Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы.Тема:Дикие животные
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

ЕЛЕНА БОРИСОВНА СЕЛИВЕРСТОВА

Я работаю по программе "Детство". Представляю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Коммуникация" с интеграцией в области "Познание", "Социализация". Во время занятия, дети в интересной игровой форме, с использованием приема моделирования, решая поисковые вопросы и находя выход из проблемных ситуаций учатся давать полные ответы на вопросы воспитателя, закрепляют знания о диких животных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_san_gr.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8 «Белоснежка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

(занятия)  с детьми разновозрастной группы

оздоровительной направленности для детей 3-4лет

по образовательной области «Коммуникация»

Тема: Дикие животные

                                                         Воспитатель:

                                                         СЕЛИВЕРСТОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА

г. Мегион – 2011

Программное содержание.

Учить детей строить простые предложения и давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Расширять представления о диких животных, обитающих в наших лесах, их внешнем виде, питании, особенностях жизнедеятельности в зимнее время.

Закрепить:

- понятия «Дикие животные», «Звери»;

- умение узнавать и называть цвета.

        Содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

Развивать речь детей, мышление, расширять представления об окружающем мире.

        Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе.

Оснащение .

         Динамическая модель зимнего леса, мольберт, мнемотаблица «Звери», игрушечные лиса, волк, белка, заяц, медведь; коробка с подарками для зверей (кора дерева, веточки, игрушечные рыбка, муляж окорочка, грибы, шишки, баночка с медом); листки А-8 с изображением животных, составленным из геометрических фигур, преимущественно из треугольников и карандаша соответствующего цвету меха нарисованного зверя. Уголок зимнего леса с «пеньками» по количеству детей.

Предварительная работа.

        Чтение художественной литературы о животных.

Дидактические игры «Кто где живет?», «Чей хвост?», «Малыши и мамы». Беседа о зиме.

Ход занятия:

Организационный момент «Гора дружбы».

Воспитатель Дети, давайте построим «гору Дружбы» соединив наши руки.     

     Воспитатель протягивает свою руку, на нее кладет руку ребенок, затем второй и т.д.

Воспитатель: Видите, какая крепкая наша дружба, с друзьями любая работа нам по плечу. А это нам сегодня может пригодиться! 

Игровая обучающая ситуация «Загадочная коробка»

Дети и воспитатель располагаются на ковре.

Воспитатель:  (показывает подарочную коробку) Дети, эту коробку оставил дед Мороз. Что теперь с ней делать?

Дети: Нужно отдать деду Морозу или тем, кому она предназначена

Воспитатель:  Как вы думаете, для кого она? Кому ее отдать надо?

Дети: Для нас!!!

Воспитатель: А если не для нас, красиво получится?

Рассматривают коробку и педагог обращает внимание на карточку с мнемотаблицей.

Загадочная картинка (мнемотаблица)

Воспитатель:  Что за странные картинки на коробке? Что обозначают рисунки в таблице? Если мы их разгадаем, то сможем узнать, кому предназначена коробка.

Дети: Эти картинки рассказывают про животных, они обозначают, что у всех животных есть 4 лапы, голова, 2 уха, хвост, туловище, тело животных покрыто шерстью.

 Воспитатель: Кому же нужно отдать подарок?

 Дети: Подарок надо отдать зверям!

Воспитатель: А вы знаете, где живут звери?

Дети: Звери живут в лесу.

Воспитатель: Как же мы им отдадим коробку?

Дети: Пойдем в лес, найдем зверей и отдадим им коробку.

Игровая обучающая ситуация «Путешествие в лес»

Воспитатель: Ну, что же, давайте собираться в дорогу. Что нам для этого нужно сделать?

Дети: Нужно взять с собой коробку.

Воспитатель: Конечно, не забудьте про подарок. Дети, а вы знаете какое сейчас время года? 

Дети: Зима! 

Воспитатель: Какая погода на улице, как одеты люди.

