Что такое сенсорные игры и зачем они нужны?
консультация (младшая группа)

Сизова Ирина Евгеньевна

Сенсорное изучение окружающего мира естественно для младенцев и детей раннего возраста: через органы чувств они получают жизненно важную информацию об окружающих их предметах, пространстве, людях. Предоставление малышам возможности активно использовать свои органы чувства имеет решающее значение для развития мозга.

Сенсорная игра включает в себя любую деятельность, которая стимулирует осязание, обоняние, вкус, зрение и слух у маленького ребенка, а также всё, что связано с движением и балансом.

В помощь воспитателям предлагаю к использованию в занятиях с малышами следующие конспекты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

              Консультация для воспитателей. Подготовила воспитатель: Сизова И.Е.

                Что такое сенсорные игры и зачем они нужны?  

Сенсорное изучение окружающего мира естественно для младенцев и детей раннего возраста: через органы чувств они получают жизненно важную информацию об окружающих их предметах, пространстве, людях. Предоставление малышам возможности активно использовать свои органы чувства имеет решающее значение для развития мозга.

Другие причины, по которым сенсорные игры полезны для детей:

  • Они стимулируют развитие двигательных навыков;
  • Они стимулируют развитие двигательных навыков;
  • Поддерживают развитие речи;
  • Поощряют «научное мышление».

Сенсорная игра включает в себя любую деятельность, которая стимулирует осязание, обоняние, вкус, зрение и слух у маленького ребенка, а также всё, что связано с движением и балансом.

В помощь воспитателям предлагаю к использованию в занятиях с малышами следующие конспекты

Конспекты сенсорно-двигательных игровых сеансов

Тема: «Веселые мячики». 

Программное содержание:
Обогащение двигательного опыта детей.
Развитие сенсомоторики, продолжить учить детей согласовывать движения рук и ног.
Обеспечение эмоционального комфорта на занятии.
Материал: мячи диаметром 6-8 см,18-20 см, 40см; клубочки с разноцветными ленточками. Игра «Ловим мышей» Волшебный клубочек.

Ход занятия: 

Дети вместе с воспитателем заходят в группу и видят, что все мячи раскатились по полу: и большие и маленькие.
Воспитатель: – Дети! Что случилось с нашими мячами? (ответы детей). Да, они, наверное, выпрыгнули из корзины и играли друг с другом: мячи закатились по углам, остановились на середине зала, запрыгнули на скамейку. (дети вместе с воспитателем ходят по залу, удивляются такому беспорядку).

Воспитатель: -- Нужно мячики убрать на место. Ах, они проказники! 

Игровое упражнение «Убери мяч на место».
Дети не просто убирают мячи, а играют с ними по показу воспитателя: Сначала убирают самые большие: они катят их, продвигаясь вперёд. Мячи меньшего диаметра (18-20 см) дети кладут на голову и, придерживая руками, идут, сохраняя равновесие, по широкой «дорожке» и кладут их в корзину. Маленькие мячи (6-8см) дети перекладывают на ходу из руки в руку. Останавливаются у гимнастической скамейки и бросают в корзину. Мячи чуть-чуть побольше (10-12см) прячут за спиной и идут по узкой «дорожке» доске, сохраняя равновесие
.
Воспитатель: -- Молодцы, ребята!
Все мячи убрали. А хотите сами побыть заводными мячиками? Подбегайте все ко мне.
Игра-релаксация (дети прыгают на месте на двух ногах):
Мячик я непростой,
Мячик я заводной.
Я скачу, скачу, скачу...
На боку кручусь, кручусь (кружатся вокруг своей оси)
Я на гвоздик попал,
Мягким стал и пропал (руки полностью расслабляются, падают вниз, спина согнута).
Воспитатель: -- Дети, посмотрите, какой мячик лежит у меня на ладошке. Он лежал на подоконнике и очень замёрз. (Подносит мяч к своему уху, как бы выслушивая то, что он решил вам сказать на ушко). Мячик просит его согреть. (Обращается к детям). А как мы будем это делать? (Выслушивает ответы детей). А давайте согреем его в ладошках. (Даёт каждому ребёнку по шипованному мячику). Дети прокатывают мяч между ладошками и проговаривают:

Мяч мой крошка,
Лежит в моей ладошке.
Мяч в ладошках я кручу,
Я согреть его хочу.
Воспитатель (подносит мяч к уху): -- Мяч сказал, что он согрелся, и ему стало тепло. Спасибо, дети! (предлагает детям положить мячики в корзину).
Воспитатель: -- Ой, а кто это там, на подоконнике сидит? (ответы детей).
Воспитатель берёт игрушку кошечки и поёт знакомую детям песенку. Дети подпевают:
Серенькая кошечка
Села у окошечка.
Хвостиком махала,
Деток поджидала.
-Где же вы, котятки, малые ребятки?
-Мяу-у-у!
Воспитатель: -- А вы хотите стать маленькими котятками? Побыть какое-то время котятами – это интересно. Давайте согласимся. Теперь вы котята и должны ходить на четырёх лапках (дети-котята идут к кошке-маме).
Кошка загадывает детям загадку:
-- «Круглый, мягкий и с хвостиком. Вы за хвостик его держали и вверх бросали. Что это?»
Дети: Клубочки.
КошкаДавайте поиграем с клубочками. Идите сюда, они тут лежат. (Дети подбегают к корзине, а там вместо клубков сидят мышки).
Кошка: Ах, как мыши надоели,
Всё погрызли, всё поели.
Ах, проказницы, плутовки
Отдавайте нам клубочки.
Мы сейчас вас переловим
И найдём всё для игры.
Игровое упражнение: «Ловим мышей»
Дети наматывают мышей, привязанных к ниточкам на палочку, и выкладывают на поднос для кошечки. Кошечка благодарит детей и «находит» клубочки.
Игры с клубочками (под музыку).

