Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Фруктовая страна"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Шумакова Галина Анатольевна

В представленном занятии дети в игровой форме закрепляют представления о фруктах и знакомятся с процессом образования плода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_fruktovaya_strana.docx195.94 КБ
Файл vyrosli_yablochki_v_nashem_sadu.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников

Колпинского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ «ФРУКТОВАЯ СТРАНА»

 (для детей подготовительной группы)

Автор: Шумакова Галина Анатольевна

воспитатель ГДОУ д/с № 46

Санкт-Петербург, Колпино 2011г

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  1. Задачи на развитие познавательных способностей детей:
  • Уточнить и расширить представления детей о фруктах: название, внешние и вкусовые качества.
  • Закреплять умение различать и называть части растения.
  • Познакомить детей с процессом образования плода.
  • Закреплять навыки счёта и умение соотносить количество предметов с цифрой.
  •  Развивать память, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, чувство ритма.
  1. Задачи на развитие связной речи:
  • Совершенствовать умение составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы.
  • Упражнять: в подборе слов в уменьшительно ласкательной форме, в образовании существительных родительного падежа множественного числа.
  • Активизировать словарь детей сравнениями, эпитетами, связанными с сенсорными ощущениями.
  1. Воспитательные задачи:
  • Формировать навыки работы в коллективе, чувство единства, положительную установку на участие в занятии.
  • Воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

  • Кузовок с натуральными фруктами.
  • Салатница с кусочками разных фруктов.
  • Презентация «Выросли яблочки в нашем саду».
  • Рабочий лист к игре «Чего сколько» (Приложение №1).
  • Мнемотаблица «Составление описательного рассказа о фруктах» (Приложение №2).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Рассматривание муляжей и натуральных фруктов.
  • Игры «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус».
  • Заучивание слов пальчиковой гимнастики «Компот» и подвижной игры «Ёжик и барабан».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

Вы хотите поиграть,

Чтобы скуку разогнать?

Только игры на замке,

В этом славном кузовке.

Чтобы игры нам достать

Нужно загадки отгадать.

Но в начале вспомним правила:

  • Загадку нужно дослушать до конца.
  • Отгадывают загадку все дети, но отвечает тот, кто первый поднимет руки.
  • Подсказывать друг другу не разрешается.

Слушайте первую загадку:

«Круглое, румяное,

Сочное и сладкое,

Наливное, гладкое,

Тяжёлое, большое.

Что это такое?»

Как вы догадались, что это яблоко?

Вот вторая вам загадка:

«Ярко жёлтый, ароматный,

Кислый, но на вкус приятный,

Хорош очень с чаем он,

Называется ……»

Как догадались?

«С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно»

Почему вы так думаете?

«Знают этот плод детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

Называется ...»

Почему вы решили, что это апельсин?

«В садочке есть плод,

Он сладок, как мёд,

Румян, как калач,

Но не круглый, как мяч, -

Он под самой ножкой

Вытянут немножко»

По каким признакам вы отгадали, что это груша?

«Ни в полях и ни в садах,

 Ни у вас и ни у нас,

 А в тропических лесах

 Вырастает ...»

Почему вы решили, что это ананас?

«На сучках висят шары,

 Посинели от жары»

Воспитатель:

Мы все загадки отгадали и наш кузовок открылся. Посмотрите, ребята, что в нём лежит? Назовите, что это?

Где выращивают фрукты?

На чём вырастают фрукты?

Дерево, на котором выросли фрукты, это фруктовое дерево. А как называется дерево, на котором выросли лимоны (апельсины, груши, яблоки, слива)?

Вспомните и назовите, из каких частей состоят деревья?

Зачем дереву корни?

Давайте ребята, узнаем, как появляются фрукты на деревьях.

Презентация «Выросли яблочки в нашем саду».

Яблочки эти

Любят взрослые и дети.

А также ёж и зайка

С ними поиграй-ка.

Подвижная игра «Ёжик и барабан».

С барабаном ходит ёжик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ёжик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрёл случайно,

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

Дети садятся на свои места – на стульчики.

Воспитатель выставляет салатницу с нарезанными кусочками фруктов.

Воспитатель:

А теперь поиграем.

Игра «Угадай-ка».

«В рот я всем вам положу

Маленький кусочек.

Вы название не говорите,

Всё что съели – опишите.

Пусть другие отгадают,

Что вы съели, узнают».

Закройте глаза, откройте рот и определите по вкусу, что вы съели. Кто готов рассказать про свой кусочек?

А теперь в круг вставайте

Фрукты ласково называйте.

Воспитатель:

Я буду называть фрукт и бросать вам мяч, а вы будете ловить мяч, называть этот же фрукт ласково и бросать мяч мне.

