Учится общаться
статья по развитию речи (средняя группа) по теме

Гафурова Алия Раильевна

Общение — это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств. О том, как помочь детям осмысленно пользоваться такими средствами в общении с окружающими, и пойдет наш разговор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Uchite_detey_obshchatsya.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Учите детей общаться

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Общение — это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств. О том, как помочь детям осмысленно пользоваться такими средствами в общении с окружающими, и пойдет наш разговор.

Невербальные средства — это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений. По мимике, жестам, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости его движений, по напряжению (или расслаблению) мускулатуры, характеру и темпу его дыхания можно понять, «прочитать» этого человека. А именно: что он чувствует, какое у него настроение, чего он хочет или ожидает, как относится к окружающим и др. Такие движения называются выразительными. Являясь неотъемлемым компонентом эмоций, они достоверно (порой, даже более достоверно, чем слова) свидетельствуют о внутренних, психологических свойствах и состояниях человека. Можно говорить о существовании специфического языка — языка выразительных движений. Однако чаще всего люди пользуются им непроизвольно и неосознанно. В связи с этим роль невербальных средств в общении не всегда очевидна, но от этого не менее значима.

Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней своей жизни. Еще не владея словесной речью, малыш успешно сигнализирует взрослым о своем состоянии, желаниях, переживаниях, используя для того движения тела, мимику, жесты, интонации голоса, то есть первым языком, на котором начинает говорить ребенок, является именно язык движений. Эти биологически обусловленные возможности психики ребенка обеспечивают ему взаимодействие с матерью, что необходимо для его выживания и нормального развития.

Родившись, ребенок не просто появляется на свет — он вступает в мир людей, мир человеческой культуры, и в том числе в мир культуры общения между людьми. При этом культура общения для ребенка выступает двояко.

В широком смысле слова это выработанный на протяжении истории человечества огромный арсенал невербальных средств и нормативных, т. е. общепринятых, социально одобряемых в культуре (этноса, народа) способов их употребления. Этот арсенал ребенок осваивает постепенно. По мере взросления он использует все более разнообразные и сложные двигательно-пластические средства для выражения более богатых и тонко дифференцированных эмоций, чувств, отношений с окружающими.

Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном общении, становятся близкие взрослые, прежде всего мать. Она разговаривает с малышом, используя разные интонации голоса, певуче растягивая звуки (ребенок еще может не понимать слов, а вот интонации улавливает и различает очень хорошо). Мать улыбается, протягивает ему навстречу руки, призывая сделать несколько шагов на неокрепших ножках, обнимает, целует, поглаживает, похлопывает его. Она играет с ним в «ладушки», «козу рогатую»... Ребенок воспринимает эти невербальные послания любви и заботы, реагирует на них так или иначе. Одни его действия одобряются, поощряются взрослым, другие — порицаются: сразу уменьшается распевность интонаций, голос становится более строгим, угасает улыбка, взрослый укоряюще покачивает головой: «Ай-ай-ай» и т. п. Причем степень выражения неодобрения может быть очень разной — от мягкого огорчения, «сыгранного» недоумения до явного недовольства и неприятия. Так ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядно-действенные представления о том, как «можно» и как «нельзя» вести себя с окружающими. Этот процесс научения, передачи культурного опыта происходит неосознанно не только для ребенка, но — чаще всего — и для взрослого, который просто реализует свою потребность в общении с малышом, получая от этого радость.

Однако с каждым ребенком обращается не абстрактный, среднестатистический взрослый, а вполне конкретный родитель — человек, живущий в определенном историческом времени и государстве, принадлежащий к определенному слою общества, с определенным уровнем образованности и общей культуры, в том числе стилем общения, который унаследован им, как правило, от собственных родителей, семьи, где вырос. Этот конкретный взрослый является носителем культуры общения в узком смысле слова. Ребенок, общаясь с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой, старшими детьми, если они есть в семье, присваивает именно те мимические выражения, жесты, позы, манеру держать себя, которые наиболее часто употребляются и допускаются в данной «ячейке общества».

Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтные ситуации (что случается не слишком часто), то легче, конструктивнее справляется с ними и собственными негативными переживаниями. Вот такому достаточно благополучному ребенку практически не требуется специальное обучение, хотя и для него оно может быть увлекательным, приносящим новые впечатления, а значит — и новый опыт.

К сожалению, бывает (и довольно часто), что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С малышом разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично и т. п. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно: настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, или замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими и т. п. Пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Эта конкуренция «на равных» может проявляться в довольно жестких формах и разрешаться не самыми культурными, социально одобряемыми средствами.