  • идут врассыпную на носочках, держа клубочек за ленточки перед собой на уровне груди;
  • «клубочки» крутятся и догоняют друг друга» (клубочки берут за концы ленточки, качают и раскручивают, чтобы они двигались по кругу, потом натягивают ленточку, клубочек продолжает дальше движение;
  • держат клубочек за ленточки и бросают его вверх;
  • дети берут два клубочка и подбрасывают их вверх одновременно двумя руками. По окончании упражнения кладут их в корзину.

Кошка - Ну, понравилось вам быть котятами? Мур, как я рада! Спасибо, детки! Мне тоже вы помогли. А за это я дарю вам волшебный клубочек. Вот какой!
Ты тихонько подойди
Руку внутрь опусти.
Угощенье вкусное найди!
Дети благодарят кошечку за угощение и уходят в группу.
 

Тема «Здравствуй, водичка»
Программное содержание: 
Расширять кругозор детей, выяснить с детьми некоторые свойства воды (вкус, запах, цвет) создать условия для развития исследовательских умений детей, обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных, растений.
Воспитывать интерес, любовь к природе.
Материал:
Прозрачная посуда, вода, сахар, соль, гуашь, одноразовые ложки, листы с нанесённым свечой рисунком.

Ход:
Воспитатель– Ребята, без любви жить нельзя. Все люди любят жизнь, природу, других людей, животных. Давайте согреем друг друга теплом своих рук и улыбнёмся друг другу.
Воспитатель: – Посмотрите, у нас получилось солнышко – доброе, ласковое, всеми нами любимое. Давайте нарисуем пальчиком круглое солнышко в воздухе, а от него – лучики (дети рисуют). Посмотрите, наше солнышко похоже на ладошку. Покажите мне ладошки, лучики-пальчики, закрыли пальчики – солнышко спряталось.
Солнышко спряталось
И к нам на длинной ножке,
Мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
Давайте послушаем его песенку (прослушивание записи)
Воспитатель:
– Как вы, ребята, думаете, дождику кто-нибудь рад? Кому нужен дождик? (ответы детей).
– Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки...
– Ребята, а вы любите умываться по утрам и вечерам? Покажите мне, как вы умываетесь?

Буль-буль-буль
Журчит водица,
Все ребята любят мыться.
Руки с мылом мы помыли,
Нос и щёки не забыли,
Не ленились вымыть уши,
После вытерлись посуше.
Мы помылись, как большие.
Вот мы чистые какие.
Воспитатель:
-- Скажите, ребята, а людям нужна вода? А зачем? (ответы детей). Какую воду используют люди для приготовления пищи? (ответы детей).
Воспитатель:
– Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это? (вода). А может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей).
– Давайте понюхаем её. Она пахнет? Правильно, вода не имеет запаха. Давайте попробуем её на вкус. А если бросить в неё сахар, какая станет вода? Правильно, сладкая. Давайте попробуем это сделать? А если добавить соль, какая вода станет? (ответы).
Воспитатель:
– Ребята, наша водичка умеет менять не только вкус, но и цвет. Если в воду опустить красную краску, какой вода станет? Красной, зелёной, синей.
Воспитатель:
– Вы знаете, а водичка ещё может быть волшебной. Она может расколдовать картинки, которые у нас здесь лежат. Закрашивать мы с вами будем не кисточками, а вот такими волшебными палочками с поролоном. Если вы будете старательно делать, то мы узнаем, какие обитатели живут в воде.
Пальчиковая гимнастика:
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва,
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскроем,
От дождя себя укроем.
Самостоятельная деятельность детей. (по мере закрашивания на листочках появляются рыбки, нарисованные воском).
Воспитатель:
– А сейчас, дети, скажите, что вам понравилось на занятии?
Ответы детей.
Воспитатель:
– Да, дети, вода нужна всем: и животным, и людям, и растениям. А скажите мне, пожалуйста, как нужно обращаться с водой, чтобы она не исчезла, а всегда была с нами? (Ответы детей). Давайте теперь скажем об этом нашим гостям:
Закрывайте крепче кран,
Чтоб не вытек океан.
Бережливым будь с водой
Хорошенько кран закрой!

