образовательная технология "Модель трех вопросов"
консультация

консультация для педагогов, в которой рассказывается об образовательной технологии "Модель трех вопросов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_tehnologiya.docx14.63 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная технология «Модель трех вопросов».

Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта.

Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Сам процесс деятельности состоит из четырех этапов:

1. Выбор темы.

2. Планирование.

3. Реализация проекта.

4. Завершение проекта с дальнейшей презентацией.

Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для планирования индивидуальной работы с детьми.

С чего начинается работа? В создании проекта модель трех вопросов можно разделить на три пункта: план, дело, анализ.

1. План — это утренний групповой сбор.

2. Дело — это работа в центрах активности.

3. Анализ— это ежедневный небольшой итоговый сбор.

Следуя пунктам в создании проекта посредством модели трех вопросов, работу с детьми следует начинать с плана, то есть с Утреннего сбора.

Накануне новой лексической темы вместе с детьми начинается обсуждение. Что они знают и что хотят узнать по этой теме? Все вместе дети отвечают на 3 основных вопроса:

1. Что мы знаем про это?

2. Что хотим узнать?

3. Что надо сделать, чтобы это узнать?

Все ответы, идеи детей фиксируются наглядно, записываются печатными буквами на доске (отлично, если некоторые дети уже умеют читать) или фиксируются идеи детей схематично, знаками (для нечитающих). Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора (имя ребенка). Получается своего рода наглядный план работы над темой.

Заполненная таким образом, «модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае родители невольно продолжат разговор с детьми дома — будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким простым образом взрослые будут включены в образовательный процесс.

Следующим шагом перед реализацией проекта является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду. Воспитатель обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, помощниками выступают родители.

В процессе реализации проекта решаются такие важные задачи, как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности и максимальная реализация образовательного пространства группы, в работе с которым они формируют специфические знания, умения и навыки. Педагог организовывает деятельность детей в центрах активности (Центр литературы, Центр математики и манипулятивных игр, Центр песка и воды, Центр сюжетно-ролевой игры, Центр строительства, Центр кулинарии, Центр науки, Центр искусств и т. д., названия, количество и содержание центров активности могут варьироваться), направляет и контролирует осуществление проекта, то есть выступает как организатор, помощник, но не лишает детей самостоятельности.

Каждый ребенок самостоятельно выбирает центр, в котором будет работать.

В качестве примера приведен план по теме проекта «Наша Родина - Россия».

Что мы знаем?

Знаем, что столица нашей Родины - Москва (примерный ответ детей).

Знаем, что у нас в городе есть школа, больница, аптека, библиотека (примерный ответ детей).

Знаем, что герб нашей страны – двуглавый орел (примерный ответ детей).

Что мы хотим узнать?

Хотим узнать какую одежду раньше носили (примерный ответ детей)

Хотим, чтобы к нам пришли гости и рассказали о народных праздниках и достопримечательностях нашего поселка и страны. (примерный ответ детей)

Какие люди прославили нашу страну (примерный ответ детей)

Почему герб нашей страны – это двуглавый орел (примерный ответ детей)

Во что одевались (примерный ответ детей)

Что такое «золотое кольцо» (примерный ответ детей)

Что надо сделать, чтобы узнать?

Спросить у воспитателей (примерный ответ детей)

Спросить у Марии Николаевны ((примерный ответ детей)

Спросить у родителей ((примерный ответ детей)

Пригласить гостей в группу (примерный ответ детей)

Прочитать в книге, энциклопедии (примерный ответ детей)

Посмотреть в интернете (примерный ответ детей)

Посмотреть новости по телевизору (примерный ответ детей)

Вся эта предварительная работа ведется накануне. Целесообразно заняться этим в пятницу, анонсируя тему следующей недели. Далее работа продолжается в понедельник

Дети, придя в садик, планируют – в каком центре они бы хотели заниматься сегодня, завтра и т. д. На всю неделю спланировать им трудно, поэтому планы целесообразно строить на сегодняшний день и максимум на следующий.

Далее идет работа в «Центрах активности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы к образовательной технологии «Модель трех вопросов».

Цель: создание условий для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.1.Что мы знаем про это?2. Что хотим уз...

Символы к образовательной технологии «Модель трех вопросов» (использование ТРИЗ технологии).

Цель: создание условий для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности....

Презентация "Модель трех вопросов-как способ индивидуализации образовательного процесса"

В поисках образовательной технологии, мне очень понравилась «Модель трех вопросов», которая актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию ...

Отчет о работе педагогической мастерской «Внедрение в образовательную деятельность технологии «Модель трех вопросов»» за 2021-2022 учебный год

Отчет о работе педагогической мастерской «Внедрение в образовательную деятельность технологии «Модель трех вопросов»» за 2021-2022 учебный год...

План поддержки детской инициативы посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов» с использованием «Волшебных кармашков»

План поддержки детской инициативы посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов» с использованием «Волшебных кармашков»....

Вовлечение детей дошкольного возраста в проектную деятельность посредством образовательной деятельности «Модель трех вопросов»

Данная статья содержит опыт работы по применению технологии « Модель трех вопросов» в  детском саду для вовлечения дошкольников в проектную деятельность....