Проект: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
методическая разработка (младшая группа)

Жексембенова Айжаркын Жаксылыковна

Проект:

«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_sensorike.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» города Новосибирска

Проект:

«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Выполнила: Жексембенова Айжаркын Жаксылыковна,

воспитатель первой квалификационной категории

Новосибирск 2022 г.

Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека"

Б. Г. Ананьев.

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему : «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

Актуальность темы:

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого  является сенсорное воспитание.  

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Я считаю, что эта тема наиболее  актуальна в наше время. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно  на  сенсорном  развитии  сосредоточили  свое  внимание  отечественные  и  зарубежные  ученые, так  как   сенсорное  развитие  имеет  огромное  значение  у  ребенка  на  определенном  этапе  его  развития. Из своего  опыта работы я  убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Недаром этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.  Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр  по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Основная цель проекта: Формирование сенсорной культуры у детей раннего возраста посредством дидактических игр.

В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

- Развивать умение группировать и сравнивать предметы.

- Формировать сенсорные эталоны.

- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)

Основные направления в работе:

1. Формирование практических способов ориентировки.
2. Формирование восприятия цвета.

3. Формирование восприятия формы.
4. Формирование восприятия величины.

 5. Формирование восприятия пространственных отношений.

   

Гипотеза.

Сенсорное воспитание в дошкольном учреждении будет эффективным, если:

оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы непрерывного сенсорного образования и как часть развития общей культуры ребенка;

для его реализации создается система определенных условий:

учитываются психофизиологические особенности ребенка-дошкольника;

диагностика результатов сенсорного развития направлена на выявление уровня знаний ребенка-дошкольника, с целью дальнейшего воспитания и формирования его сенсорной культуры.

Работу по данному направлению я начала с создания предметно – развивающей среды. Это зоны сенсорного развития.

 Каждый элемент среды имеет свое функциональное значение. Определены принципы организации таких элементов (зонирование территории, подбор предметов), обеспечивающие вариативный подход в создании развивающей предметной среды.

Свою работу я проводила в соответствии с вариативной программой по сенсорному воспитанию, с которой можно ознакомиться на сайте нашего учреждения http://ds373nsk.edusite.ru/p95aa1.html 

Был разработан и сделан своими руками комплекс дидактических игр направленных на сенсорное развитие.

   Разработаны:

- план непосредственной образовательной и индивидуальной деятельности с детьми;

- план работы с родителями по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Перед тем как начать свою работу я провела диагностику уровня сенсорного развития детей.  Согласно исследованиям выяснилось, что уровень сенсорного развития дошкольников не соответствует возрастной норме.

Занятия кружка «Солнечные лучики» проходили 1 раз в неделю, согласно перспективному плану.

Кроме этого реализация задач сенсорного воспитания детей требует тесного взаимодействия с родителями. Поэтому родителей малышей я знакомлю с технологией работы по сенсорному воспитанию.

   Это позволит им:

- Углубить свои представления о раннем детском возрасте,  по-новому оценить возможности ребенка, почувствовать его индивидуальность;

- Оценить значение дидактических игр  в умственном развитии малыша;

- Осознать необходимость включаться в игру с ребенком,   уделять больше внимания общению с ним.

  Для эффективного         взаимодействия с семьей проводятся консультации, тренинги, деловые игры, привлечение родителей к  совместному изготовлению дидактических пособий.

В мая я провожу повторную диагностику, из которой следует, что 75 – 80% детей имеют высокий уровень развития сенсорных эталонов. Так как я постоянно работаю только на ясельной группе, я собрала отзывы своих коллег. Все коллеги, к которым мои дети идут дальше отметили высокий уровень сенсорного развития моих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с п...

Инновационный опыт воспитателя Тема «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

в истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания. Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости ...

"Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения....

Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Опыт работы по даной теме представлен системой игр, направленных на развитие сенсорных способностей детей с использованием различных дидактических игр...

Инновационный проект "Разноцветное настроение" (Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр)

laquo;Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека»Б. Г. Ананьев.      Раннее детство - особый период становле...