Детям с подобными проблемами как раз и требуется специальное обучение общению.

В нем используются интересные для дошкольников игровые упражнения, которые в детском саду может проводить воспитатель. Хорошо, если такая работа будет поддерживаться родителями: при желании мамам и папам нетрудно освоить эти упражнения и играть вместе с детьми дома.

Независимо от того, кто играет с ребенком, воспитатель или родитель, необходимо, чтобы взрослый сам был эмоционально «включен» в игровое взаимодействие. Иногда, чтобы преодолеть привычные для дошкольника негативные способы общения, настороженность или робость, взрослому важно увлечь его, «заразить» переживанием. А это возможно, если он действительно играет с ребенком, «веря в предлагаемые обстоятельства» с позиции взятой на себя роли. Однако важно и не «переигрывать»: гипертрофированный артистизм может исказить развивающиеся у детей представления о мере чувств и средствах их выражения.

Предлагаем несколько упражнений и игр, которые помогут научить детей простейшим способам невербального общения. Рядом с названием каждого упражнения, в скобках, указан возраст, начиная с которого предлагаемый игровой материал, как правило, уже доступен для ребенка. Однако и у детей старше обозначенной возрастной границы данные упражнения могут вызывать интерес и желание многократно их проигрывать, в чем не стоит их ограничивать. Понятно, что приведенные игры не являются исчерпывающими, но могут рассматриваться в качестве «отправного момента» для начала работы и придумывания дополнительных вариантов, нового материала. Они могут проводиться с детьми как индивидуально, так и в небольших подгруппах (в детском саду по 6—8 человек). Желательно, чтобы приобретенные умения дети использовали во взаимодействии со сверстниками в игре и в повседневном общении.

Иди сюда (3—4 года)

В гости пришел Петушок (можно выбрать любой персонаж), но он робеет и держится от ребенка на расстоянии.

Взрослый предлагает ребенку позвать гостя движением руки, чтобы тот приблизился. В случае затруднения можно подсказать жест: махнуть рукой «к себе». Объясняет, что сначала надо вытянуть руку ладонью вверх и только потом махнуть ею «к себе». Малыш пытается позвать гостя вместе со взрослым или самостоятельно, ласково приговаривая: «Иди сюда». Если жест выполняется ребенком выразительно, мягко, Петушок (в руках взрослого) приближается к нему. И наоборот, если малыш, призывая гостя к себе, не смотрит на него, не старается выполнить движение мягко, ласково, то Петушок остается на месте, даже отодвигается опасливо. На это взрослый обязательно обращает внимание ребенка и побуждает его быть более приветливым.

Когда Петушок приближается к ребенку, то здоровается с ним, наклоняя головку. Ребенок может ласково погладить, покормить его, потанцевать с ним под музыку.

Прошу — не надо (3—4 года)

Взрослый предлагает ребенку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае затруднения помогает найти нужные движения (с ласковым произнесением слова «прошу» рука выводится вперед раскрытой ладонью вверх, с твердым «не надо» — кисть вытянутой руки становится вертикально вверх, ладонь повернута «от себя»).

В магазине (3—4 года)

Взрослый («продавец») называет товар, а ребенок (в роли какого-нибудь персонажа) просит показать его или отказывается, используя выразительные жесты («прошу» или «не надо») и интонацию голоса при проговаривании соответствующих слов. Например, кошка просит молочка и отказывается от морковки, медведь просит меду или ягод малины, но отказывается от листьев (того же малинового куста); заяц просит морковку или капусту, но отказывается от колбасы и т. П. (Примеры «вкусных товаров» рекомендуется давать, учитывая знания детей о том, что едят и чего не едят животные.)

В игре с детьми старше пяти лет следует обращать особое внимание на выразительность жестов и интонаций: чтобы по характеру их исполнения было понятно, кто покупает товар — медведь, заяц, лиса, петух и т. п. Пусть при этом в движении участвует все тело: со словом «прошу» — потянуться корпусом за рукой, приподняв подбородок; со словами «не надо» — отстраниться назад, чуть искоса взглянув на «продавца» (с лукавством, или мягким неприятием, или недовольством).

Не печалься (3—4 года)

Взрослый рассказывает ребенку «историю» или читает стихотворение (на выбор):

Уронили мишку на пол,                        Зайку бросила хозяйка —

Оторвали мишке лапу.                        Под дождем остался зайка.

Все равно его не брошу —                Со скамейки слезть не мог,

Потому что он хороший.                        Весь до ниточки промок.