Игра с мячом «Назови ласково»

Игра «Один – много».

Воспитатель:

«Саша, один лимон, а много ….?»

Воспитатель:

А теперь новая игра.

Рассмотрите и сосчитайте фрукты в каждом квадрате. Вспомните сколько, каких фруктов было нарисовано и впишите цифры-ответы в пустые клеточки.

Игра «Чего сколько?»

(Приложение №1)

Воспитатель:

А теперь пойдём на ковёр и сделаем пальчиковую гимнастику «Компот».

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Воспитатель:

Ну вот, компот мы сварили,

А теперь, друзья, давайте

Все слова запоминайте

И что лишнее называйте.

Игра «Что лишнее?»

  1. Апельсин, банан, огурец, яблоко. Что лишнее? Почему? Повторите все фрукты, которые я вам называла.
  2. Слива, клубника, груша, персик.
  3. Лимон, банан, мандарин, дыня

Молодцы, ребята!

Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

Вспомните и расскажите, чем мы сегодня занимались, что нового узнали и что вам особенно понравилось.

  • Яблоко

Ответы детей

  • Лимон

Ответы детей

  • Апельсин

Ответы детей

  • Банан

Ответы детей

  • Груша

Ответы детей

  • Ананас

Ответы детей

  • Слива

  • Фрукты

  • В саду

  • На деревьях

  • Лимонное, апельсиновое, грушевое, яблоня, сливовое

  • Корни
  • Ствол
  • Ветки
  • Листья
  • Цветы
  • Плоды

  • Корни всасывают воду и питательные вещества, которые потом попадают в ветки и листья и дерево растёт.
  • Корни не дают дереву упасть, служат опорой.

Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.

Маршируют, спрятав руки за спину.

Подносят ко рту воображаемое яблоко то одной, то другой рукой.

Разводят руками и пожимают плечами.

Прыгают на двух ногах, руки на поясе.

Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

Дети составляют описательные рассказы о фруктах с помощью мнемотаблицы (Приложение №2).

  • Яблоко – яблочко
  • Лимон – лимончик
  • Апельсин – апельсинчик
  • Банан – бананчик
  • Слива – сливка
  • Груша – грушка
  • Ананас – ананасик

  • Много лимонов
  • Много яблок
  • Много груш
  • Много слив
  • Много апельсинов
  • Много бананов

Левую ладошку держат «ковшиком», правой имитируют помешивание в нём.

Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

Опять «варят» и «помешивают».

  • Огурец , потому что он овощ, а все остальные фрукты.

  • Клубника, потому что ягода.
  • Мандарин, потому что он оранжевый.

Приложение №1

         

                 

         

          

         

           

             

                     


                                         «Составление описательного рассказа о фруктах»                                                          Приложение №1

       

                   

                   

                         

C:\Users\Татьяна\Desktop\Галя\ПРЕЗЕНТАЦИИ\фрукты\lemon.jpg

                        C:\Users\Татьяна\Desktop\Галя\ПРЕЗЕНТАЦИИ\фрукты\3cf11cdd334ada5b6984ffceff05d904.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\Галя\ПРЕЗЕНТАЦИИ\фрукты\Passover-plate.gif


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЫРОСЛИ ЯБЛОЧКИ В НАШЕМ САДУ Презентация к занятию «Фруктовая страна»

Слайд 2

Весной на яблоне появляются почки и бутоны.

Слайд 3

Из почек и бутонов распускаются листья и прекрасные бело-розовые цветы.

Слайд 4

Летом пригреет солнышко, польёт дождик и из цветов появятся маленькие яблочки.

Слайд 5

Осенью они поспевают.

Слайд 6

Наступает пора сбора урожая.

Слайд 7

А теперь хозяйки из яблок приготовят разные лакомства. варенье сок пирожки пирог повидло джем компот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Подарки осени"

Данное занятие позволяет обобщить представления детей о фруктах, ягодах и цветах на основе сенсорных ощущений через игры и игровые упражнения....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Тётушка Тыква в гостях у ребят"

Целью данного занятия является формирование ценностного отношения дошкольников к здоровью....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи с элементами мнемотехники в старшей группе

Программное содержание1 Закрепить знания детей о свойствах воздуха.2 Продолжать учить детей отгадывать загадки.3 Развивать диалогическую речь детей.4 Активизация словаря (образование...

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "Хлеб - всему голова."

Воспитание в детях уважительного отношения к людям труда, бережного отношения к хлебу....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

Конспект-занятие по развитию познавательных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста "Имя твое бессмертно."

Знакомство детей с историей Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "Полет над городом"

Развитие знаний детей об историческом прошлом Дома Книги. 0_798ca_67674fc1_xl.jpg...