Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме:
    Дикие животные зимой.

     

    Конспект занятия по развитию речи с использованием макета "Зимний лес". Старшая группа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_na_temu.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад №188»  города Саратова.

    Конспект занятия по развитию речи

    «Дикие животные зимой»

    (старшая группа)

    подготовила

    воспитатель высшей категории

    Мокринская Марина Анатольевна

    г. Саратов

     2011

            Коррекционно-образовательные задачи. Расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Активизация предметного и глагольного словаря,  словаря признаков по теме «Дикие животные зимой».

    Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже).      Совершенствование синтаксического строя речи.

            Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи (составление мини – рассказов о животных),  зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением, ловкости.

            Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

            Материалы и оборудование к занятию:

    Ширма и макет зимнего леса, большая кукла Вопросик Почемучкин, у которого в карманах карточки с заданиями для детей, карточки с силуэтами диких животных, с цифрами, игрушки диких животных, мольберт, снежинка.

    Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.

    Рассказы: Л.Н. Толстой «Ягнята и волк», В. Бианки «Купание медвежат», А.К.Толстой «Лиса Патрикеевна», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и еж», «Лиса и заяц», Г. Снегирев «Медвежонок».

     Сказки: «Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя»  (Обр. Л. Толстого), «Маша и медведь» (Обр. М. Булатова), «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой» (Обр. М. Булатова), «Лиса и кувшин» (Обработка К.Д. Ушинского), Ш. Перро «Красная шапочка».

    Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей этот домик?», «Кто чем питается?», «Кто потерялся?», «Отгадай, кто это?».

    Игры - драматизации: Б. Заходер «Еж», С. Маршак «Еж и лиса».

    Ход занятия.1. Вводная часть.

    Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая снежинка! К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о зиме и сесть на стул.

    Дети. Мороз, снег, иней, лед, снегирь, Снегурочка, лыжи, санки, метель, вьюга…

    2. Основная часть «Путешествие в зимний лес».

    Воспитатель. Сейчас мы отправимся в путешествие, а куда – догадайтесь сами. Закройте глаза.

    (Звучит музыка. Воспитатель открывает занавес на ширме с макетом зимнего леса.)

    Воспитатель. Посмотрите, куда мы попали?

    Дети. Мы попали в лес.

    Воспитатель. Какое это время года?

    Дети. Зима.

    Воспитатель. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо – тихо в лесу. А вот и солнышко взошло.

     (Включает лампу на ширме)

     - Скажите, кто живет в этом лесу?

    Дети. В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка.

    Воспитатель. Как  назвать этих животных одним словом?

    Дети.  Дикие.

    Воспитатель. Подумайте и скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?

    Дети. Нет, не всех.

    Воспитатель. Почему?

    Дети. Медведи и ежи впадают в спячку и спят  до весны.

    (Раздается стук в дверь, «входит» кукла Вопросик Почемучкин)

    Вопросик. Здравствуйте, ребята! Как я рад снова вас видеть! Я принес новые загадки.

    1. Пышный хвост торчит с верхушки.

         Что за странная зверушка?

         Щелкает орехи мелко.

         Ну, конечно это …

                                        (Белка)

    1. День и ночь по лесу рыщет,

         День и ночь добычу ищет.

         Ходит – бродит он молчком,

         Уши серые торчком.

               (Волк)

    1. По снегу бежит – петляет.

         К лету шубку он меняет.

         На снегу его не видно,

         Волку и лисе обидно.

                                                                     (Заяц)

    1. Кто в лесу огромней всех?

         Кто богатый носит мех?

         Кто в берлоге до весны

         Днем и ночью смотрит сны?

                                                                   (Медведь)

    Вопросик. Молодцы! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверей?

    Дети. У всех животных есть  голова, морда, лапы, хвост…

    Вопросик. Все время забываю, чем покрыто тело животных?

    Дети.  Тело животных покрыто шерстью.

    Вопросик. Расскажите, пожалуйста, а какая лиса?

    Дети.  Лиса рыжая, пушистая, хитрая…

    (Вопросик просит детей рассказать о волке, зайце, белке, медведе)

    Вопросик.  Ой, посмотрите, у всех животных есть свои детеныши! А вы знаете,  у кого кто?

                       

                     Игра « У кого кто?»

    Вопросик.  Скажите, у  лисы кто?

    Дети.  У лисы лисята.

    Воспитатель.  Вопросик, а что это выглядывает из твоего кармана?

    Вопросик.  Это цифры, я все время их путаю. Помогите мне их запомнить!

    Воспитатель.  Ребята, давайте поможем Почемучкину!  На столе стоят игрушки: лисята, бельчата, медвежата. Сосчитайте, сколько их и положите рядом нужную цифру.

             Игра «Разложи цифры»

    (Дети выполняют задание, а Вопросик спрашивает, сколько игрушек, какую цифру положил, почему)

    Вопросик.  Спасибо! Теперь я все цифры запомнил. Давайте поиграем?

              Игра «На водопой»

    Как-то днем лесной тропой        (Дети спокойно идут по кругу

    Звери шли на водопой.        друг за другом)

    За мамой лосихой топал лосенок,        (Идут, громко топая)

    За мамой лисицей крался лисенок,         (Крадутся на носочках)

    За мамой ежихой катился ежонок,         (Приседают, медленно

                                                                       двигаются вперед)

    За мамой медведицей шел медвежонок,        (Идут вперевалку)

    За мамою белкой скакали бельчата,        (Скачут вприсядку)

    За мамой зайчихой – косые зайчата,        (Скачут на выпрямленных ногах)

    Волчица вела за собою волчат,        (Идут на четвереньках)

    Все мамы и дети напиться хотят.        (Лицом в круг, делают движения

            языком – «лакают»)

    Вопросик.  Ребята, а правда, что белка живет в норе?

    Дети.  Нет! Белка живет в дупле.

    Вопросик.  Ой, как интересно! Расскажите, пожалуйста, где живут дикие  животные.

                  Игра « Где живут?»

    Дети. Лиса живет в норе.

    - Медведь спит в берлоге.

    - У зайца дома нет, он спит под кустом, под елкой, в сугробе.

    - Волк живет в логове.

    - Еж зимой спит в норе.

    Вопросик.  Спасибо, ребята! А у меня есть еще одна просьба! Расскажите поподробнее об этих животных.

     (Воспитатель ставит на мольберт карточки с силуэтами диких  животных)

    Воспитатель.  Расскажите Вопросику, кто это. Какие у него детеныши. Где живет. Назовите, какое это животное по месту обитания.

    Это медведь. У него медвежата. Он зимой спит в берлоге. Медведь - дикое животное.

    Вопросик.  Большое спасибо, ребята! Я так много узнал! Пойду, расскажу все своим друзьям. До свидания!

    (Вопросик Почемучкин «уходит»).

    3. Заключительная часть.

    Воспитатель.  Вот и ушел наш Вопросик Почемучкин. Теперь он многое  узнал и, наверно, будет задавать меньше вопросов. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

            Дети.  Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.

    Воспитатель.  А как люди должны вести себя в лесу?

    Дети.  В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.

    Воспитатель.  Вы порадовали Почемучкина своими ответами, многое ему рассказали, были доброжелательны. А теперь, пора возвращаться из зимнего леса в наш детский сад.

                                       Используемая литература

    1. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи. Старшая группа», Москва, Мозаика-Синтез, 2011 г.
    2. Нищева А.В. «Система коррекционной работы» С – Петербург «Детство – пресс», 2001 г.