Интегрированная деятельность с детьми старшей группы «Наш родной край» (ТНР 5-6 лет)
план-конспект занятия (старшая группа)

Данное занятие направлено на развитие интереса представления у детей о родном городе и  крае, быте и культуры коренных народов Севера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  № 56 «ИСКОРКА»

Интегрированная деятельность с детьми старшей группы

«Наш родной край»        

 (ТНР 5-6 лет)

Подготовила: воспитатель

 Жукова Н.Н

Тема: «Наш родной край»        

Возраст: 5-6 лет.

Образовательная область: познавательное развитие. 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие,

Цель: развить интерес  представления  детей о родном городе и крае, быте и культуре коренных народов Севера.

Задачи.

                  1.  Развить интерес  представления  детей о родном городе и крае, быте и культуре коренных народов Севера.

                   2.   Расширить знания детей о родном городе и крае, его достопримечательностях,  через организацию совместной деятельности педагога и детей.

3. Продолжать формировать  воспитывать любовь и уважение к родному городу, краю, животным и коренным жителям;

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о городе, жизни и быте коренных народов ханты и манси, животных Севера, беседы; просмотр презентации «Орнаменты Югорских народов»; работа с веером; чтение народных хантыйских и мансийских сказок «Мальчик Идэ», «Гордый олень».

Индивидуальная работа. При ответах на вопросы и высказываниях следить за правильностью речи воспитанников, уточнять их ответы, помогать логично и понятно высказывать свое мнение.

Материалы и оборудование: иллюстрации по теме, карта России, мяч, фигуры ханты и манси, традиционные орнаменты ханты и манси, гуашь, акварельные краски, кисти, подставки для кисточек, салфетки, непроливайки, цветные карандаши, фломастеры (по выбору детей).

1.  Организационный момент.

Воспитатель: Дорогие ребята, расскажите какое у вас настроение? (Ответ детей)

Воспитатель: У меня хорошее настроение, потому что я вижу вас в группе.

Воспитатель: Ребята, покажите свои ладошки, потрите их.

Воспитатель: Что вы чувствуете?  

Дети(Настя): Тепло.

Воспитатель: Конечно Настя, умница! Это тепло добрых рук.

Дети(Вова): Добро.

Воспитатель: Конечно Вова, молодец! Еще и добрых душ.

Воспитатель: Давайте поздороваемся друг с другом.

Рядышком встанем по кругу,

«Здравствуйте» скажем друг другу.

Каждый если улыбнется-

Утро доброе начнется (улыбаются друг другу)

ДОБРОЕ УТРО!

Мотивация детей

Я приготовила вам загадку.

Как поступите?

Дети (Платон): Попробуем отгадать..

Воспитатель: Идеальная мысль!

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

Дети(Азизбек): Это место называется -  Родина.

Воспитатель: Правильно Азизбек!

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово Родина?

Дети (Вова):  Родина - значит родная

Воспитатель: Здорово Вова!

Дети (Платон): Родина-это место, где мы родились.

Воспитатель: Правильно мыслишь Платон!

Дети(Алена):  Родина - где мы живем.

Воспитатель: Ты – умница и на  все у вас есть ответ!

Воспитатель: Для каждого человека Родина – это родной дом и улица. Это город или деревня, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей. Родина это – вся наша российская земля: леса, поля, моря, озера, реки, горы. Родину нужно любить и беречь.

Ребята приготовили для нас стихотворение:

Великую землю,

Землю любимую,

Где родились мы и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём!

Ребенок читает стихотворение:  

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.
2. Основная часть

Воспитатель: Давайте посмотрите на карту России. Взгляните, как много на ней много городов! Мансийский автономный округ, Югра)

Ребята, а как называется город, в котором мы с вами живем? (ответ детей: Сургут).

Давайте его попробуем отыскать на карте. (воспитатель показывает на карте город Сургут).

Как вы думаете, можно ли назвать город Сургут нашей «малой Родиной»? Почему? (Ответы детей: да, можно, потому что мы здесь родились и живем). Ребята, а как называется наш край? (ответы детей: Ханты-Мансийский автономный округ, Югра). Воспитатель показывает границы округа на карте.

Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, кто-то постучался в дверь, пойду посмотрю кто там. (воспитатель заносит посылку)

К нам в группу пришла посылка, давайте посмотрим, что находится внутри! (в коробке находится фигурка коренного народа Ханты)

Ребята, вы знаете кто это? (ответ детей: ханты)

Воспитатель: Правильно! Сейчас я вам немного расскажу об этом удивительном народе. Когда-то, давным–давно, на месте нашего города шумела непроходимая тайга. Жил в этой тайге народ, который называл себя Ханты. Жили они в шалашах, покрытых оленьими шкурами. Такие жилища назывались чумом. Ханты разводили северных оленей. Мужчины рыбачили, ходили в лес на охоту, а женщины собирали ягоды, грибы, украшали одежду хантыйским орнаментом: зайчьи уши, оленьи рога, солнце, ветви березы. У Ханты каждый цвет орнамента имеет свое значение, отражает красоту природы севера - синий цвет означает реки и озера, белый цвет связан со снегом, зеленый - с тайгой.  

(Воспитатель выставляет на мольберт: фото тайги, фигуры хантов, чума, оленей, образцы орнаментов)

А теперь мы немного отдохнем!

Повторяйте за мной!

Физкультминутка. « Город оживает»

Солнце поднимается. (Дети поднимают руки вверх).

Город просыпается. (Притопывают на месте).

Я встаю и не ленюсь, (Дети потягиваются).

Потому, что тороплюсь: ( Энергичная ходьба)

Собираться ведь с утра

Детям в садик наш пора. ( Передвижение вприпрыжку).

Вот по улице иду я,

Город свой родной люблю я! (Ходьба с высоко поднятыми коленями).

Здесь мой детский сад и дом,

Хорошо живется в нем! (Продолжение ходьбы, хлопки в ладоши).

Воспитатель: А сейчас, проходите на свои места.

(На доску вывешены  фотографии с изображение города Сургута: Старый Сургут, памятник основателям города, аэропорт, филармония, Ледовый дворец)

Воспитатель: Город наш, красивый, любимый, большой. В нашем городе  много улиц. Предлагаю вам поиграть в игру «Назови улицу на которой ты живешь?»

Дидактическая игра «Назови улицу, на которой живешь» (воспитатель бросает мяч ребенку в ответ ребенок называет улицу на которой он живет или любую другую улицу города, которую он знает).

(Раздается стук за дверью. Появляется Олененок)

Олененок: «Что это вы здесь собрались? Расшумелись?

У нас в лесу из-за вашего шума все звери попрятались.

Воспитатель: Здравствуй Олененок! Мы с ребятами беседуем о нашем родном городе и крае.

Олененок: Вы знаете, наши леса очень богаты, в них живут разные животные, растет множество ягод и грибов. Назовите, какие животные обитают в наших лесах? (ответы детей: медведи, лисы, белки, соболи, песцы, зайцы, лоси).

Олененок: Молодцы! А теперь давайте поиграем! (дети становятся кругом на ковре на каждую фразу стихотворения выполняют своё движение).

«У оленя дом большой»

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Дом большой (руки над головой «домиком»)

Он глядит (правую руку над глазами)

В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)

«Стук-стук

Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)

Охотник злой!» (сердитое лицо)

«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)              

Лапу мне давай!» (подать руку)

Олененок: Как хорошо вы играете! Но мне пора домой.

Воспитатель: Олененок, подожди немного, мы с ребятами хотим сделать тебе подарок – шарф и украсить его традиционными хантыйскими узорами.

Воспитатель: Я вам покажу, и мы все вместе сделаем украшение для нашего гостя.

- Давайте украсим шарфик олененка орнаментами.

- У вас на столах все необходимое для рисования хантыйского орнамента.

- Ребята выбирайте орнамент и материал для украшения шарфика.

- И так начинаем украшать.

Практическая деятельность: (дети начинают рисовать)

- Ребята, скажите, какими орнаментами вы украсили шарфик олененка?

- Дети: Рога дикого оленя.

- Молодцы, ребята!

- Все нарисовали правильно, красивые получились шарфики для олененка. Давайте оденем на шею олененка шарфик.

Олененок: Спасибо вам ребята за такие красивые и нарядные шарфики, мои друзья удивятся вашему таланту. Я выберу один, а остальные подарю своим друзьям.

До свидания, ребята!

3. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? +++

Дети(Вова):  мы говорили о Родине, о нашем городе, улицах нашего города,  о коренных народах, животных.

Воспитатель: Порадовал сегодня Вова меня, хорошо работал.

Воспитатель: Что нового вы узнали?

Дети(Настя): Мы узнали об  удивительном народе Ханты и их быте.

Воспитатель: Настя, ты  хорошо работала сегодня.

Воспитатель: Кто к нам сегодня приходил в гости?

Дети(Платон): Олененок.

Воспитатель: Молодец  Платон!

Воспитатель: Молодцы ребята! Отлично сегодня занимались! На этом занятие окончено, всем спасибо за работу.

Литература:

1.Зашихин Е.С., Киричек Е.А., Проснякова Т.Н. Учебное пособие "Моя Югра. Край, в котором я живу" АСТ-ПРЕСС ШКОЛА 2018г.

2. Картинный словарь. Немысова Е.А. Санкт – Петербург ООО «Мираль» 2006г.

3.Свободная энциклопедия Википедия http:// ru/Wikipedia.org.

4.WWW.oldo.fm.

5.Г.Слинкина «Сказки земли югорской» Екатеринбург. Издательский дом «Парус» 2002г.

6.www.ethnicsongs/info

7. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» [Текст]: Практическое пособие/ И. Е. Аверина. — М.: Айрис — пресс, 2005.-25 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно - образовательная деятельность с детьми старшей группы Тема: «Родной город»

Ознакомление детей старшей группы с условиями жизни в военном городке...

Перспективный план работы с детьми старшей группы Тема: «РОДНОЙ КРАЙ - УРАЛ»

Цель:Сформировать у дошкольников Нравственно – Патриотическое отношение к своей Родине.                              ...

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ"

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое раз...

Интегрированная деятельность с детьми старшей группы с ТНР по лексической теме «Морские обитатели»

Интегрированная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста проводится сразу тремя специалистами: учитель-логопед, муз.руководитель, воспитатель....