«Школа для родителей будущих первоклассников» как одна из эффективных форм работы с родителями в рамках преемственности по обеспечению подготовки ребёнка к школьному обучению»
материал

Страчкова Нина Анатольевна

Выступление на "Круглом столе" в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования (из опыта рабоиты). Тема: «Школа для родителей будущих первоклассников» как одна из эффективных форм работы с родителями в рамках преемственности по обеспечению подготовки ребёнка к школьному обучению» (ММО южный округ «Обеспечение непрерывности образования — преемственность начального общего и дошкольного образования» г. Рубцовск, 24.04.2024г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_kruglom_stole_po_preemstvennosti_2024god.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: воспитатель 1 категории

Страчкова Нина Анатольевна

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка»

                                                                                                                   Алтайский край, г.Рубцовск 2024г.

 «Школа для родителей будущих первоклассников» как одна из эффективных форм работы с родителями в рамках преемственности по обеспечению подготовки ребенка к школьному обучению.

     В рамках преемственности дошкольного и начального общего образования в этом учебном году в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №56 «Ромашка» начала свою работу «Школа для родителей будущих первоклассников».

     Первой  школой социализации ребёнка является семья. В семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать, общаться, взаимодействовать с окружающими людьми и миром. Любая педагогическая система без семьи рискует быть безрезультативной. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

     Сегодня воспитательный ресурс семьи претерпевает серьезные изменения. Мы, педагоги, отмечаем снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе социализации, воспитании и обучении ребёнка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. А ведь вопросы воспитания детей дошкольного возраста - это, прежде всего, вопросы молодой семьи.

     Актуальность проблемы состоит еще и в том, что детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит всё дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

     Таким образом, эта проблема потребовала от нас разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых явилось бы повышение педагогической культуры молодых родителей. Так в нашем саду появилась «Родительская школа».

      Школа для родителей будущих первоклассников является компонентом образовательного процесса, проводимого педагогами, где семьи могут получить знания и развивать свои умения в вопросах подготовки ребёнка к следующей ступени образования – школьному обучению.

     

 Цель создания «Школы» мы определили, как: 

Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах подготовки ребёнка к школе и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников направленных на всестороннее развитие ребёнка и его

социализацию через организацию «Школы для родителей будущих первоклассников».

Задачи: 

  1. Педагогическое просвещение семей воспитанников, расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогики.

2.     Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.

3.     Формирование единого пространства семьи и ДОУ в воспитании и развитии дошкольников, их подготовке к обучению в школе.              

4.     Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом ДОУ в плане единых подходов к воспитанию ребенка.

Организация деятельности «Школы для родителей будущих первоклассников»

  •  Работа Школы осуществляется на базе ДОУ (встречи с родителями проходят 1 раз в месяц).
  •  Школу посещают родители (законные представители) детей подготовительных к школе групп, желающие повысить свой психолого-педагогический уровень в вопросах воспитания и подготовки детей к школе.
  •  Работа        Школы проводится с учетом интересов родителей (законных представителей).

Форма организации работы Школы: коллективная:

1. Консультации.

2. Совместная деятельность педагогов и родителей (практикум).

3. Видеоотчёт о сотрудничестве «родитель-ребёнок-педагог».

4. Анкетирование.

Срок реализации работы Школы: один учебный год, 5 встреч.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;
  2. Активное вовлечение родителей (законных представителей)  в образовательный процесс ДОО через совместную деятельность.
  3. Формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с

ребенком на этапе предшкольного развития;

  1. Возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению

детско-родительских отношений;

  1. Рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами в целом.

При организации «Школы» мы использовали и используем сетевые формы сотрудничества. На встречи с родителями приглашаем не только специалистов ДОУ, но и специалистов извне сада, на наших встречах присутствовали учителя: учитель начальных классов гимназии «Планета Детства» - Бердюгина Наталья

Валерьевна, учитель начальных классов и зам. директора по УВР гимназии № 8 – Цинн Ольга Александровна, учитель – логопед «ЦРР – детский сад № 54 «Золотой ключик» - Седнева Екатерина Николаевна, которые несомненно помогают  в выявлении и решении конкретных проблем. Также, мы планируем в дальнейшем привлекать медицинских работников, педагога - психолога и других специалистов.

     На наших встречах «Школы для родителей будущих первоклассников» родители (законные представители):

  • слушали консультации воспитателя, узких специалистов;
  • задавали педагогам интересующие вопросы;
  • обсуждали рекомендации относительно организации учебно-воспитательной работы дома;
  • осваивали практические знания и умения.

      Одной из первых тем, которую мы озвучили для родителей будущих первоклассников, стала тема -  «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе» на

которой мы обозначили роль семьи в предшкольной подготовке ребенка, а также ставили для себя ещё одну задачу, а именно:  способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями будущих первоклассников и педагогов. Здесь было и выступление психолога о видах готовности ребёнка к школе, и учителя начальных классов, которая озвучила требования, предъявляемые школой к первокласснику. А также, познакомили родителей с основными аспектами и отличием подготовки к школьному обучению в семье и ДОУ.

