Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста.
статья по развитию речи (средняя группа) по теме

Антонова Наталья Владимировна

Создание развивающей среды в группе детского сада, направленной на развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так

как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу, а именно - с самого раннего возраста.

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, я посчитала наиболее актуальной и значимой работу над развитием мелкой моторики пальцев рук.

В группе  я постаралась как можно доступнее и динамичнее создать условия для развития мелкой моторики.

Для этого был оформлен уголок по развитию мелкой моторики, куда был включен определенный набор пособий - шнуровки, разные виды мозаики и конструктора, различный дидактический материал. 

 Но наблюдая за действиями детей, я отметила напряженность движений, неточность при выполнении упражнений.

Проведенная в начале года диагностика по развитию мелкой моторики   показывает, что в среднем  80 %  детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики а, 20 % - средний уровень.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, мной была поставлена задача, провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с логопедом группы и  родителями.

В ходе моей работы четко обозначилась проблема: необходимости организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов. Таким образом, исходя из вышесказанного, определилась цель моей дальнейшей деятельности:

Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук  детей  дошкольного возраста.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей  дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Изучив и проанализировав методическую литературу по данной проблеме, я выбрала наиболее эффективные формы, методы, приемы для развития у детей  дошкольного возраста мелкой моторики пальцев рук.

На основе данной литературы разработала проект по развитию мелкой моторики, подобрала диагностический инструментарий, систематизировала игры, дополнила предметно-развивающую группу нестандартным дидактическим материалом, оформила картотеку пальчиковых игр со стихами, пальчиковый кукольный театр и другое.

Одной из форм работы с детьми являются занятия:

- сюжетные

         - индивидуальные

- подгрупповые, построенные в игровой форме.

Игре на занятии придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости. Игра в сочетании с художественным словом, словом с движением, имитаций, звукоподражанием, придают процессу обучения увлекательную форму.

 

         Проведение игр-занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.

Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь, создаю ситуацию успеха.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев

руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счёты, пазлы, матрёшки, мозаика, бусины для нанизывания и т.д.  

Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они приобретают умения действовать на основе различения формы, величины, цвета, овладевают разнообразными новыми движениями. Особенно интересно детям раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на части и собирать снова.

 

Моя задача — поддержать это стремление, организовать общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в процессе предметной деятельности.

В своей работе я использую различные игры стимулирующие развитие ручной и пальцевой моторики. Эти игры обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально-негативных реакций, создают атмосферу комфортной жизнедеятельности детей и чувства безопасности.

 Работа с матрешками, пирамидками

Оборудование: деревянные или пластмассовые матрешки, пирамидки.

Содержание: На столе разложены матрешки, пирамидки. Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть. После объяснения и показа взрослый предлагает ребенку самостоятельно:

- собрать пирамиду из 5 колец;

- собрать 4-5 кубиков в один большой кубик;

- собрать одну матрешку из 4-5.

Работа с бусами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).

Содержание: Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т. п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.

Игры со счетными палочкам

Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах

Содержание: взрослый показывает ребенку образец. Ребенок, должен внимательно его рассмотреть, в каком порядке размещены палочки. Ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок

             

 

Работа с мозаикой

Оборудование: мозаика различных видов, образец.

Содержание:

- Вставить пластинку в любое отверстие мозаики.

- Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Дается образец, который не убирается.

- Выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный).

- Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого другого конструктора)

Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.

Мы можем отметить некоторые преимущества использования конструктора.

  1. Во-первых, с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить.
  2. Во-вторых, при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает чувство успеха.
  3. В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
  4. И, наконец, конструктор безопасен. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро

Игры с крупами.

Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти рук, как в играх с мелкими предметами. Понадобятся всевозможные крупы: пшено, гречка, рис, а также горох, манка и фасоль.

Сортировка круп.  Ребенок  раскладывает крупинки в 2тарелочки: в одну кладет горох, в другую - фасоль. Эта игра активизирует нервные окончания пальцев рук, способствует развитию мышления, ведь сортировка - это простейшая мыслительная операция.

Рисование на манке. Насыпаем на поднос тонким слоем манку. Пальчиками одной или обеих рук рисуем все, что захочется. А не понравится рисунок - слегка встряхните поднос и рисуем снова!

