Главные вкладки

    Материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме:
    Консультация для воспитателей "формы взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.

    работа с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    rabota_s_roditelyami.docx19.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формы взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста

        Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если  воспитатели и родители будут действовать согласованно. 

    От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы.
         Коллективные формы. На групповых собраниях родителей в начале года педагог знакомит их с новыми задачами воспитания, рассказывает, какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени, знакомит с основными ошибками в речи детей.

     Важно, чтобы на одном из родительских собраний воспитатель заострил внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, на том, какую помощь в овладении ребенком звуковой стороны речи может оказать семья. Он должен довести до сведения родителей, как развивается речь их ребенка, указать какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается.

    Интересными и полезными для молодых родителей являются собрания, на которых выступают и делятся своими впечатлениями о развитии речи в условиях семьи сами родители. Воспитатель может заранее договориться с некоторыми из них, попросив рассказать, как они совместно с педагогами детского сада устраняли те или иные недостатки в речи своего ребенка.

    Можно использовать такие формы, как тематические лекции, беседы и консультации специалистов по проблемам речи. В беседах и консультациях воспитатель знакомит родителей с вопросами речевого развития детей. Полезно ознакомить родителей с процессом формирования речи детей. Лучше всего для этого показать комплексное занятие, состоящее из простых упражнений (в старших группах — словесные упражнения, звуковой анализ слов), которые родители могут повторить в семье. Родителей старших детей следует познакомить с содержанием работы по подготовке детей к школе. Полезны и открытые занятия по развитию речи, где могли бы участвовать родители.

    Эффективны  организации стендов, где даются сведения сформированности звукопроизношения у каждого ребенка. Вывешиваются таблицы  с указанием правильного ударения в трудных для детей словах; небольшие заметки, статьи, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста.

         В групповом родительском уголке рекомендуется помещать на стенде материалы о состоянии развития речи детей. Здесь должны быть отражены задачи развития речи, основные виды занятий в данной группе, на примере показан уровень речевых умений ребенка данного возраста (запись разговоров или рассказов, трудные по значению слова, грамматические формы, которыми он должен овладеть, и т. п.).

    Необходимо составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил вежливой речи.

    В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений), которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.

          Вопросы методики развития речи находят свое место и в таких сложных формах педагогической пропаганды, как родительские конференции, «круглые столы»,  устные педагогические журналы, организуемые сотрудниками детского сада на производстве. 

    Взаимодействие по развитию речи с родителями можно реализовать через разнообразные нетрадиционные формы организации общения с родителями:

    1. информационно – аналитические формы организации общения с родителями;
    2. досуговые формы организации общения с родителями;
    3. познавательные формы организации общения с родителями;
    4. наглядно- информационные формы организации общения.

    Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.

    Потому как только на аналитической основе возможно построение грамотного общения с родителями. Формы работы:

    1. составление социального паспорта семьи;
    2. анкетирование;
    3. тестирование;
    4. целевое посещение семьи;
    5. проведение социологических срезов и др.

    Досуговые формы организации общения с родителями помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. Формы работы:

    1. тематические развлечения;
    2. литературные вечера;
    3. фольклорные праздники;
    4. ярмарки;
    5. КВН;
    6. введение речевых традиций;
    7. вечер вопросов и ответов.

    Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными тогда, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии, имеют возможность проявить свои знания.

    Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами развития речи детей.

    Познавательные формы организации общения педагогов и родителей выполняют выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей.

    Наглядно – информационные формы организации общения условно разделены на две подгруппы: информационно – ознакомительные и информационно – просветительские.

    Задачами одной из них - информационно – ознакомительной - являются ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

    В информационно-ознакомительную форму мы включаем проведение Дней открытых дверей и открытых занятий. Здесь так же можем говорить о данных формах общения как о нетрадиционных, в связи с тем что дошкольное учреждение стало более открытой системой. У родителей имеются возможности увидеть не только стиль общения педагогов с детьми, но и самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов.

    Родители стали активным участником жизни детей при посещении группы. Они могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

    Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и др.

    Данная педагогическая разработка позволяет нам решить поставленные проблемы и плавно включает родителей в образовательный процесс как равноправных участников.

    Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.

         Кроме коллективных форм работы, существуют индивидуальные. Воспитатель информируют родителей о состоянии речи их ребенка, отмечают положительные сдвиги, дают рекомендации. Эта работа дополняется посещением семьи, во время которого воспитатель может поинтересоваться подбором игрушек, картинок, книг.    В процессе работы с родителями педагог указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы ребенок не только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям.

    Для совместной работы педагогов и родителей по речевому развитию можно проводить совместные игры детей с родителями. Выпускать в детском саду газету для родителей, где будут даваться в доступной форме советы родителям, разъяснение значения той или иной работы по развитию речи детей, знакомство с дидактическими играми, которые родители смогли бы проводить с детьми по дороге из детского сада домой, дома.  

    Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.

     Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Консультация для педагогов "Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста."

    Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.Обращение к проектной...

    Консультация для воспитателей "Задачи и реализация иннавационного подхода в речевом развитии детей дошкольного возраста".

    Одной из основных задач ОО «Коммуникация» является развитие всех компонентов устной речи. В связи с внедрением ФГТ проис...

    "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста, используя малые формы фольклора"

    развитие речи детей дошкольного возраста, ивпользуя фольклор....

    Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

      Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использ...

    Из опыта работы. Консультация для воспитателей ДОУ на тему: " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЬНЫХ СХЕМ И ОПОРНЫХ КАРТОЧЕК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

      Рекомендации воспитателям ДОУ  об использование опорных схем в непосредственно образовательной деятельности ...

    Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

    В консультации раскрывается основное значение  звуковой культуры речи  как составной части общей речевой культ...

    Использование предметных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

    Примеры игр с описанием, рекомендации для педагогов младших групп ДОУ...