     Следующей темой нашей встречи, волнующей родителей стала тема «Значение развития мелкой моторики воспитанников как важнейшее условие успешной подготовки к школе», на которой родителям обозначили развитие мелкой моторики детей 6-7 лет как один из главных показателей интеллектуальной готовности воспитанников к школьному обучению. Был подробно рассмотрен вопрос, что же такое мелкая моторика и как ее развивать?

Педагоги рассказали о работе в данном направлении в детском саду и дали рекомендации по развитию мелкой моторики в домашних условиях. Для этой цели был проведен практикум с родителями «развиваем руку ребёнка».

     Одной из важных тем, раскрытых на очередной встрече работы «школы», стала тема «Развитие речи ребенка как важное направление подготовки к обучению в школе», где была рассмотрена работа по развитию речи детей в ДОУ и дома.

Родителей на практике познакомили с дидактическими и речевыми играми, которые помогут и дома в совместной деятельности с ребёнком развивать речь,

совершенствовать звукопроизношение, активизировать словарь детей. Очень важным на этой встрече было выступление логопеда Седневой Екатерины Николаевны, цель которого была привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую

очередь по русскому языку и чтению в школе. В своём выступлении учитель начальных классов  гимназии № 8 Цинн О.А. познакомила родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников,  озвучила проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью, а также роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся.

     На протяжении всей работы «Школы» мы старались донести до родителей, что для успешной учебно-воспитательной деятельности ДОУ необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Поэтому, работа «Школы для родителей будущих первоклассников» в целом имела также существенное значение для установления отношений сотрудничества между педагогическим составом детского сада, семьёй и детьми. Так, нами было определено обязательное домашнее задание для родителей, которое они с детьми выполняли к определённой дате, затем эта работа обобщалась воспитателем и как результат предлагалась к просмотру в виде видеоролика на очередной встрече родительской школы.

Домашнее задание для родителей будущих первоклассников:

-   «Расскажи о нём, о городе моём» - рассказы детей о достопримечательностях нашего города – сьёмка в формате «я начинающий блогер»;

-   «Что такое доброта» -  продукт: групповой альбом «Наши добрые дела»;

- «Сказкотворение» - продукт: книжки-малышки со сказкой собственного сочинения);

-   Работа родителей над составлением портфолио.

(Предлагаю посмотреть фрагменты домашних заданий - видеонарезка)

     Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности данной работы с семьёй. Мы использовали  рефлексию  «Школы для родителей будущих первоклассников» в двух формах:

- письменной (участники формулировали ответы на вопросы «Чем полезна эта встреча?», «Что бы вы хотели обсудить на следующем нашей встрече?»);

- устной (вопрос-ответ, когда участники говорили о своих впечатлениях, чувствах от встречи, а также высказывали свои пожелания о дальнейшей работе школы: н-р, прослушать информацию на тему «Реакция ребёнка на неудачи» или «какими знаниями должен обладать ребёнок при поступлении в школу»).

     Говоря о работе «Школы для будущих первоклассников», нельзя не упомянуть возникшие трудности в реализации «Школы»: трудность привлечения родителей (законных представителей) к участию из-за их высокой загруженности.

    Несмотря на то, что работа «Школы для родителей будущих первоклассников» ещё не закончена, уже сейчас можно смело утверждать, что использование

подобной формы работы с семьями воспитанников дало положительные результаты. Показателем результативности реализации «Школы для будущих первоклассников» можно считать то, что:

-  целевой компонент работы «Школы» реализован на должном уровне;

- повысился уровень знаний и умений в вопросе подготовки детей старшего

  дошкольного возраста к школьному обучению;

-  установились доверительные отношения между ДОУ и родителями (законными представителями);

- улучшение детско-родительских отношений (родители более заинтересованы и охотнее принимают участие в совместной деятельности с детьми – участвуют в различных конкурсах, акциях, оформлении среды группы и т.д.)

- все участники во время встреч получают позитивные эмоции, радость от совместной деятельности.

     Информацию о проведении «Школы для родителей будущих первоклассников» можно посмотреть на сайте образовательного учреждения по ссылке mailto:http://ds56rub.edu22.info

Все материалы по «Школе для родителей будущих первоклассников» можно посмотреть по ссылке педагога  https://nsportal.ru/strachkova-nina-anatolevna

Видеоролики, созданные в рамках сотрудничества «педагог-родитель», можно посмотреть по ссылке   mailto:https://cloud.mail.ru/album/DU7v/3rHfsqD9m 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"

В презентации  рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и  теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...

Мастер-класс- как одна из эффективных форм работы с родителями.

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Рос...

Детско - родительский клуб. как одна из самых эффективных форм работы с родителями.

В основе  взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, на...

Консультация для родителей "Подготовка ребёнка к школьному обучению".

Основа к школьному обучению должна быть заложена в дошкольном возрасте родителями. Родители должны понимать, чему и как следует учить дошкольника, работа должна быть последовательной и целенаправ...

Консультация для родителей "Туристический поход-прогулка – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребёнка"

Консультация для родителей "Туристический поход-прогулка – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребёнка"...

«Литературная онлайн- гостиная «Произведения Самарских поэтов», как одна из эффективных форм работы с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста»

Литературная онлайн-гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия литературных произведений на определенную тему, творческую деят...