Работа наставника - вклад в систему профессиональной адаптации молодого специалиста
материал

Автором представлен опыт работы наставника с молодым специалистом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -_vystuplenie.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Работа наставника - вклад в систему профессиональной                                 адаптации молодого специалиста

Сегодня система наставничества в ДОУ заслуживает пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога, который может предложить, как практическую, так и теоретическую помощь в организации образовательной деятельности. Ни для кого не секрет, что начинающие педагоги с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем. Поэтому они боятся совершить педагогическую ошибку во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег.

В этом году я стала педагогом - наставником молодого специалиста Марии Юрьевны, для оказания помощи в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по должности музыкального руководителя.         

Почему я, воспитатель с более чем 35-летним стажем, стала наставником молодого специалиста  Марии Юрьевны, музыкального руководителя детского сада?

Во-первых, когда то, свой профессиональный путь я также начинала музыкальным руководителем, знаю методику музыкального воспитания дошкольников, а самое главное я увидела в ней тоже творческого человека, готового узнавать, учиться новому.

Во - вторых, специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с дошкольного возраста требуют от персонала дошкольного воспитания и образования (будь то воспитатель, музыкальный руководитель) определенных знаний и умений для осуществления профессиональной деятельности. Помимо сугубо специфичных компетенций, необходимо развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

Поэтому так важно обеспечить молодому специалисту необходимую осведомленность, подготовку и максимально эффективное «погружение» в мир дошкольного детства, которое основано:

- на знании психологических основ педагогической деятельности и общих закономерностей развития детей;

- умение организовывать ведущие виды деятельности, планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми, планировать и корректировать образовательные задачи, владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей и многое другое.

Все мы знаем, композитору чтобы сочинить мелодию нужно знать ноты. А для молодого музыкального руководителя – это его профессиональные качества. Поэтому сопровождение Марии Юрьевны я начала с беседы-знакомства, в которой уточнила, на каком уровне находятся её профессиональные знания, умения и навыки. Выяснили, что стало основанием для выбора профессии музыкального руководителя, о её увлечениях и интересах, в каком направлении педагогической деятельности, она достигла максимальных профессиональных показателей или владеет глубокими знаниями, где чувствует себя свободнее, увереннее.  

Я провела анкетирование с целью изучения затруднений в работе. По его результатам и исходя из наших  бесед, мы разработали совместный план работы до конца учебного года, то есть индивидуальный маршрут, по которому можно отследить: этапы работы; основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки; промежуточный и конечный результаты работы. План составлен таким образом, чтобы была возможность его корректировать и дополнять в течение учебного года. Имеется графа «отметка о выполнении», в которой отражены достижения по направлениям деятельности.

В педагогике существуют различные виды наставничества, я выбрала для себя, прямое индивидуальное и открытое, то есть непосредственный контакт с Марией Юрьевной, двустороннее взаимодействие: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети. Взаимное доверие стало основой, на которой строятся   наши отношения.

Всю систему методической работы я разделила на три этапа: диагностический, реализационный, аналитический.

На первом этапе я выяснила, какие трудности она испытывает. Поставила перед собой задачу: заинтересовать и помочь ей реализовать себя в деятельности музыкального руководителя.  В первую очередь обратила внимание Марии Юрьевны на требования к организации занятия, провела консультацию: «Принцип построения музыкального занятия, применение различных форм и методов работы с детьми.», требованиям к ведению документации, механизмы использования дидактического, наглядного и других материалов. С самого первого дня я ориентировала её на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижение секретов музыкального воспитания. Предложила самостоятельно изучить материал по темам «Основные требования к личностно-ориентированному подходу на музыкальных занятиях», мастер класс «Самоанализ занятия», «Как написать конспект занятия?», «Как подготовить современное занятие с использованием ИКТ?», «Структура занятия».

Сейчас мы находимся как бы на втором этапе работы - реализационном.  То есть я оказываю практическую помощь в профессиональном совершенствовании и коррекции возникающих затруднений. Так, заметив, что у Марии Юрьевны мало опыта по вопросу развития коммуникативных умений и умения управлять детским коллективом, по взаимодействию с воспитателем на занятии, мною была проведена консультации: «Организация детского коллектива», «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии». Совместно мы выбрали методическое направление деятельности. Я, как наставник, предложила определить методическую тему, над которой Мария Юрьевна будет работать более углубленно – это особенностей взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в направлении музыкального воспитания и развития детей. От ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития наших детей. Весь период нашей работы мы ведём активную деятельность по самообразованию Марии Юрьевны в соответствии с выбранным направлением и методической темой.  