 

 Игры с водой

Из миски в миску. (Ложкой столовой, чайной, пипеткой (мисочки нужны поменьше), резиновой грушей, шприцом (без иглы, разумеется). Учим ребенка управляться с этими предметами. Сначала показываем  сами и делаем несколько движений его ручкой. Ребятам  очень нравится переливать воду губкой: намочить губку в одной миске, перенесли и отжать в другую. Дети могут делать это до бесконечности.

Вылавливание шариков. Бросаем в таз шарики от пинг-понга, а ребенок  маленьким сачком их вылавливают. Малыши обожают вылавливать "рыбок" из ведра и складывать их в мисочку.

В свободное время дети с удовольствием раскрашивают

Оборудование: Готовые книги, журналы для раскрашивания, заготовки, краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры и иные материалы. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств и т.д.

Содержание: Для этого могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно.

 

Хорошим средством для развития пальцевой умелости являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем переходим к упражнениям активной пальцевой гимнастики.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их  выбирается  в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. 

 В комплексы пальчиковых игр включаются активные упражнения и игры для пальцев, снижающие мышечную напряжённость, повышающие тонус мелких мышц пальцев. Пальчиковые игры проводим во время утреннего приёма, физминуток, после сна по две-три минуты.

Дети овладевают основными умениями и навыкам, у них развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка и т.д.

Мной подготовлена картотека пальчиковых упражнений, которые дети используют самостоятельно. Карточка оформлена таким образом, что ребенок, может глядя на изображение, положение пальцев руки выполнить упражнение «Зайчик», «Гусь», «Ворота» и т.д.

Большое внимание мелкой моторики я уделяю при подготовке занятий. В каждое из них включаю элементы пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр. На занятиях по аппликации и рисовании использую различные техники работы.

Включаю  в занятия аппликацией не только работу с разными видами бумаги, но и работу с сыпучими материалами, крупами.

 

Работа по развитию мелкой моторики у детей моей группы дает положительную динамику. Даже на прогулке ребята удивляют меня изобретательностью упражнений.

 

Одним из ведущих направлений является психолого-педагогическое

сопровождение семейного воспитания. Применение современных педагогических технологий сотрудничества с семьёй позволяет мне активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и взаимодоверии. На родительском собрании я познакомила родителей с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей. Мы предложили родителям осуществлять эту работу в трёх направлениях:

- специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;

- обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых

ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

- формирование моторики в специально созданных ситуациях с

использованием настольных и пальчиковых игр.

Родители являются первыми помощниками. Актуальной формой взаимодействия с родителями определена проектная совместная деятельность, где родители являются участниками образовательного процесса. Участвуя в проекте « Творческая мастерская», цель которого направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук у детей в подготовке творческой работы, родители принимали активное участие. 

Мной применяются разнообразные  формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы:

- совместное проведение занятий (визиты в группу);

- практикум по организации игр с детьми в домашних условиях,

способствующих развитию мелкой моторики;

- тематические консультации, папки-передвижки;

- выпуск памяток, информационных листков.

Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики

 положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Одним из главных условий, влияющим на качество образования является и профессионализм педагога, постоянная работа по повышению своей профессиональной компетентности. В этом мне помогают:

- самообразование.

- участие в методических мероприятиях детского сада;

- обобщение опыта работы на педагогических чтениях в детском саду;

- посещение занятий в детских садах по мастер классу.

 Ежегодно мною составляются планы по самообразованию. За эти годы

наблюдается рост моих теоретических знаний и практических умений, в области развития детей дошкольного возраста, и в частности развития мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики

Выступление на педагогическом совете по теме: "Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики, как одной из проблем психоречевого развития детей младшего дошкольного возраста"...

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики пальцев руки

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики пальцев руки...

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания....

Сенситивный период развития и совершенствования движений у детей средней группы. Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы по развитию мелкой моторики.

С Т А Т Ь Я«СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ  ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОР...

Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с умственной отсталостью легкой степени

Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у  дошкольников с умственной отсталостью легкой степени...

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у дошкольников с дизартрией средствами аппликации

Развитие мелкой моторики – это развитие тонких движений кистей  и пальцев рук. В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста....