«ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада»
материал

Страчкова Нина Анатольевна

Выступление на "Круглом столе" в рамках преемственности дошкольного и начального бщего образования с темой6 «ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада» (ММО «Обеспечение непрерывности образования — преемственность начального общего и дошкольного образования» г. Рубцовск, 2021 г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: воспитатель 1 категории

Страчкова Нина Анатольевна

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка»

                                                                                                                   Алтайский край, г.Рубцовск 2021г.

 «ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада»

   Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании. Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития; это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.                       

   По мнению учёного, педагога-психолога Е.Е.Кравцовой: «Если по каким-либо причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого перехода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём».

   Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач.

На дошкольной ступени:

- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его    

  положительного самоощущения;

- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к

  творческому самовыражению;

- формирование знаний об окружающем мире, стимулирование

  коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных

  видах деятельности;

- развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение

  детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного

  возраста).

На ступени начальной школы:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей  

  деятельности;

- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,

  планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,  

  взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее

  принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего

  поведения в соответствии с ними, совершенствование достижений дошкольного

  развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве

  качеств;

- индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития

  или отставания.

  Предпосылки УУД у детей

    при поступлении в школу

Планируемые результаты

на конец 1 класса

-умеет положительно относиться к себе, другим людям, обладает чувством собственного достоинства

-понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей, умеет оценить себя по критериям, предложенным взрослыми

-положительно относится к школе

-умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека

-умеет уважать достоинство других

-умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

- умеет уважительно относиться к чужому мнению

-умеет понимать чувства других людей и сопереживать им

-умеет беречь свои вещи, организовать свое рабочее место, имеет навыки самообслуживания.

-умеет бережно относиться к материальным ценностям

-уважает и принимает ценности семьи и общества

-любит свою Родину и свой край

-умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, способен вести переговоры, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сдерживать свои эмоции в игре

-в обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

-умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции

-умеет выбирать себе род занятий и партнёров

-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

-может поддержать разговор на интересную для него тему

-умеет обсуждать возникшие проблемы, правила

-может поддержать разговор на интересную тему

-умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности

-умеет делать самооценку себе и своим действиям

-умеет проявлять самостоятельность в разных видах деятельности

-умеет делать самооценку себе и своим поступкам

-умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах

-умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

   Портреты выпускника детского сада и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду (вернее, предпосылок к развитию компетентностей).

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий (УУД) приобретает особое значение.

   А как же обстоят дела на дошкольной ступени? Ведь в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки.

   У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

-умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

-умение сохранять заданную цель;

-умение находить ошибки и исправлять их;

-умение контролировать свою деятельность по результату;

-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

    Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

- владение речевыми умениями, определенными вербальными и невербальными  

  средствами общения;

- желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению,

- умение слушать собеседника.

   В проекте ФГОС ДО выделяется раздел «Требования к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». Эти требования «представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования». Такие характеристики «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса».

Попробуем сопоставить интегративные качества выпускника детского сада и универсальные учебные действия, формируемые у обучающихся начальной школы.

   Важно отметить тот факт, что предпосылки УУД дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования, на это указывают данные таблицы: мотивация к школе, взаимоотношение со сверстниками, организаторские способности, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающим миром и др.

- Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития.

   Согласно ФГОС дошкольного образования, вступившему в силу 1 января 2014 года, можно выделить основные критерии, по которым определяется готовность ребенка к школе:

  • интеллектуальная – умение сравнивать и обобщать, классифицировать и анализировать информацию, воспринимать речь и логически мыслить;
  • физическая – уровень развития всех систем организма, способный выдержать ежедневные учебные нагрузки без вреда для здоровья;
  • мотивационная – ребенок хочет стать школьником не потому, что в школе он найдет новых друзей, с которыми можно будет поиграть (игровой мотив), и не потому что, став первоклассником, он повысит свой социальный статус (социальный мотив), а потому что на уроках он сможет узнать что-то новое и интересное;
  • социальная – способность ребенка сотрудничать с другими людьми и проявлять внимание на протяжении 30-40 минут.

При условии соответствия ребенка всем этим критериям его адаптация к новым условиям обучения в начальной школе проходит намного легче и безболезненнее.

Как можно отследить готов ли ребенок к школе? Это ведение карты развития, диагностика. Чтобы картина диагностики была более адекватной, можно предложить разделить оценку родителей и оценку воспитателя.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Примерный портрет выпускника детского сада группы с умственной отсталостью в легкой степени в условиях введения ФГОС ДО»

Статья для педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности.  В детском саду с каждым ребенком работает команда специалистов в тесном взаимодействии. Работая в рамках одной лексическ...

Презентация "Портрет выпускника детского сада в соответствии с ФГОС"

Презентация и сообщение к презентации "Портрет выпускника детского сада в соответствии с ФГОС"....

Консультация для педагогов "СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА в соответствии с требованиями ФГОС"

Маленького ребенка окружают различные предметы, имитирующие мир взрослых, или специально придуманные для развития ребенка. Он активно манипулирует этими предметами, стремится узнать, как они устроены,...

ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)Какие ...