Выступление на образовательном семинаре "Развитие игровой компетентности педагогов дошкольного образования" - «Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте»
материал

Кузьмина Марина Александровна

В чем же состоит влияние игры на развитие ребенка?

Прежде всего, игра влияет на формирование произвольности психических процессов – в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Играя, дети лучше сосредотачиваются лучше и больше запоминают.

Игра и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка.

Предмет-заместитель, которым пользуется ребенок в игре, становится опорой для мышления.

Отсюда можно сделать вывод, что игра влияет на мыслительные процессы.

Кроме того, ролевые игры имеют главное значение для развития воображения.

Через игру дети знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, становящиеся образцом для его собственного поведения.

В игре ребенок приобретает основные навыки общения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте»

«…игра для них (детей дошкольного возраста) учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.» Эти слова принадлежат Н. К. Крупской. А. С. Макаренко также считал игру ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.Он писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Ведущая деятельность – это деятельность определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства.

Ведущая деятельность имеет ряд признаков:

развитие всех познавательных психических процессов;

зарождение новых видов деятельности;

формирование новых качеств личности.

Игра – это вид деятельности, который заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, в особой условной (игровой) форме.

В чем же состоит влияние игры на развитие ребенка?

Прежде всего, игра влияет на формирование произвольности психических процессов – в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Играя, дети лучше сосредотачиваются лучше и больше запоминают.

Игра и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка.

Предмет-заместитель, которым пользуется ребенок в игре, становится опорой для мышления.

Отсюда можно сделать вывод, что игра влияет на мыслительные процессы.

Кроме того, ролевые игры имеют главное значение для развития воображения.

Через игру дети знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, становящиеся образцом для его собственного поведения.

В игре ребенок приобретает основные навыки общения.

Игра оказывает огромное влияние на развитее речи дошкольников. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета по новому осмысливаемых через замещение.

Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы, и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а так же действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.

В игре складываются и другие виды деятельности ребенка. Позже эти виды деятельности приобретают самостоятельное значение. Рисование, конструирование изначально связаны с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение только к старшему дошкольному возрасту. В игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая в дальнейшем становится ведущей деятельностью.

Игра является также и средством воспитания.

Воспитание – это процесс развития качеств личности человека.

Путем игры можно воспитать зверя, а можно прекрасного человека, нужного обществу, – писала Н. К. Крупская.

Педагогической теория игры признает игру как форму организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы.

Игра развивает все психические процессы и личность ребенка. Она играет огромное значение в воспитании личности. На основании игры ребенок учится экспериментировать и приучается к труду. Поэтому игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Педагог должен уважать своего воспитанника, видеть в нём личность и уметь распознать в нём положительные черты характера, чтобы потом умело опираться на них в общении с ребёнком. Дети чувствуют уважение и, видя пример своих педагогов, начинают отвечать взаимностью. Не надо скупиться на похвалу, комплименты и тёплые слова! «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся» - поётся в известной песне.

Игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма. В процессе игры возникает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. В игре ребенок не только проявляет индивидуальные способности и личностные качества, но также формирует определенные свойства личности.

Игры создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения успеха, они побуждают малыша к доброжелательным отношениям со сверстниками и взрослыми.

Основная задача игр в этот возрастной период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Игра пронизывает все время пребывания малышей в детском саду. Когда мама приводит ребенка в группу, я сразу начинаю играть с ним, чтобы отвлечь от ухода мамы: с помощью маленького зеркальца пускаю солнечных зайчиков и говорю при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» мы пытаемся его поймать.

Или держа ребенка на руках, читаю стихотворение и вместе с ребенком выполняю движения.

Кто залез ко мне в кулачек?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец).

И слез у ребенка как не бывало, он идет дальше играть в группу.

Третий год жизни ребенка знаменуется зарождением, началом игры. Это еще не игра в полном смысле этого слова, то есть осознаваемая  ребенком, творческая игровая деятельность. Но уже и не те предметно-практические действия с игрушками, которые доминировали на втором  году жизни. Теперь малыш не просто пробует свойства разных игровых материалов, а использует их по назначению, воспроизводя жизненные события: покормить куклу, уложить ее спать, сварить кашу и пр. Такая  игра  называется процессуальной, потому как смысл ее не в сюжете, а в самом процессе действия. Малыш может долго повторять одно и то же действие, например, укладывать куклу спать. Одно действие может переходить в другое без логической связи: уложили куклу спать, потом сразу же кормим ее и опять пора укладывать спать и т.д. Малыш воспроизводит те же действия, что показал ему взрослый, не изобретая ничего нового, быстро отвлекаясь и бросая начатое дело. Но, несмотря на такую хаотичность и непоследовательность игровых действий, процессуальная  игра  важна, она предшествует настоящей творческой  игре  и необходима для ее развития.

