Формирование первоначального навыка чтения у старших дошкольников
презентация к уроку (старшая группа)

Гуляева Марина Александровна

Презентация по фомированию первоначального навыка  чтения у старших дошкольников разработана для педагогов ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование первоначального навыка чтения у старших дошкольников Подготовила воспитатель высшей категории : Гуляева М.А.

Слайд 2

«Чтение –это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. Сухомлинский. Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Ребенок, который не научился читать или плохо это делает, не может постигать необходимые знания и использовать их на практике. Если же ребенок умеет читать, но при этом он не понимает прочитанное, то это тоже приведет к большим сложностям в дальнейшем обучении и, как следствие этого, неуспеваемости в школе. Основная задача чтения - понимание прочитанного.

Слайд 3

Мотивом чтения у детей должна быть потребность. Сначала – это желание научиться читать, т.е. освоить сам процесс возникновения из букв слова. Когда этот навык освоен, возникает другая мотивация: желание понимать то, что именно обозначает конкретный текст. В дальнейшем ребенок хочет узнать какой-то конкретный факт, понять мотивы главного героя, определить основную мысль.

Слайд 4

Для овладения первоначальными навыками чтения у ребёнка должен быть сформирован фонематический слух. Поэтому важно как можно раньше выявить недостаток фонематического слуха и развивать его. Потому что повышенная чувствительность к звуковой стороне речи у детей приходится на 3 – 5 лет. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе.

Слайд 5

То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова), различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения.

Слайд 6

В последнее время среди детей, посещающих общеобразовательные группы детских садов, наблюдается резкое увеличение числа детей с речевыми нарушениями, особенно с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи). У этих детей кроме нарушения звукопроизношения, наблюдается выраженное недоразвитие фонематического слуха. Эти дети обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который обеспечивает им понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Эти дети не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие таких детей крайне необходимо последовательно развивать, начиная с младшего возраста.

Слайд 7

Успешное и быстрое становление навыка чтения возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: а) звукопроизносительной стороны речи (нельзя предлагать ребенку букву, если звук, который она обозначает, отсутствует либо искажается в устной речи ребенка); б) фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем) и фонемного анализа (возможности выделения звуков из потока речи), в противном случае ребенок в последующем может смешивать и буквы, обозначающие звуки, не дифференцируемые на слух. в) зрительного анализа и синтеза, а также зрительной памяти (способности определять сходство и различие между буквами и возможность запоминать зрительный образ буквы); г) пространственных представлений (способности определять расположение элементов букв в пространстве и дифференцировать сходные по написанию буквы); д ) интеллектуальной (у ребенка должен быть достаточный запас знаний и представлений об окружающем, в противном случае читаемые слова не будут вызывать у ребенка конкретные зрительные образы и ассоциации, а навык чтения приобретет механический характер, не сопровождаемый пониманием смысла прочитанного).

Слайд 8

Дети от 5 до 6 лет. Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста. Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

Слайд 9

Дети от 6 до 7 лет. Если дети с 3 до 5 лет осваивали звуковую сторону речи, то с 6 лет они с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы. 1. Опознание буквы в ее связи со звуком 2. Слияние нескольких букв в слог. 3. Слияние нескольких слогов в слово. 4. Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Слайд 11

Загадки Цель: формирование навыка осмысленного чтения предложений, развитие мышления. Оборудование: бумага, предметные картинки, ножницы, цветные карандаши или фломастеры. На тему "Домашние животные" можно загадать следующие загадки: - Даёт молоко. Её детей зовут козлятами. (КОЗА) - Любит хозяина. Живёт дома или в будке. (СОБАКА) - Пушистая и ласковая. Ловит мышей. (КОШКА) - С рогами. Даёт молоко. Не коза. Мычит. (КОРОВА) - Любит капусту и морковку. Похож на зайца. (КРОЛИК) Для темы "Транспорт" подготовьте такие загадки: - Пассажирский городской транспорт. Ездит по рельсам. (ТРАМВАЙ) - Используют для перевозки грузов. - Умеет сам сваливать груз. (САМОСВАЛ) - Плавает. Без трубы и без паруса. Нужны вёсла. (ЛОДКА) - Умеет летать. Поднимается вверх вертикально. (ВЕРТОЛЁТ) - Начинается на букву М. Ездит под землёй. (МЕТРО) Для темы "Деревья" можете использовать эти загадки: - Всегда зеленая. Не ёлка. (СОСНА) - Осенью на нем не бывает красных листьев. Плоды - жёлуди. (ДУБ) - Носит серёжки. Кора белого цвета. (БЕРЁЗА) - Лиственное дерево. Ягоды красного цвета. (РЯБИНА) - Дерево. Первая буква Т. Последняя буква Ь. (ТОПОЛЬ) Подобным образом вы можете составить загадки на любую интересующую ребенка тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВО – СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МОДЕЛИРОВАНИЯ) В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Небольшой обзор опыта работы по формированию речевых навыков с помощью метода моделирования....

Формирование графических навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья для успешного овладения письмом и письменной речью.

Определение основных психолого-педагогических понятий. Становление графического навыка у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Диагностический инструментарий по формированию гра...

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению.

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению. На современном этапе, развитие графомоторных навыков ...

мМоделирование в работе по формированию речевых навыков у старших дошкольников.

Использование знаково-символической деятельности(моделирования) в работе по формированию речевых навыкову старших дошкольников....

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у старших дошкольников

Объектом исследования является социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у старших дошкольников в условиях образовательной организации. Целью исследования является ...

Методы и приемы формирования грамматических навыков у старших дошкольников в непосредственной образовательной деятельности.

Участие на стажировочной площадке "Работа по развитию речи в рамках ФГОС ДО с детьми подготовительной к школе группы" и представление своего опыта по теме "Методы и приемы формирования грамматических ...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.

В условиях реализации ФГОС ДО   особое  значение приобретает работа по формированию коммуникативных умений и навыков у детей с общим недоразвитием речи.От того, как ребенок умеет общать...