Консультация на тему: "Как развивать память у детей 3-4 лет
консультация (младшая группа)

Шишканова Людмила Анатольевна
Как развивать память у детей 3-4 лет
 
Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) – период интенсивного развития и
преобразования психических процессов. Внимание, мышление, восприятие,
сформированные в раннем возрасте, становятся более осознанными, целенаправленными.
Впереди появление произвольности, способности регулировать процессы. Всё это будет к
моменту поступления в школу. А сейчас все психические процессы, в том числе и память,
носят непроизвольный характер. Важно в возрасте 3-4 лет научить ребёнка включать
процесс запоминания специально (первые проявления произвольности), стимулировать
воспоминания. Для развития памяти у младшего дошкольника существуют очень много
игр, применяя которые можно сформировать процесс запоминания, хранения и
воспроизведения информации.
«Запомни слова»
Для начала предложите малышу запомнить 3 слова. Это могут быть предметы,
находящиеся в комнате. При этом на этапе обучения игре учите ребёнка применять
ассоциации при запоминании. Говоря слово, дверь поверните голову и посмотрите на
дверь, чашка – найдите глазами чашку, ребёнок проследит за вашими действиями. Таким
образом, процесс запоминания станет легче, ведь ребёнок будет задействовать зрительные
образы. Постепенно увеличивайте количество слов и называйте слова и предметы,
которые в данный момент ребёнку не доступны для ассоциации.
«Запомни картинки»
Перед ребёнком положите 3-5 картинок (можно использовать развивающие карточки) и
предложите их запомнить. Ваш сын или дочка могут называть картинки, перекладывать
их в удобном порядке, запоминать столько, сколько понадобится. Но не пропустите, когда
запоминание перейдет в игру. После того, как на ваш вопрос: «Ты запомнил?» ребёнок
ответит положительно, уберите картинки и спросите, какие картинки были. Если ребёнок
затрудняется вспомнить какую-то картинку, можно задавать вопросы–подсказки,
использовать ассоциации. Пригласите белочку или зайчика поиграть с вами. Отлично,
если со временем малыш станет выступать в роли ведущего и эта игра станет весёлым
семейным развлечением.
«Что ты видел на картинке»
После рассматривания яркой картинки обязательно спросите малыша, что на ней
нарисовано. Задавайте такие вопросы, чтобы ребёнку необходимо было вспоминать
детали, отдельные элементы рисунка. Можно спрашивать и так: «На картинке была
 
нарисована бабочка?» Спрашивать надо не только о тех предметах, которые нарисованы,
но и о тех, которых там точно нет. Если ребёнок затрудняется, вместе рассмотрите
картинку ещё раз.
«Весёлые стихи»
Огромное количество коротких стихов вызывают не только радость у ребёнка, но и
способствуют развитию памяти. Не обязательно специально заставлять ребёнка заучивать
стихотворение. Просто сами, играя с малышом, рассказывайте ему стихи, повторяйте их и
чаще радуйтесь вместе с ним новым открытиям. Для заучивания отлично подойдут стихи
на закрепление правильного звукопроизношения.
«Таблицы»
Один из способов запоминания – кодирование слова или предложения значком или
изображением. Учёные называют это мнемотехникой. С младшего дошкольного возраста
можно использовать этот приём. Если в дальнейшем ребёнок научится пользоваться
мнемотехникой, это увеличит объём его памяти, облегчит процессы запоминания и
воспроизведения.
Например, вы с ребёнком решили выучить стихотворение А.Барто «Зайка» (можно
использовать подходящие карточки или рисовать на листе самостоятельно).
И так: Зайку бросила хозяйка, (к этой строчке подойдет картинка зайчика и
девочки)
Под дождём остался зайка, (картинка тучки с каплями и зайки)
Со скамейки слезть не смог, (картинка скамейки)
Весь до ниточки промок, (картинка зайки в луже или нитки)
Всё это вы можете нарисовать на листе в правильной последовательности. При
следующем прочтении стихотворения при каждом слове или строчке указываете на
нужную картинку, обсуждайте нарисованное с малышом. Более подробно ознакомившись
с мнемотехникой для детей,  вы  сможете не только разучивать, но и пересказывать, и
составлять сказки и рассказы.
Хочется напомнить родителям, что процесс формирования психики ребёнка
длительный и «ранимый». Наберитесь терпения, многократные повторения обязательно
принесут свои плоды. Не ругайте ребёнка, если что-то не получается, ведь у каждого свой
темп развития, свои индивидуальные особенности. Будьте чуткими к малышу, и он
ответит вам тем же. Удачи!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как развивать память у детей 3-4 лет

Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) – период интенсивного развития и

преобразования психических процессов. Внимание, мышление, восприятие,

сформированные в раннем возрасте, становятся более осознанными, целенаправленными.