                                                                                (А. Барто)

Сначала упражнение выполняется с игрушкой. Малыш берет ее в руки и ласково приговаривает: «Не грусти, не печалься» и т. д.

Затем можно разыграть по ролям. Например, взрослый изображает опечаленного мишку (зайку) с грустным выражением лица, с поникшей головой, а ребенок жалеет: ласково поглаживает его по голове, по плечу, старается заглянуть ему в лицо, негромким, участливым голосом произносит успокаивающие слова. Если движения ребенка недостаточно выразительны, то взрослый предлагает ему побыть опечаленной игрушкой, а сам жалеет его, тем самым показывая, как придать прикосновениям ласковый характер, чтобы опечаленный мишка (зайка) наконец успокоился и улыбнулся.

Не плачь (4 года)

Выполняется аналогично предыдущему упражнению. Только здесь исполняющий роль обиженного «плачет»: закрывает лицо ладонями, «утирает слезы», «всхлипывает». После того как его пожалели, он может поблагодарить за поддержку улыбкой, ласковыми прикосновениями, объятиями. Затем играющие меняются ролями. (В этой игре надо придумать причины огорчения: болит зуб, обидели и т. п.)

Детям 4 и более лет взрослый предлагает играть так, чтобы по голосу, пластике можно было догадаться, какой это персонаж (не только игрушки, но и животные, сказочные персонажи, люди разного возраста).

Примечание. Если упражнения, включающие жесты ласки, начинать осваивать с ребенком старше пяти лет, то, возможно, непривычный к подобному проявлению любви, он может почувствовать смущение. Особенно это заметно у мальчиков, которые стремятся подражать жестковатой, «мужской» манере общения. В таком случае можно подсказать, что настоящий мужчина — это добрый и великодушный человек, он жалеет слабых и помогает им. Как правило, это объяснение оказывается убедительным для мальчиков, и они начинают вести себя более естественно.

А-у! (4 года)

Взрослый. Как-то раз друзья отправились в лес. Собирая грибы, они разошлись в разные стороны и потеряли друг друга из виду. Как же им найти друг друга? (Поаукатъся.)

Показывает ребенку, как выполнить жест: приложить ладони «рупором» ко рту и протянуть голосом «А-у-у!». Пусть малыш повторит, поворачиваясь в разные стороны и стараясь придать голосу звонкость — «чтоб его далеко было слышно». Затем надо прислушаться, есть ли «отклики»: приложить ладонь рупором к уху.

Участвующие в игре по очереди аукаются и прислушиваются к откликам, как будто разыскивают друг друга в лесу. В завершение они находят друг друга и радостно устремляются навстречу.

Давай дружить (4 года)

Взрослый. Встретились однажды зайчонок и бельчонок, и захотелось им подружиться. Бельчонок был посмелее и первым предложил дружить. Зайчонок согласился.

Взрослый предлагает ребенку быть бельчонком и попытаться найти жест, выражающий предложение дружить: рука с повернутой вверх раскрытой ладонью протягивается партнеру. Сам взрослый — «зайчонок» — отвечает на это жестом согласия: кладет свою руку поверх руки партнера, ладонь в ладонь. Друзья гуляют по лесу, взявшись за руки, а потом прощаются, помахав друг другу руками: «До свидания».

Участники игры меняются ролями и повторяют ее, стараясь выразительно исполнять жесты и произносить слова: «Давай дружить» — «Давай» то с радостной, то с мягко-приветливой интонацией.

Практикум

тема: «Учите детей общаться»

Гафурова Алия Раильевна

воспитатель МДОУ – «Детский сад комбинированного вида № 3 д/с «Звездочка»

г. Ершов

17.10.2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее занятие для родителей по теме «Учимся общаться» «Цветик – семицветик»

Представлен практический материал в форме занятия с родителями, направленного на коррекцию детско-родительских отношений, формирование навыков сотрудничества и позитивных образов общения у детей со вз...

Стенд "Учимся общаться с родителями"

Методические рекомендации для молодых педагогов по взаимодействию с родителями воспитаников....

Проект «Учимся общаться»

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как фо...

Методическая разработка "Учимся общаться, или общаемся играя"

Проект "Общаемся играя" направлен на формирование у детей старшей группы ДОУ навыков общения...

Методическая разработка "Учимся общаться, или общаемся играя"

Слайд 1Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка детский сад №96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Учимся общаться, или общаемся играя&ra...

Методическая разработка "Учимся общаться, или общаемся играя"

Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. Общество ждет от подрастающего поколения умения общаться ...