методические рекомендации о пользе и вреде отдельных цветовых решений в образовательном пространстве для детей дошкольного возраста.
статья

Коваленко Ольга Владимировна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetovoy_klimat_v_dou.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ЦВЕТОВОЙ КЛИМАТ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ, КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ УСПЕХА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

 «Все законы воспитания, развития   должны быть основаны на физиологии».

И. П. Павлов

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши – мама, папа, бабушка и дедушка – были цветными. У каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик не имел своего цвета, ему только предстояло стать цветным.

         Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа – как окраситься в красный цвет (его выбирали чаще всего, рисуя прекрасные картины). Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем,  и вот…

Зачин психологической сказки

При построении психосберегающего пространства важно четко представлять сущность  происходящих в организме ребенка качественных изменений, которые определяют направления и перспективы развития на протяжении всего  дошкольного возраста.  Процесс развития дошкольника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. 

Любая развивающая среда состоит из множества элементов, и они

выполняют свою функциональную роль.

 При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Педагогам необходимо  целенаправленно работать  над проблемой создания эмоционально-комфортной обстановки, благоприятных условий для развития индивидуальности и позитивных личностных качеств детей. Эмоциональный комфорт достигается:

а) деятельным подходом к социализации личности ребенка, воспитанием поведенческих норм, воспитанием поведенческих норм, воспитанием чувства сопереживания;
б) организацией предметно - развивающей среды, с учетом интересов детей, физиологических потребностей детского организма.

Первым шагом внешних раздражителей для создания оптимальных условий в организации здоровье сберегающей среды ДОУ может стать цветовое оформлению групповых помещений.

         Цветовой климат. Цвет оказывает влияние на психическое состояние человека и способен изменить его настроение. Среда, в которую попадает ребенок,  должна настраивать на положительные эмоции. Поэтому, при оформлении группы важно учитывать требования цветовой психологии, уделить серьезное внимание цветовому оформлению.

 По воздействию цвета на человека все цвета можно разделить на две группы: теплые (оттенки красного и желтого) и холодные (голубовато-фиолетовые тона). Наиболее благоприятное влияние на зрение и центральную нервную систему (ЦНС) оказывают зеленый и голубой цвета. Все светлые тона хорошо влияют на психофизиологическое состояние человека, вызывают хорошее настроение. Темные же тона, насыщенные оттенки цвета угнетают, вызывают подавленное состояние. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют ЦНС.   Ощущения человека меняются в зависимости от цветовой среды: желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого, и  наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета — чего-то тяжелого.   Мебель синего цвета создает ощущение холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на «синем» сидеть не так «тепло», как на красном или коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура, кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя фактически температура в этих помещениях одинакова. В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся серыми. Эта холодная окраска не создает впечатления светлого помещения. С психологической точки зрения окраска помещения в белый цвет утомляет и воздействует неблагоприятно. Белый цвет хорошо применим, когда выступает фоном для других цветов.

 Цвет также связан и со слухом. При шуме усиливается функция зрительных рецепторов и поэтому интенсивнее становится и восприятие зеленого цвета, а повышенное восприятие зеленого цвета в известной степени «покрывает» шум.  Так, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими световыми раздражителями. Резкий шум будет восприниматься более спокойно, в помещение в оливково-зеленом, болотно-зеленом или темно-коричневых цветах.

Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.

 1. Стимулирующие (теплые) цвета: красный способен побуждать к действию; оранжевый — теплый, уютный располагает к задушевной беседе;  желтый — способствует к лучшему установлению контакта.

2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета:

Фиолетовый цвет — стимулирует погружение в себя;

Синий цвет — отстраняет, создает дистанцию.

3. Успокаивающие и уравновешивающие цвета:

Зеленый — освежает;

оливковый — успокаивает, смягчает;

желто-зеленый — раскрепощает.

 4. Приглушающие и подавляющие раздражение:

охра - смягчает раздражение;

коричневый, – стабилизирует;

темно-коричневый – смягчает возбудимость;

белый, серый – гасят раздражение.

5. Пастельные цвета:

розовый – вызывает чувство нежности;

лиловый – усиливает замкнутость и изолированность;

пастельно-зеленый – смягчает;

серо-голубой — вызывает сдержанность.

         Эти эффекты влияния цвета на состояние психики следует использовать при планировке функциональных зон группы в зависимости от задач работы.

  Зону раздевалки желательно оформить так, чтобы цветовое решение пространства обеспечивало относительный покой, настроенность на позитив. Поэтому не следует использовать насыщенные оттенки красно-оранжевого цвета, не рекомендуется также создавать резкие цветовые контрасты в восприятии. Цветовое решение зон должно быть выдержано в основных тонах.

    Игровую зону оформляют с применением ярких насыщенных тонов, иногда резко контрастирующих.

   Зону спальни не следует перенасыщать мелкими деталями, они будут раздражать, и оказывать стимулирующее действие, а не расслабляющее. По этой же причине не рекомендуется использовать яркие блестящие поверхности. Сон лучше проводить в полузатенённом помещении, что способствует расслаблению и снятию напряжения. Шторы на окнах должны быть из светонепроницаемой ткани.

Один и тот же прием оформления различных элементов помещения по-разному действует на человека. Пол, окрашенный наподобие шахматной доски, человек переносит спокойно. Вид такого пола не преследует его. Но окрашенные таким же образом стены производят неприятное впечатление. Так, осматривая помещение, часто больше внимания уделяется стенам и именно нижней их части. Цветовое расчленение стен может их оптически удлинить. При окраске стен следует применять более интенсивные цвета по сравнению с приглушенным цветом пола.

В зависимости от расположения цвета в комнате, он может по-разному воздействовать на человека. Оранжевый  цвет согревает и обволакивает, внизу – обжигает. Голубой  вверху создает  впечатление легкости, дружественности, неба,  на боковых поверхностях охлаждает, отчуждает.

Предметно-развивающая среда ДОУ должна быть педагогически и физиологически целесообразна: создавать  комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей, развитию каждого ребенка, создавать  чувство защищенности, служить их интересам и потребностям; соответствовать  возрастным и психологическим особенностям дошкольников каждой возрастной группы.

Используемая литература:

1. С.Л.Новоселова «Развивающая предметная среда». Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн проектов развивающей среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М., 1995 М. 2006. 2. Р. Стеркина, Дыбина О.В.,“Развивающая среда в ДОУ”. Москва, 1996г.;

3.  С.В.Железнова “К вопросу о развивающей среде ДОУ”. – Ульяновск 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Использование нетрадиционной техники работы с бумагой для детей дошкольного возраста»

   Обучение техник «Айрис-Фолдинг», «Торцевание».      Работа в каждой из этих техник  очень интересна. Они развивают моторику пальцев рук, точност...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"...

Рекомендация для родителей в формате " сидим дома с пользой" Игровая деятельность "Лабиринт" — головоломка с различными вариантами сложности. Для детей дошкольного возраста (20.04- 24.04 2020 г)

Цель : развивает мелкую моторику, т. е. тонкие осмысленные движения пальцами и кистью руки, следовательно — готовит руку к письму; • координацию движений, т. е. точность движений рук...

Методические рекомендации «Единое эколого-развивающее пространство для детей дошкольного возраста по формированию природоохранной культуры. Стенд «Эколята-дошколята»

Подробные методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию у дошкольников экологической культуры по средствам Эко-стенда-"Эколята-дошколята"...

Методические рекомендации «Содержания РППС в бассейне детского сада, направленное на развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера».

Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию...

Методические рекомендации к опыту работы по теме «Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Актуальность опыта Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ре...