консультация
консультация

Штиньовская Анна Александровна

Как помочь ребенку справиться с детскими страхами.

Детский страх сопровождает ребёнка на каждом этапе развития. Он отличается от взрослого тем, что часто не связан с какой-то угрожающей ситуацией.

Детские страхи в большинстве случаев абстрактны – они основаны на той информации, которую дети получают от окружающего мира: от родителей, из книг и мультфильмов, во время общения со сверстниками.

«Красочные» страхи с разветвленным сюжетом свойственны детям с богатым воображением. Чем лучше развито воображение ребенка и чем ярче его фантазия, тем сильнее и непонятнее его страхи.

В два года страх вызывает разлука с родителями, незнакомцы, плохие сны. Чуть позже к этому примешивается страх потеряться.

В три года ребенок может пугаться незнакомых помещений, а также погодных явлений – сильного ливня, грозы, ветра.

В возрасте около четырех лет один из самых частых страхов – это страх темноты.

Примерно в пять лет к ребенку впервые приходит осознание конечности жизни, а вместе с этим - естественный страх смерти. Именно в этом возрасте родители впервые слышат: «Мамочка, ведь ты никогда не умрешь? А я?». Страх смерти порождает страх болезней, мнительность, некоторые дети начинают прислушиваться к внутренним ощущениям и спрашивать, почему болит живот и не страшно ли кусает комар. В пять лет дети особенно остро боятся врачебных манипуляций, например, предстоящей операции или лечения зубов.

В шесть-семь лет, когда фантазия ребенка достигает пика, дети боятся сказочных персонажей и воображаемых ситуаций. Тогда же дети начинают остро переживать одиночество и разлуку с родителями. Именно шестилетние дети подолгу сидят у окна и караулят момент, когда мама придет с работы домой.

С приближением учебы в школе дети часто боятся начала школьных занятий и гипотетического физического насилия со стороны сверстников.

Последняя волна неосознанных страхов приходится на семь-восемь лет. В это время дети опасаются темных замкнутых мест, к абстрактному страху примешивается вполне конкретный, связанный с началом школьной жизни: страх опоздать в школу, страх, что за какие-то проступки из школы могут исключить, и им подобные навязчивые страхи.

Если родители не обращают внимания на страхи ребенка или смеются над ними, то последствия могут оказаться плачевными: агрессия, проблемы в общении со сверстниками, комплексы, неврозы, навязчивые состояния, трудности социальной адаптации в подростковом возрасте.

Родители должны не только прислушиваться к жалобам ребенка, но и пытаться разобраться самостоятельно, являются ли страхи патологическими или это просто очередной этап развития, который нужно пережить вместе с ребенком, поддерживая его и помогая.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....