Тема «Много рыбок из реки наловили рыбаки»
Программное содержание: 
Развитие сенсомоторики, двигательных умений детей.
Продолжать учить детей вдавливать детали в тесто, создавая изображение, развивать мелкую моторику руки. Обеспечение эмоционального комфорта на занятии.
Материал: 
Набор «Ловись, рыбка» (удочка с магнитным наконечником, рыбки) на каждого ребёнка. Плоскостные игрушки-варежки «Рыбка» (на каждого ребенка). Основа из теста в форме рыбки любого яркого цвета, пуговицы.

Ход:
Дети входят в зал, усаживаются вокруг воспитателя.
Воспитатель: -- Я ребяток своих милых
Всех на коврик усадила.
На ребяток посмотрю
И про всех вам расскажу.
– Посмотрите, какие у нас умные, весёлые глазки, быстрые ножки, ловкие ручки. Я всех, всех вас люблю. И сегодня я приготовила для вас сюрприз. Угадайте, что у меня в коробочке?
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке
Ниточка в реке.
Правильно, удочка.
– А куда с удочкой ходят? (на рыбалку). Я хочу отправиться вместе с вами на рыбалку. А вы хотите? А кого мы будем ловить? (рыбок).
Игровые упражнения (под музыку)
«Мы идём»
На рыбалку мы идём
Дружно удочки несём.
Будем рыбку ловить
И в ведёрко ложить.
Застучали каблучки
По лесной дорожке
Не промочим башмачки,
Не застудим ножки.
Дети подходят к имитированному озеру.
Воспитатель: -- Посмотрите, дети! Какое красивое озеро! Что красивого вы видите? (рыбки, пенёчки, кувшинки-цветочки).
Усаживайтесь поудобней, будем ловить рыбок и складывать их в ведёрки. Дети ловят на магнитные удочки рыбок.
Воспитатель: (таинственно-тихо, сидя вместе с детьми):
-- Очень много рыбаков
Накопали червяков.
Насадили на крючки,
Сели рядом на пеньки.
Хорошо бы, хорошо бы
Нам кита поймать большого
Вот такой бы ширины
Вот такой бы толщины. (Воспитатель обходит детей, помогает им).

Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки
Рыбак Корней (поглаживает по голове)
Поймал трёх окуней.
Рыбак Евсей–
Четырёх карасей,
А рыбак Михаил
Двух сомиков изловил.
Много рыбок из реки
Наловили рыбаки.
Ай, да молодцы!
Воспитатель: -- Детки, ну, а вы сказать могли бы
Как в воде играют рыбы?
Посмотрите под пенёк,
Там сидит один малёк.
Дети одевают на ладошку игрушку- перчатку «Рыбка».
Игра «Рыбка плавает в водице»
Рыбке весело играть.
Рыбка-рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Воспитатель: -- Спи, усталый мой малыш,
Не шуршит, уснул камыш
Спят ракиты у реки,
Рыбки спят и рыбаки.
Волны тоже не шуршат,
На песке тихонько спят.
Спите рыбки, баю-байте
Поскорее засыпайте...
Воспитатель: - А давайте выпустим мальков в водичку. А чтобы ещё красивее было, давайте украсим озеро цветочками.
Игровое упражнение «Цветочки для озера» (из приготовленных кусочков гофрированной белой бумаги дети приёмом сминания делают «кувшинки» и выкладывают на заранее подготовленные плоские листья).
Воспитатель: -- Дети, понравилась вам рыбалка? Жалко, что наши гости не порыбачили. А давайте для них сделаем подарки. Но вначале поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика.
С пальчиками мы играем.
Рыбок мы изображаем.
Этот пальчик – пискарёк,
Этот пальчик – окунёк,
Этот пальчик – карасёк,
Этот пальчик – щупачок.
Ну, а этот толстый сомик,
У него большущий домик.
Игра: «Укрась рыбку». Вот такие рыбки. Дети приёмом вдавливания украшают пуговицами тестовую основу формы рыбки. Во время выполнения воспитатель проговаривает (вместе с детьми).
Плавают под мостиком
И виляют хвостиком.
Ротик есть – не говорит
Глазки есть – но не моргают,
Крылья есть – но не летают!

Дети дарят сувениры гостям
Воспитатель: -- В руках игрушка-сюрприз «Рыбка». Вы очень старались, и я вас тоже хочу отблагодарить. Посмотрите, что у рыбки (морские камушки). Воспитатель дарит их ребятам.
Дети благодарят.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое сюжетно - ролевая игра и зачем она ребёнку?

Игру в семью, повара, доктора, продавца, космонавта, театр-все эти и многие другие игры, имеющие отношение к моделированию жизненных ситуаций, называют сюжетно - ролевыми.Сюжетно-ролевая игра знакомит...

«Что такое сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми»

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома и как родителям научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры? Для чего нужно играть с ребенком?...

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми»

Cюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взр...

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми»

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми»Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взр...

Консультация для родителей "Что такое сюжетно - ролевая игра и зачем нужно играть с детьми"

Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально с...

Что такое сенсорные игры и для чего они нужны

Сенсорные игры – это не только тактильное восприятие – здесь включаются разные органы чувств: зрительное восприятие (неразрывно связанное со всеми играми), местами – слуховое восприя...