Развитие диалогической речи у детей подготовительной группы
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Создание условий для развития навыков диалогической речи у детей подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие диалогической речи у детей подготовительной группы.

      Диалог – разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребёнка с взрослым и своими сверстниками. В старшем дошкольном возрасте на передний план выдвигается общение со сверстниками. Ребёнок начинает предпочитать ровесника взрослому. Образцы ведения диалога ребёнок получает в общении с взрослыми: научается говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, обучается внеситуативному общению. Общение же со сверстниками способствует развитию детской речевой самодеятельности, формированию коммуникативных способностей. Кроме того, речь используется ребёнком для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли и чувства партнёра, организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Речь служит также важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и мире людей, средством познавательной деятельности. Таким образом, задачу обучения детей диалогической речи нельзя сводить только к освоению вопросно-ответной  функции. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, формирования инициативной и активной ответной позиции, партнёрских отношений. И такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребёнка с взрослыми, так и взаимодействие со сверстниками. Кроме того, овладение диалогом не возможно без освоения языка и средств невербального общения, без воспитания культуры речи.

     Развитие диалогической речи детей происходит в беседе. Беседа может носить подготовленный и неподготовленный характер. Её задачами являются: во-первых, научить детей беседовать, т.е. выслушивать собеседника, не перебивая его речь, стараться говорить понятно для собеседника; во-вторых, отрабатывать навыки произносительные и грамматические. Подготовленная беседа строится из трёх частей: 1 – вступление, цель которого – привлечь внимание детей к теме разговора. Это может быть сообщение о каких-либо событиях с предложением поговорить о нём, интересный вопрос, загадка, рассматривание картинки, чтение стихотворения. 2 – развитие темы разговора. Чтобы тема разговора развивалась целенаправленно, и дети не отвлекались, важно продумать заранее вопросы, наметить план беседы, как можно больше обращаться к опыту детей. Организовывать беседу я стараюсь так, чтобы в ней приняли участие все дети. Для того чтобы поддержать интерес  к беседе и активизировать речь детей, я использую наглядный материал, художественное слово. 3 – концовка. Заканчиваться беседа может загадкой, стихотворением, показом или комментарием воспитателем соответствующей картины. Обязательно нужно подвести детей к логическому выводу о том, что им необходимо усвоить из беседы. Я беседую с детьми на различные темы: о событиях из личного опыта, неожиданных встречах и интересных явлениях в природе, в общественной жизни, о жизни в детском саду и дома, на нравственные темы, разнообразные воображаемые проблемные ситуации. Цель неподготовленной беседы – пробудить речевую активность каждого ребёнка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, делиться своими переживаниями. В беседах на темы из личного опыта в большей степени решаются задачи развития диалогической речи детей: умение слушать партнёра, инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстников, соблюдать в беседе очерёдность, быть доброжелательным, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста. В таких беседах я стараюсь выступать как собеседник, партнёр по общению, привлечь к диалогу всех детей.

      К диалогической форме я стараюсь приблизить и задания на рассказывание. Особенно это относится к рассказыванию на темы из личного опыта и сочинению по набору игрушек. Я подбираю вопросы, которые бы побуждали детей к высказываниям из их собственного опыта, рассказываю истории из своей жизни, использую различные рассказы из детских газет, журналов, книг. Такие приёмы пробуждают интерес детей к рассказыванию, вызывают желание высказаться по ассоциации. Дети откликаются на интересные рассказы сверстников, дополняют их, задают различные вопросы. Любят дети и совместные сочинения сказок, рассказов. Если сначала совместно сочиняют педагог и дети, то в дальнейшем сочинять могут несколько детей. Рассказ строится как взаимодействие речевых партий, когда один начинает фразу, а другой её завершает.

      Кроме бесед для развития диалогической речи я использую приёмы театрализации – разнообразные приёмы пересказа детьми в лицах художественных произведений. Игры-инсценировки, игры- драматизации можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности. Инсценировать можно короткие сказки, рассказы, потешки, стихотворения или какой-либо эпизод из произведения. Один и тот же текст дети могут инсценировать разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через собственные выразительные движения и речь. Такие инсценировки дают возможность совершенствовать разговорную речь детей, учат действовать самостоятельно рядом со сверстником, не принимая на себя определённой роли. Игры-инсценировки готовят основу для драматизаций, в которых дети принимают на себя определённую роль и вынуждены координировать игровые действия с партнёрами. Для стимулирования детей к самостоятельной организации таких игр я предоставляю им в свободное пользование различные виды театров (настольный, варежковый, теневой, би-ба-бо и др.), костюмы для ряжения, а также материалы для изготовления атрибутов, игрушек, декораций (картон, цветную бумагу, краски, бросовый материал и т.п.).

      Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Здесь как нигде проявляются диалогические умения детей. В сговоре на игру они учатся договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, игрушки, атрибуты. В процессе игры они ведут ролевой диалог в соответствии с выбранной ролью, разрешают возникшие споры и конфликты. Я стараюсь, чтобы дети, выстраивая ролевую беседу, использовали знания о той или иной профессии, общественных отношениях, которые они получили на занятиях, из бесед, наблюдений. Помогаю им советами, напоминаниями, предложениями, использую различные игровые упражнения для развития навыков доброжелательного общения: «Разговор по телефону», «Кукольные разговоры», «Как встречать гостей», «Интервью с корреспондентом».

      Прекрасным средством налаживания диалогического общения являются дидактические игры. В таких настольных играх как «Лото», «Домино», «Шашки», маршрутных дети учатся способам диалогического взаимодействия: соблюдению очерёдности, вежливому обращению друг к другу, умению аргументировать и отстаивать свою точку зрения, координировать высказывания с партнёром. Такие игры как «Чего не стало?», «Узнай на ощупь», «Найди звук», «Назови одним словом», «Скажи какой?» и т.п. я стараюсь организовывать как игры парами, чтобы дети имели возможность взаимодействовать с партнёром: учились слушать его, действовать по очереди, контролировать свои действия и действия партнёра, говорить о согласии или несогласии с его действиями. В дидактических играх дети учатся также объяснительной речи. Для этого я сначала обучаю новой игре одного ребёнка, а потом предоставляю возможность поиграть в неё другим детям. Обученному ребёнку предлагается объяснить содержание и правила игры, ответить на заданные вопросы. Я использую  и дидактические игры на развитие культуры общения: «Волшебные слова», «Пожалуйста», «Передай другому».

       Для налаживания диалогического общения со сверстниками большое значение имеет коллективная деятельность: совместное изготовление поделок, рисунков,  построек, сочинение сказок, рассказов и др. В таких видах деятельности общение между детьми имеет деловой характер. Диалог представляет собой короткие реплики партнёра, на которые ребёнок отвечает действием или выражает своё отношение к происходящему при помощи неречевых средств. Чтобы дети учились налаживать отношения друг с другом, устанавливать эмоциональные контакты, я организую такие игры, как «Узнай по голосу», «Разведчики», «Огородники», «Садовник» и др. Они помогают узнавать друзей по голосу, замечать детали внешнего вида, устанавливать речевой контакт. Эти игры не носят характер личностного общения, а учат обращать внимание друг на друга, устанавливать контакт с предпочитаемым сверстником. В играх «Фанты», «Краски», «Гуси-лебеди», «Где мы были, мы не скажем…» взаимодействие детей имеет характер речевого диалога. Они формируют коллектив играющих детей, и это ведёт к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогическому общению.

       В развитии умения детей устанавливать контакты друг с другом важную роль играет и организация пространства общения. В игровой и учебной зоне подбор и расстановка мебели, доступность игрушек, атрибутов, материалов позволяют детям общаться в свободной непринуждённой обстановке. Наличие дивана и кресел в игровом уголке, а также их уединённое расположение создаёт предпосылки для проявления непосредственности, раскрепощённости, способствует налаживанию тесного общения друг с другом. Расстановка и форма столов в виде полукруга позволяет организовать деятельность детей по парам или коллективно (по 4-5 человек), побуждая их к установлению контактов, возникновению разговоров, согласованию замыслов, действий.

       Способствует развитию диалогической речи и правильно организованный уголок книги. Я подбираю книги в соответствии с возрастом детей, их интересами, на темы, пройденные на занятиях. В уголке присутствуют книги одного автора, иллюстрированные разными художниками, а также различные произведения этого автора. Имеются книжки-самоделки, придуманные и изготовленные самими детьми, картинки, иллюстрации и альбомы по изучаемым темам. Подбор книг и наглядного материала постоянно меняется. Такая организация уголка вызывает интерес детей к художественной литературе, желание рассмотреть книги, прочитать их, обсудить, поделиться своими впечатлениями.

        Педагог всегда является примером для подражания, поэтому очень важно то, как он общается с детьми. Я стараюсь разговаривать с ними спокойно, вежливо, как равный им собеседник. Каждый день интересуюсь их проблемами, событиями из их жизни, рассказываю что-либо о себе. Стараюсь отвечать на все заданные мне вопросы, а если не получается, объясняю причину, по которой не могу удовлетворить их любопытство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы. Тема: «Что за прелесть эти сказки».

Программное содержание:Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.Учить связно, послед...

Конспект НОД по развитию связной речи для детей подготовительной группы ТЕМА: "Гейзеры – дети вулканов»"

Конспект НОД по развитию связной речи для детей подготовительной группы ТЕМА: "Гейзеры – дети вулканов»"...

«Развитие связной речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности»

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности....

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы «Путешествие в страну сказок»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы «Путешествие в страну сказок» Программные задачи:Учить детей составлять описательные рассказы о животных, исп...

Конспект индивидуального занятия по развитию связной и диалогической речи для детей подготовительной группы на тему «Игрушки». Звук [ш]

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Игрушки». Автоматизация правильного произношения звука [ш] в словах.Коррекционно-развивающие. Ра...