Дети: На улице холодно, лежит снег. Люди одеты в шубы, теплые шапки, на ногах одеты валенки или сапоги.        

Воспитатель: Одевайтесь теплее, дорога будет дальняя.

Дети имитируют процесс одевания.

Воспитатель: Дети, а вы одни пойдете в лес? Можно одним гулять?

Дети: Нет, нельзя!

Воспитатель: А мне можно пойти с вами?

Дети: Можно, пойдемте вместе.

 Воспитатель: А как же мы доберемся до леса, дорога то дальняя.  

Воспитатель и дети обсуждают, на чем можно отправиться в лес, выслушав предложения детей, выбирают санки. Дети становятся парами, изображая санки, едут в лес (перемещаются в другую часть комнаты, где сделан «лес». 

Дидактическая игра «Кто, где спрятался»

с использованием динамической модели

Воспитатель: Вот и лес! А где же все звери? Наверное, они решили поиграть с нами в прятки! Дети, а вы любите играть в прятки? Ну, тогда давайте будем искать зверей. Садитесь на пенечки, да смотрите внимательно.

Воспитатель выставляет на мольберт динамическую модель зимнего леса.

 

 Воспитатель: Дети, посмотрите на картину и ответьте, кто спрятался в норе?

Ребенок: Лиса.

Беседа с обучением детей отвечать на вопросы

полным развернутым ответом.

Воспитатель: Дети, давайте научимся отвечать на вопросы как взрослые- полными предложениями. Послушайте, как надо правильно ответить: В норе спряталась лиса.

Ребенок: В норе спряталась лиса.

Воспитатель:  Дети, кто не согласен? (выслушивают другие варианты, если таковые имеются) А как ты узнал, что это лиса?

Дети: Я думаю, что это лиса, потому, что из норы выглядывает лисий хвост.

Воспитатель:  А какого цвета хвост у лисы?

Дети: У лисы хвост оранжевого цвета.

После этого воспитатель достает игрушечного животного, выставляет его на полянку.

Аналогично проводится работа по каждой ситуации:

- Кто сидит за пнем?

- Кто спрятался в дупле?

- Кто спрятался за кустом?

Дети  поясняют свои ответы.

Воспитатель:  Все животные найдены, пора вручать им подарки.

Из коробки дети достают гостинцы.

 Воспитатель: Для кого Дед Мороз положил эти веточки? Грибочки? Рыбку? Курочку?

Дети: Веточки для зайца, грибы для белки, рыба для лисы, курочка для волка. 

Проблемная ситуация с медведем

 Дети «вручают» подарки зверям, в коробке осталась баночка с медом. 

Воспитатель: А для кого Дед Мороз  положил мед?

Дети: Для медведя!

Воспитатель: А где же он? Почему мы его не нашли?

Дети: Медведь зимой спит!

Воспитатель: Верно, он в берлоге спит зимой под зеленою сосной. Пойдемте тихонечко подойдем к берлоге и посмотрим на него.

         Дети заглядывают в берлогу.

Воспитатель: Как же мы вручим ему подарок?

Выслушать предложения детей.

Воспитатель: Может, съедим его сами?

Дети: Нет, мед надо передать медведю!

Воспитатель: А как же мы его передадим?

Выслушать предложения детей.

Воспитатель: Давайте оставим баночку с медом у входа в берлогу, проснется медведь весной, обрадуется!

Дети кладут банку у входа в берлогу.

Воспитатель: Ну, вот мы и раздали все подарки! Пора возвращаться в д/сад! Садитесь в саночки, и поедем!

Пока дети строят пары, воспитатель берет на руки зайца и конверт

Воспитатель: Ребята, звери тоже сделали для вас подарки! Они в этом конверте. Поблагодарим их, а конверт откроем в группе.

Дети благодарят зверей, прощаются с ними. «Возвращаются» в группу, раскрывают конверт. Воспитатель показывает детям   листы с нарисованными фигурками зверей. 

Воспитатель: Кто нарисован на картинках?

        Если дети ответят полным предложением, похвалить, если ответят одним словом, напомнить, как нужно отвечать.

 Дети: Лиса.

Воспитатель: Дети, вспомните, как я вас просила отвечать на вопросы. Свой ответ начните со слов: На картинке нарисована… лиса.

Далее дети дают ответы по образцу.

Воспитатель: Сейчас вы назвали мне лису, волка, медведя, белку, зайца. А как можно назвать их одним словом?

Дети: Звери!

Воспитатель раздает детям рисунки 5 детям.

 Дети: А у меня нет рисунка!

Воспитатель: Как же так?! Я думала, что рисунков хватит всем… Что же делать?

 Дети: Давай раскрашивать вместе!

Воспитатель: Молодец, ты поступил правильно, по-дружески. Я очень рада, что вы так поступили. Я специально не отдала вам все рисунки. Мне хотелось убедиться в том, что вы настоящие друзья. На самом деле рисунков здесь много - всем хватит!

Отдать рисунки детям. Дети рассматривают рисунки.

Воспитатель: А сейчас, ребята, вы можете взять карандаши и раскрасить свои рисунки.

. Удалось ли мотивировать детей к предстоящей познавательной деятельности?

2. Какие приемы мотивации были использованы и насколько удачными они были?

3. Как было организовано восприятие детей при изложении учебного материала (по времени, по пределу доступности излагаемого материала, по объему предлагаемой информации, по задействованию сенсорной сферы ребенка, по использованию приемов педагогической техники)? Особое внимание следует уделить доступности и объему информации, поскольку превышение доступности ведет к снижению интереса детей к деятельности, а превышение объема информации — к утомлению детей.

4. Какие приемы были использованы педагогом для активного осмысления детьми предлагаемого учебного материала, насколько они были успешны?

5. Какие приемы воспитатель использовал для оценки деятельности детей, принесли ли им чувство удовлетворения, не принижалось ли личное достоинство детей?

6. Способствовало ли подведение итогов занятия повышению интереса детей к данному виду деятельности?

7. И независимо от вида деятельности в заключение необходимо отметить, на развитие каких видов мышления делался упор на данном занятии (и осознанно ли это делалось педагогом) и как это выражалось в детской деятельности.

Цели, ориентированные на развитие коммуникативных  умений (культуры) детей: содействовать развитию у детей умению общаться, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

Самоанализ занятия по по образовательной области «Коммуникация»

Тема: Дикие животные

Непосредственно образовательная деятельность: речевое развитие

Тема занятия:  Дикие животные

Интеграция образовательных областей – познание

Программное содержание: Учить детей строить простые предложения и давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Расширять представления о диких животных, обитающих в наших лесах, их внешнем виде, питании, особенностях жизнедеятельности в зимнее время.

Закрепить:

- понятия «Дикие животные», «Звери»;

- умение узнавать и называть цвета.

        Содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

Развивать речь детей, мышление, расширять представления об окружающем мире.

        Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе.

        

Организационная деятельность, подготовка к занятию

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно,  в соответствии с  задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны оптимальные приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме эти задачи.

Для проведения занятия были подобраны  демонстрационные  и раздаточные наглядные пособия. Наглядные пособия отвечают методическим требованиям: достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение было рациональным, продуманным в учебном пространстве.

Организационный прием был направлен на создание у детей положительных взаимоотношений, с тематикой занятия не связан.

Выполнение СанПинов к проведению занятий

        Длительность занятия почти соответствовала гигиеническим нормам для детей данного возраста – 25 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие было достаточно динамичным, это достигалось при помощи смены поз на занятии, что позволило не проводить физминутку.  Регулярно осуществлялся контроль за осанкой детей

Дидактическая деятельность воспитателя

        На занятии использовалась мотивация, которая была доведена до логического завершения в течение всего занятия. То, что дети не смогли предложить  варианта решения этой проблемы (показать предметы личной гигиены Незнайке)  объясняется тем, что группа сформирована недавно, много детей с плохой речью. С предложенным  мною вариантом дети согласились и поняли его.

