Работа наставника - вклад в систему профессиональной адаптации молодого специалиста
материал
Автором представлен опыт работы наставника с молодым специалистом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-_vystuplenie.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа наставника - вклад в систему профессиональной адаптации молодого специалиста
Сегодня система наставничества в ДОУ заслуживает пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога, который может предложить, как практическую, так и теоретическую помощь в организации образовательной деятельности. Ни для кого не секрет, что начинающие педагоги с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем. Поэтому они боятся совершить педагогическую ошибку во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег.
В этом году я стала педагогом - наставником молодого специалиста Марии Юрьевны, для оказания помощи в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по должности музыкального руководителя.
Почему я, воспитатель с более чем 35-летним стажем, стала наставником молодого специалиста Марии Юрьевны, музыкального руководителя детского сада?
Во-первых, когда то, свой профессиональный путь я также начинала музыкальным руководителем, знаю методику музыкального воспитания дошкольников, а самое главное я увидела в ней тоже творческого человека, готового узнавать, учиться новому.
Во - вторых, специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с дошкольного возраста требуют от персонала дошкольного воспитания и образования (будь то воспитатель, музыкальный руководитель) определенных знаний и умений для осуществления профессиональной деятельности. Помимо сугубо специфичных компетенций, необходимо развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
Поэтому так важно обеспечить молодому специалисту необходимую осведомленность, подготовку и максимально эффективное «погружение» в мир дошкольного детства, которое основано:
- на знании психологических основ педагогической деятельности и общих закономерностей развития детей;
- умение организовывать ведущие виды деятельности, планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми, планировать и корректировать образовательные задачи, владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей и многое другое.
Все мы знаем, композитору чтобы сочинить мелодию нужно знать ноты. А для молодого музыкального руководителя – это его профессиональные качества. Поэтому сопровождение Марии Юрьевны я начала с беседы-знакомства, в которой уточнила, на каком уровне находятся её профессиональные знания, умения и навыки. Выяснили, что стало основанием для выбора профессии музыкального руководителя, о её увлечениях и интересах, в каком направлении педагогической деятельности, она достигла максимальных профессиональных показателей или владеет глубокими знаниями, где чувствует себя свободнее, увереннее.
Я провела анкетирование с целью изучения затруднений в работе. По его результатам и исходя из наших бесед, мы разработали совместный план работы до конца учебного года, то есть индивидуальный маршрут, по которому можно отследить: этапы работы; основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки; промежуточный и конечный результаты работы. План составлен таким образом, чтобы была возможность его корректировать и дополнять в течение учебного года. Имеется графа «отметка о выполнении», в которой отражены достижения по направлениям деятельности.
В педагогике существуют различные виды наставничества, я выбрала для себя, прямое индивидуальное и открытое, то есть непосредственный контакт с Марией Юрьевной, двустороннее взаимодействие: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети. Взаимное доверие стало основой, на которой строятся наши отношения.
Всю систему методической работы я разделила на три этапа: диагностический, реализационный, аналитический.
На первом этапе я выяснила, какие трудности она испытывает. Поставила перед собой задачу: заинтересовать и помочь ей реализовать себя в деятельности музыкального руководителя. В первую очередь обратила внимание Марии Юрьевны на требования к организации занятия, провела консультацию: «Принцип построения музыкального занятия, применение различных форм и методов работы с детьми.», требованиям к ведению документации, механизмы использования дидактического, наглядного и других материалов. С самого первого дня я ориентировала её на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижение секретов музыкального воспитания. Предложила самостоятельно изучить материал по темам «Основные требования к личностно-ориентированному подходу на музыкальных занятиях», мастер класс «Самоанализ занятия», «Как написать конспект занятия?», «Как подготовить современное занятие с использованием ИКТ?», «Структура занятия».
Сейчас мы находимся как бы на втором этапе работы - реализационном. То есть я оказываю практическую помощь в профессиональном совершенствовании и коррекции возникающих затруднений. Так, заметив, что у Марии Юрьевны мало опыта по вопросу развития коммуникативных умений и умения управлять детским коллективом, по взаимодействию с воспитателем на занятии, мною была проведена консультации: «Организация детского коллектива», «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии». Совместно мы выбрали методическое направление деятельности. Я, как наставник, предложила определить методическую тему, над которой Мария Юрьевна будет работать более углубленно – это особенностей взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в направлении музыкального воспитания и развития детей. От ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития наших детей. Весь период нашей работы мы ведём активную деятельность по самообразованию Марии Юрьевны в соответствии с выбранным направлением и методической темой.