Игра  не может возникнуть сама по себе, необходима помощь умеющих играть, родителей или старших  детей , - тех, кто передаст малышу основы этого важного занятия. Поэтому от вашего непосредственного участия, от совместной  игры  с крохой зависит то, насколько полной, развитой и творческой будет его  игра . Важно вместе с малышом пройти этот увлекательный путь от простых игровых действий (кормление куклы ложкой) до настоящей творческой  игры , в которой ребенок может взять на себя роль мамы или дочки, врача или пациента.

Ежедневно играю с детьми и в пальчиковые игры. Самым ярким примером пальчиковой игры является всем известная присказка про сороку-белобоку. Каждому из нас читали её в детстве заботливые мамы и бабушки. Она существует в различных вариациях, но в основном текст её таков: «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила». Дальше идет перечисление всех её деток, которых сорока накормила кашкой, при этом загибаются по очереди все пальчики на ладошке ребенка.

 Ещё одной игрой, которая нравится малышам является «Пчелки». Вы опираетесь локтем на стол, ваша рука изображает дерево. При этом вы говорите следующий текст: «Домик маленький на ёлке, дом для пчёл, а где же пчёлки? Нужно в домик постучать». После этого вы просите ребенка постучать кулачком в «домик» — ваш сжатый кулак. «Раз, два, три, четыре, пять,…» — просите малышка загнуть пять пальчиков, «…стали пчёлки вылетать», на этом моменте вы с ребенком должны изобразить ладоням полёт пчелок, сжав пальцы так, как будто держите щепотку соли.

Не прекращаются игры и на прогулке. Детям нравятся такие подвижные игры как «Мишка косолапый по лесу идет…», «Собачка», «Мыши водят хоровод», «У медведя во бору» и многие другие. Игровая подвижная деятельность дает представления об окружающем мире, развивает память и чувство ритма, обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, сопереживать, помогать друг другу; подчиняться общим требованиям; формирует честность, справедливость, выдержку и дисциплинированность.

Итак, игра сопровождает малышей в течение всего времени пребывания в детском саду.

Веселые хороводные и имитационные  игры ,  игры  с сюжетными и заводными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают  детей, помогают забыть минуты расставания с родителями.

Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку повышают интерес малышей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности.

Обучение малышей наиболее успешно осуществляется в  игре, поэтому  игра  является основной формой и содержанием занятий.

На прогулке игры с песком, снегом и водой, с предметами и игрушками обогащают представления  детей  о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию.

Сюжетные  игры  вместе с воспитателем и самостоятельные  игры  помогают  детям  понять логику простых жизненных ситуаций: готовим мишке обед, купаем куклу, лечим зайчика, принимаем гостей.

Разнообразные имитационные  игры, связанные с игровой передачей различных образов - веселых котят, птиц, бабочек, легких снежинок, - способствуют развитию воображения и творчества, так же, как и  игры  с элементами ряженья, театра.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных  играх.

Вся   наша   жизнь  -  игра  - поется в одной известной телепередаче. Моя жизнь действительно насыщена игрой и мне это нравится, от игры я получаю несравненное удовольствие. Работа воспитателя одновременно и сложная, и творческая, а потому очень интересная. Признаюсь честно, что порой очень сильно устаю, прихожу домой, но с удовольствием думаю: «А усталость у меня приятная. Ведь сколько событий произошло за этот день! Череда игр с детьми, занятий и режимных моментов, а вместе с ними масса впечатлений, положительных эмоций и теплоты от общения с детьми. Каждый раз, когда я вхожу в свою группу, мою душу переполняют положительные эмоции. Я взглядом встречаюсь с каждым малышом и про себя думаю: «Какое счастье, что у меня есть вы!», а игра с вами наполняет мою жизнь особым смыслом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольное образование. Игра - ведущий вид деятельности дошкольников.

Игра- особый вид  деятельности дошкольников. В чем сила этой деятельности? Почему она так манит к себе отдельных детей, группы, большие дошкольные образования?...

Деловая игра для родителейна тему: «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Цель: создание условий для передачи педагогического опыта по теме «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста», используя различные методы работы с детьми....

Консультация для педагогов ДОУ "Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"

«Без игры, нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий об окружающе...

ИГРА ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Изменился мир, и образовательное пространство, в том числе. Дошкольное образование – первая ступень образовательной системы страны. Главная задача дошкольного учреждения  в области обу...

Выступление на семинаре «Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.»

Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в пр...

Деловая игра для молодых педагогов дошкольных образовательных организаций по теме «Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Трансляция опыта педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами....