Конспект непосредственно-образовательной деятельности раздел "Коммуникация"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Конспект непосредственно-образовательной деятельности раздел "Коммуникация"

Звук "Ш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной

деятельности по развитию звукопроизношение

Подготовительная группа

Тема: Звук Ш

Программное содержание

I.Образовательные задачи:

  1. Упражнять детей в правильном произношении звука Ш изолированно, в слогах и словах во фразовой речи
  2. Учить детей давать характеристику звука Ш по схеме
  3. Совершенствовать фонематический слух учить детей определять место звука в слове.

II. Развивающие задачи

  1. Развитие артикуляционной моторики
  2. Развитие фонематического восприятия
  3. Развитие воображения, памяти, внимания

III. Воспитательные задачи:

  1. Учить детей бережно относится к товарищам: не перебивать, внимательно слушать

IV. Речевые задачи:

  1. Использовать слова в правильной грамматической форме
  2. Продолжать учить детей говорить четко, ясно
  3. Развивать словарь детей:
  4. Учить детей давать определение слову (ключевое слово)
  5. Закреплять обобщающие понятия: одежда, обувь, игрушки

Индивидуальная работа – помочь ребенку в случае затруднения, чаще привлекать к работе малоактивных детей.

Оборудование:

  1. Алгоритм звука Ш
  2. Слоговая дорожка
  3. Игра «Логопедическое лото»
  4. Подвижная картинка «Зимние шалости»
  5. Цветное полотно
  6. Пособия по слоговому анамнезу и синтезу слов

- схемы

- фишки

Ход занятия:

Логопед: Ребята, встаньте все в круг. Вот какой большой и красивый получился у нас круг. А сейчас мы с вами попробуем представиться друг другу, но сделаем мы это не так как всегда. Давайте вспомним, какими словами можно себя похвалить? А теперь каждый из вас представится и скажет про себя что-нибудь хорошее, приятное.

- Ну, а теперь садитесь на пол, скрестив ноги по-турецки. Вот как забавно получилось! Ребята, сегодня я расскажу вам сказку о Веселом Язычке, а вы мне поможете.

Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайтесь, что это за домик?

В домике этом

Красные двери

Рядом с дверями

Белые звери

Любят зверушки зверюшки

Конфеты и плюшки

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот закрыт, открыт (дети повторяют упражнения, сидя, скрестив ноги используя маленькие зеркальца). Непоседливый Язычок не сидит на месте, он часто ходит качаться на качелях (упражнение Качели). Придя домой Веселый Язычок замечает, что в домике у него накопилось много пыли и он начинает мыть потолок своего домика (упражнение Маляр). Когда в домике станет чисто Веселый Язычок садится за стол и пьет чай с вкусным вареньем (упражнение Вкусное Варенье) и с бубликами (упражнение Рупор). Потом Веселый Язычок довольно улыбается (упражнение Улыбка) и собирается немного отдохнуть. Он крепко-накрепко закрывает калитку своего забора (упражнение Заборчик) и идет в домик спать.

- Молодцы, ребята, хорошая получилась у нас сказка! (дети встают)

- Ребята, к нам пришел сегодня звук.

  А какой узнаем,

  Когда загадку разгадаем:

Не галстук он, не воротник

А шею обнимать привык

Но не всегда, а лишь тогда

Когда бывают холода

                                (шарф)

- Догадались, что это? Да, правильно, это шарф. Назовите первый звук отгадки. Итак, ребята, вы догадались, какой звук к нам пришел в гости? (Звук Ш)

 У звука Ш есть вот такая табличка (алгоритм звука Ш), в ней все рассказано об этом звуке. Здесь изображен мальчик в синей одежде – Ребята, какие звуки мы с вами изображаем синим цветом? Да, правильно согласные. Значит и звук Ш – согласный, потому что он произносится не только голосом, он произносится с помощью веселого Язычка, который поднимается вверх за верхние зубки. Губы при произношении звука Ш – округлены и вытянуты вперед. Струя воздуха направляется на кончик языка и если поднести ладонь ко рту – вот так, - то можно ощутить теплый поток воздуха. Давайте произнесем звук Ш (хором, а затем индивидуально). Как он произносится звонко или глухо? Зачеркнутый колокольчик и означает, что звук Ш – глухой (тихий), его нельзя произнести громко. И никогда этот звук не произносится мягко. Это согласный, глухой, твердый звук, шипящий. Ребята, а вот здесь вставлена картинка, на которой изображена змея, как вы думаете почему? Потому что только змея поет эту песенку, она не разговаривает, а шипит. Давайте пошипим, как змея (дети еще раз произносят звук изолированно хором, а затем индивидуально).

- Итак, ребята, вы познакомились со звуком Ш

- А сейчас сядут те ребята, чье имя я назову ласково, слушайте внимательно!

- Ребята, но звуку одному всегда скучно.

Давайте с вами подружим звук Ш с гласными звуками (зрительная опора – слоговая дорожка. Дети вместе с логопедом произносят открытые слоги: ША,

-ШО, -ШЭ, -ШУ, -ШИ; затем закрытые слоги: АШ, -ОШ, -ЭШ, -УШ, -ИШ).

- Молодцы, ребята, а теперь сядьте красиво, ручки положите на парту, ладошками вверх. Сейчас я назову цепочку слов, а вы, если услышите в словах звук Ш, поймаете его хлопком, вот так. Итак, приготовились…

Шорох – чашка – башня – басня – кашка – каска – споры – шпоры – шаг – маг – малыш – миска – мишка – ландыш – камыш. (дети хлопают в ладоши, если слышат слово со звуком , если в слове нет этого звука, то дети не хлопают).

