет по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из г...

Методическая разработка мастер-класса «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность на примере опытов с водой»

Цель: повышение мотивации педагогов к овладению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЗадачи:1.  Познакомить педагогов с опытно-экпериментальной деятельность...

Статья на тему: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, твор...