        В построении занятия просматривается логическая стройность  и законченность частей занятия, мотивацией пронизано все занятие.

        Большую роль  на качество усвоения материала оказало  эффективное использование наглядности на занятии. Дети оперировали предметами, рассматривали их, отбирали  нужные среди разных предметов, обводили их на «интерактивных» листах  те, что необходимы.

Эффективность приемов достигалась за счет поставленных перед детьми заданий и носили поисковый характер (игра «Отбери нужное», работа на «интерактивных» листах), проблемный (создание проблемной ситуации с расческой), поисково -занимательный  (игра «Топнем – хлопнем»), что обеспечивало эмоциональный интерес на протяжении всего занятия. Волнение не позволило создавшуюся проблемную ситуацию (отсутствие расчески у ребенка) отработать в полной мере.

Этапы занятия по длительности были оптимальны, занятие носило «клиповый» характер, то есть быструю сменяемость видов деятельности, что не позволяло детям утомляться.

На занятии старалась осуществлять дифференцированный подход к обучению детей: подбадривала робких и слабых, больше уделяла внимания им, для выполнения более сложных заданий привлекала более сильных. Для меня важно было, чтобы каждый ребенок на занятии добился положительного результата.

Форма организации детей на занятии – подгрупповая, потому что дети и в силу возраста не могут еще договариваться и по причине того, что группа сформирована относительно недавно.

        Элементы  проблемности   и  вопросы  поискового характера старалась включить в каждый момент занятия. Детям на протяжении занятия приходилось решать следующие вопросы:  приход неопрятного Незнайки и как с этим быть, ситуация с расческой, подготовка карточек – памяток для Незнайки и его друзей. Все это способствовало повышению познавательной и мыслительной деятельности.

        Соотношение диалогической и монологической речи  старалась регулировать с той целью, чтобы преобладала речь детей. По причине плохой речи у детей результат показал на занятии равное соотношение речи детей и воспитателя.

Для проверки  усвоения программных задач занятия итог был организован в форме игры «Обведи нужное для Незнайки». Эта игра позволила понять насколько дети научились узнавать предметы личной гигиены и их назначение, поняли, что ими нельзя делиться.  Прием «Зеркало» еще раз помог детям понять, что нужно следить за своим внешним видом, в обществе не принято ходить неопрятным.

В связи с небольшим опытом работы корректировать ход занятия с учетом  обратной связи  пока затруднительно.

        Навыки поведения детей во время непосредственно организованной деятельности  еще отрабатываются, но поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала интерес у детей на протяжении всего занятия.

        Дети в течение занятия были достаточно активны, внимательно слушали и выполняли задания, отвечали на вопросы, выполняли условия игр и заданий. При проведении итога ввела в занятие элемент взаимопроверки, чтобы формировать у детей умение находить неточности в работе друг у друга.

        Считаю, что поставленные программные задачи  в основном решила. Это показал итог занятия

Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Белоснежка»

С. И. Прэдэ

        

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект - занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема: «Дикие ;животные зимой».

Формирование у детей представлений о   некоторых диких животных....

Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы " В гостях у звука [К ]"

Представленное занятие является частью курса по дополнительному речевому развитию дошкольников, разработанного на основе авторской программы Е.В.Колесниковой "От звука к букве"....

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Дикие животные».2021г.

Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных....

Технологическая карта НОД. Конспект НОД по образовательной области: речевое развитие.Возрастная группа: вторая младшая группа. Тема " Дикие животные"

Технологическая карта НОД. Конспект НОД по образоательной облости: речевое развитие.Возрастная группа :вторая младшая группа. Тема " Дикие животные". Воспитатель: Казанцева И.П....


 

Комментарии

спасибо за занятие, очень пригодилось.