Совместно с ней мы готовили конспекты занятий, проговаривая каждый этап и элемент, это прием обсуждения возможных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе организации детской деятельности…
Разрабатывали сценарии утренников «Новогоднее путешествие к деду Морозу», «Всё для милой мамочки»; развлечений «В гостях у сказки», «Есть у солнышка друзья» и. т. д. Формируя у детей умения игры на музыкальных инструментах, я подготовила для Марии Юрьевны информацию на тему «Развитие у дошкольников умения игры на музыкальных инструментах». Работу начали уже с младшего возраста, и наши малыши на утреннике для мам уже играли в оркестре на музыкальных инструментах.
Вместе с Марией Юрьевной мы строим педагогический процесс, опираясь на ведущие идеи педагогики сотрудничества, положенные в основу современных педагогических технологий. «Учить и учиться» – наш девиз. Наш педагогический принцип – помочь ребёнку раскрыться, стать активным, творческим. Выявляем природные задатки и на их основе развиваем способности, сохраняя индивидуальность каждого ребёнка. И так как Мария Юрьевна проводит музыкальные занятия и в моей группе я постоянно вижу изменения, результаты нашей совместной работы.
С самого начала своей профессиональной деятельности Мария Юрьевна при моей поддержке активно включается в методические мероприятия учреждения, творческие группы. Она повышает свои профессиональные компетенции посещая педагогические советы, семинары-практикумы, «круглые столы», а я в этот период выполняю роль подсказчика, советчика.
Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, формирующих творческо-деятельностную позицию, развивающую педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры.
Своими действиями, идеями и творчеством я мотивирую Марию Юрьевну на участие в конкурсном движении, готовлю к скорой предстоящей аттестации.
Так вместе мы приняли участие и в муниципальном конкурсе «Педагогический дебют», где молодой педагог заняла 2 место.
Мария Юрьевна начала накапливать материал для составления «Портфолио»:
Стала победителем во Всероссийском интернет конкурсе: «Воспитатели России» с работой «Духовно – нравственное развитие и воспитание детей через музыкальную деятельность».
Поэтому, я могу сказать, что в целом процесс адаптации молодого специалиста проходит успешно. Мария Юрьевна овладела необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации музыкальной деятельности с детьми. Она ответственная, способная, активная.
На третьем этапе работы, мы проведём самоанализ и рефлексию работы Марии Юрьевны и моей деятельности как наставника, итоги представим на педагогическом совете.
Итак, подводя итоги, мне хочется сказать, что все этапы работы мы осуществляем в позиции «вместе», «рядом». Ведь наставничество — это двусторонний процесс: у нас возникла обоюдная готовность к совместной работе: моя к передаче опыта и, несомненно, готовность Марии Юрьевны воспринимать этот опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы наставника – воспитателя Лекомцевой Е.Ю. с молодым специалистом Кононенко И.П. на 2020 -2021 уч. год.
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста. Задачи: - оказание методической помощи молодому специалисту в повышен...
Индивидуальный план работы наставника (Герасимова Оксана Валерьевна воспитатель) с молодым специалистом на 2019-2020 учебный год
Цель: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста...
Мастер-класс «Совместная деятельность наставника и молодого педагога по проектированию повышения квалификации, как залог профессионального роста молодого специалиста»
Цель: содействовать повышению квалификации молодого педагога....
ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА – воспитателя Аванесян Рузанны Валериевны с молодым специалистом.
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога. Задачи:...
Перспективный план работы Наставника-воспитателя Грековой Н.В. с молодым специалистом на 2022-2023 учебный год
Перспективный план работы Наставника-воспитателя Грековой Н.В. с молодым специалистом на 2022-2023 учебный год...
Профессиональная адаптация молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации
Статья посвящена профессиональной адаптиции молодых педагогов дошкольного образования. Автором раскрывается сущность профессиональной адаптиции в условиях современного общества, сформулированы цели и ...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ наставника – воспитателя Вотиновой И.И. с молодым специалистом на 2023 -2024 учебный год
Представлен план работы с молодым специалистом в таблице на все месяцы учебно года. Приложена Диагностика адаптации молодого воспитателя к профессиональной деятельности в детском саду....