Совместно с ней мы готовили конспекты занятий, проговаривая каждый этап и элемент, это прием обсуждения возможных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе организации детской деятельности…

 Разрабатывали сценарии утренников «Новогоднее путешествие к деду Морозу», «Всё для милой мамочки»; развлечений «В гостях у сказки», «Есть у солнышка друзья» и. т. д. Формируя у детей умения игры на музыкальных инструментах, я подготовила для Марии Юрьевны информацию на тему «Развитие у дошкольников умения игры на музыкальных инструментах». Работу начали уже с младшего возраста, и наши малыши на утреннике для мам уже играли в оркестре на музыкальных инструментах.

Вместе с Марией Юрьевной мы строим педагогический процесс, опираясь на ведущие идеи педагогики сотрудничества, положенные в основу современных педагогических технологий. «Учить и учиться» – наш девиз. Наш педагогический принцип – помочь ребёнку раскрыться, стать активным, творческим. Выявляем природные задатки и на их основе развиваем способности, сохраняя индивидуальность каждого ребёнка. И так как Мария Юрьевна проводит музыкальные занятия и в моей группе я постоянно вижу изменения, результаты нашей совместной работы.

С самого начала своей профессиональной деятельности Мария Юрьевна при моей поддержке активно включается в методические мероприятия учреждения, творческие группы. Она повышает свои профессиональные компетенции посещая педагогические советы, семинары-практикумы, «круглые столы», а я в этот период выполняю роль подсказчика, советчика.

Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, формирующих творческо-деятельностную позицию, развивающую педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры. 

Своими действиями, идеями и творчеством я мотивирую Марию Юрьевну на участие в конкурсном движении, готовлю к скорой предстоящей аттестации.

Так вместе мы приняли участие и в муниципальном конкурсе «Педагогический дебют», где молодой педагог заняла 2 место.

Мария Юрьевна начала накапливать материал для составления «Портфолио»:

Стала победителем во Всероссийском интернет конкурсе: «Воспитатели России» с работой «Духовно – нравственное развитие и воспитание детей через музыкальную деятельность».

Поэтому, я могу сказать, что в целом процесс адаптации молодого специалиста проходит успешно. Мария Юрьевна овладела необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации музыкальной деятельности с детьми. Она ответственная, способная, активная.

На третьем этапе работы, мы проведём самоанализ и рефлексию работы Марии Юрьевны и моей деятельности как наставника, итоги представим на педагогическом совете.  

Итак, подводя итоги, мне хочется сказать, что все этапы работы мы осуществляем в позиции «вместе», «рядом». Ведь наставничество — это двусторонний процесс: у нас возникла обоюдная готовность к совместной работе: моя к передаче опыта и, несомненно, готовность Марии Юрьевны воспринимать этот опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы наставника – воспитателя Лекомцевой Е.Ю. с молодым специалистом Кононенко И.П. на 2020 -2021 уч. год.

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста. Задачи:         - оказание методической помощи молодому специалисту в повышен...

ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА – воспитателя Аванесян Рузанны Валериевны с молодым специалистом.

       Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога.         Задачи:...

Перспективный план работы Наставника-воспитателя Грековой Н.В. с молодым специалистом на 2022-2023 учебный год

Перспективный план работы Наставника-воспитателя Грековой Н.В. с молодым специалистом на 2022-2023 учебный год...

Профессиональная адаптация молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена профессиональной адаптиции молодых педагогов дошкольного образования. Автором раскрывается сущность профессиональной адаптиции в условиях современного общества, сформулированы цели и ...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ наставника – воспитателя Вотиновой И.И. с молодым специалистом на 2023 -2024 учебный год

Представлен план работы с молодым специалистом в таблице на все месяцы учебно года. Приложена Диагностика адаптации молодого воспитателя к профессиональной деятельности в детском саду....