Впереди появление произвольности, способности регулировать процессы. Всё это будет к

моменту поступления в школу. А сейчас все психические процессы, в том числе и память,

носят непроизвольный характер. Важно в возрасте 3-4 лет научить ребёнка включать

процесс запоминания специально (первые проявления произвольности), стимулировать

воспоминания. Для развития памяти у младшего дошкольника существуют очень много

игр, применяя которые можно сформировать процесс запоминания, хранения и

воспроизведения информации.

«Запомни слова»

Для начала предложите малышу запомнить 3 слова. Это могут быть предметы,

находящиеся в комнате. При этом на этапе обучения игре учите ребёнка применять

ассоциации при запоминании. Говоря слово, дверь поверните голову и посмотрите на

дверь, чашка – найдите глазами чашку, ребёнок проследит за вашими действиями. Таким

образом, процесс запоминания станет легче, ведь ребёнок будет задействовать зрительные

образы. Постепенно увеличивайте количество слов и называйте слова и предметы,

которые в данный момент ребёнку не доступны для ассоциации.

«Запомни картинки»

Перед ребёнком положите 3-5 картинок (можно использовать развивающие карточки) и

предложите их запомнить. Ваш сын или дочка могут называть картинки, перекладывать

их в удобном порядке, запоминать столько, сколько понадобится. Но не пропустите, когда

запоминание перейдет в игру. После того, как на ваш вопрос: «Ты запомнил?» ребёнок

ответит положительно, уберите картинки и спросите, какие картинки были. Если ребёнок

затрудняется вспомнить какую-то картинку, можно задавать вопросы–подсказки,

использовать ассоциации. Пригласите белочку или зайчика поиграть с вами. Отлично,

если со временем малыш станет выступать в роли ведущего и эта игра станет весёлым

семейным развлечением.

«Что ты видел на картинке»

После рассматривания яркой картинки обязательно спросите малыша, что на ней

нарисовано. Задавайте такие вопросы, чтобы ребёнку необходимо было вспоминать

детали, отдельные элементы рисунка. Можно спрашивать и так: «На картинке была

нарисована бабочка?» Спрашивать надо не только о тех предметах, которые нарисованы,

но и о тех, которых там точно нет. Если ребёнок затрудняется, вместе рассмотрите

картинку ещё раз.

«Весёлые стихи»

Огромное количество коротких стихов вызывают не только радость у ребёнка, но и

способствуют развитию памяти. Не обязательно специально заставлять ребёнка заучивать

стихотворение. Просто сами, играя с малышом, рассказывайте ему стихи, повторяйте их и

чаще радуйтесь вместе с ним новым открытиям. Для заучивания отлично подойдут стихи

на закрепление правильного звукопроизношения.

«Таблицы»

Один из способов запоминания – кодирование слова или предложения значком или

изображением. Учёные называют это мнемотехникой. С младшего дошкольного возраста

можно использовать этот приём. Если в дальнейшем ребёнок научится пользоваться

мнемотехникой, это увеличит объём его памяти, облегчит процессы запоминания и

воспроизведения.

Например, вы с ребёнком решили выучить стихотворение А.Барто «Зайка» (можно

использовать подходящие карточки или рисовать на листе самостоятельно).

И так: Зайку бросила хозяйка, (к этой строчке подойдет картинка зайчика и

девочки)

Под дождём остался зайка, (картинка тучки с каплями и зайки)

Со скамейки слезть не смог, (картинка скамейки)

Весь до ниточки промок, (картинка зайки в луже или нитки)

Всё это вы можете нарисовать на листе в правильной последовательности. При

следующем прочтении стихотворения при каждом слове или строчке указываете на

нужную картинку, обсуждайте нарисованное с малышом. Более подробно ознакомившись

с мнемотехникой для детей,  вы  сможете не только разучивать, но и пересказывать, и

составлять сказки и рассказы.

Хочется напомнить родителям, что процесс формирования психики ребёнка

длительный и «ранимый». Наберитесь терпения, многократные повторения обязательно

принесут свои плоды. Не ругайте ребёнка, если что-то не получается, ведь у каждого свой

темп развития, свои индивидуальные особенности. Будьте чуткими к малышу, и он

ответит вам тем же. Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как развивать память у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Как развивать память у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей"Как развивать память у детей"

В статье изложены рекомендации педагога по организации игровых заданий для детей для развития памяти дома...

Консультация для родителей "Как развивать память у детей дошкольного возраста?"

Консультация для родителей "Как развивать память у детей дошкольного возраста?"...

Консультация для родителей «Как развивать память у детей?»

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ»

               КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ               «КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ...

Консультация для родителей «Как развивать память у детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память на скорости развития опереж...