- Ребята, а теперь я буду произносить заколдованные, непонятные слова, а для того, чтобы они стали понятными, - вы их расколдуете – поставите звук Ш первым:

_АР, _ИЛО, _УБА, _АГ, _ЁЛК, _АРФ, _ИНА (дети произносят полное слово, ставя звук Ш первым: шар, шило, шуба, шаг, шелк, шарф, шина)

- Молодцы, а теперь кто-то из вас повторит все слова, которые прозвучали (кто-то из детей называет, остальные хором повторяют)

- Ребята, а сейчас сравните 2 слова:

Шар и Шаг (пауза)

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Какие первые звуки? Какие вторые звуки? Какие третьи звуки (разные согласные звуки)

- Чем похожи эти слова? Чем они отличаются?

- Ребята, покажите по таблице, где будут жить эти слова? (дети находят домик -

                )

- А теперь я вновь буду произносить заколдованные слова, а вы чтобы их разгадать – будете ставить звук Ш последним:

ШАЛА_, КАРАНДА_, ЛАНДЫ_, МАЛЫ_, ГОЛЫ_, КАМЫ_

- А сейчас, чтобы слово стало понятным – поставите звук Ш в середину (логопед использует картинки)

ШИ_КА, МЫ_КА, КО_КА, ПУ_КА, ША_КИ, ГАЛО_А.

- Ребята, а сейчас мы поучимся давать слову определение (ключевое слово):

- Кто кошка? (дети отвечают: кошка – это домашнее животное. Логопед обращает внимание на окончание)

- Кто шакал? (дети отвечают: шакал – это дикое животное)

- Кто мошка? (дети отвечают: мошка – это насекомое)

- Кто кукушка? (дети отвечают: кукушка – это дикая лесная птица)

- Ребята, а теперь выложите слова кошка и мошка фишками. В каком ряду живут эти слова (дети находят ряд -                        ). Разделите эти слова на слоги: КОШ – КА; МОШ – КА). Логопед показывает схему слова         .       . дети рисуют пальчиком в воздухе и проговаривают.

- Ребята, а теперь посмотрите вот на эту табличку и назовите 2 картинки, к которых живет слово ШАР (дети называют ШАРФ, ШАРМАНКА).

- А теперь назовите имена со звуком Ш (дети называют САША, МАША, ДАША, ШУРА и др.)

- Ребята, а сейчас мы немного отдохнем, встаньте (логопед проводит физ.минутку – 3 раза):

Мы шли, шли, шли

Ежа нашли

Наклонились, подняли –

Дальше пошли

Повторяя за воспитателем слова, дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении.

- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Прятки со звуком» (логопед использует цветное полотно) – звук Ш перешагнул границу и перепрыгнул на 3 клеточки вправо (дети отгадывают и называют клеточку, на которой спрятался звук Ш, логопед меняет задания).

- Ребята, а теперь на этом цветном полотне найдите все твердые слияния, а теперь все мягкие слияния (дети по одному подходят к логопеду, находят слияния и проговаривают их).

- Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Как я устроен» Вы называете все части тела, в названии которых есть звук Ш (дети называют сверху: УШИ, ШЕЯ)

- Ребята, а какое действие помогает нам выполнять задания (дети думают и отвечают: «слушать»). А для того, чтобы нам лучше слушать, давайте сделаем упражнения для ушек (дети вместе с логопедом поглаживают и пощипывают ушки).

- Ребята, а какую одежду вы бы для себя выбрали, в названии которых есть звук Ш (логопед спрашивает каждого ребенка индивидуально).

- А теперь мы поиграем в игру «Внимательные глазки». Посмотрите вокруг себя и назовите все предметы, в названии которых есть звук Ш.

- Ребята, а сейчас я проверю, умеете ли вы хорошо слушать. Я буду говорить предложения, а вы исправляйте, если я скажу что-нибудь неправильно:

С другом мы играли в … чашки

Пили чай из белой … шашки

Вылезла из норки … шишка

На нее упала … мышка

Петухи, затеяв … шпоры

Грозно поднимают … споры

Мы с сестрой посуду … шили

И наряды куклам … мыли

Модница надула … шубы

Не подходят ей все … губы

Горько плачет бедный … шарик

Улетел воздушный … Гарик

(дети отмечают несоответствия – меняют слова местами).

- Ребята, послушайте слова и скажите какое слово лишнее: кошка – мышка – шакал – кукушка (дети отвечают, что лишнее слово – кукушка, т.к. она – птица, а кошка, мышка, шакал - животное).

 - Ребята, покажите в каком домике живет слово кукушка? (дети соотносят со схемой:                                 ).

- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Лото» (ребенок находит у себя картинку, которую называет логопед, выходит и кладет ее на общее полотно. Игра продолжается до тех пор, пока все полотно не заполнится. Затем логопед показывает полотно с изображением предметов, дети смотрят, запоминают; логопед переворачивает полотно, а дети по памяти называют то, что было изображено на нем. Логопед спрашивает каждого ребенка индивидуально).

- Ребята, а теперь мы пойдем на прогулку (логопед использует подвижную картинку «Зимние шалости». Дети составляют предложения по картинке и выкладывают схему предложения).

- Ребята, на улице пошел снег, полетели шустрые снежинки (логопед кидает в воздух снежинки, они кружатся и падают на ладошки детей).

Логопед подводит итог занятия.

       .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.

Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...