Конспект непосредственно-образовательной деятельности раздел "Коммуникация"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Конспект непосредственно-образовательной деятельности раздел "Коммуникация"

"Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной

деятельности .

Раздел «Коммуникация»

Подготовительная группа

Тема: Осень

Программное содержание:

  1. Образовательные задачи:
  1. Уточнить и обогатить знания детей об осени
  2. Познакомить детей с признаками осени
  1. Развивающие задачи:
  1. Развивать внимание и память детей
  2. Сформировать умение делать выводы по рассказу логопеда, учить детей отвечать на вопросы
  3. Учить детей действовать самостоятельно
  1. Воспитательные задачи
  1. Вызвать интерес к занятию
  2. Воспитывать любознательность
  3. Учить детей бережно относиться к товарищам, не перебивать, внимательно слушать
  1. Речевые задачи
  1. Побуждать детей активно участвовать в разговоре
  2. Обогатить речь детей (словарь) словами: золотая осень, листопад, хмурое небо, кучевые облака, разноцветные листья, осадки, похолодание, заморозки
  3. Учить детей использовать слова в правильной грамматической форме
  4. Побуждать детей стараться говорить четко, ясно.

Индивидуальная работа – помочь ребенку в случае затруднения.

Предшествующая работа:

  1. Разучивание стихотворений об осени
  2. Наблюдение за признаками осени на прогулке
  3. Рассматривание иллюстраций на тему «Осень»

Оборудование:

  1. Круг Эйлера на тему Времена года
  2. Осенние листья из гербария
  3. Схемы слов:

- листопад

- заморозки

- осадки

4) Картинки с изображением следующих явлений: листопад, заморозки, осадки

Ход занятия:

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие – в одно из прекраснейших времен года. Какие времена года вы знаете? (логопед использует «круг Эйлера», где изображены времена года: зима, весна, лето, осень и соответствующие им месяцы).

Ребята, а для того, чтобы вы догадались в какое из времен года мы отправимся, вам нужно будет отгадать загадку:

Ни ведерка, ни кисти, ни рук

А позолотит все вокруг

(Осень)

- Правильно, ребята, эта загадка про осень. А теперь нам можно отправляться в путь, но для того, чтобы наш поезд передвигался, вам нужно будет по очереди рассказывать знакомые стихотворения об осени (дети рассказывают разученные ранее стихи).

- Ну вот, ребята, мы и прибыли с вами в лес, но этот лес особый, это лес осенний. Посмотрите вокруг, что вы видите? (дети видят разбросанные по группе осенние листья). Ребята, а каким цветом эти листья? (желтые, красные, оранжевые). А как можно сказать одним словом на эти листья, какие они? (разноцветные, дети повторяют хором: разноцветные).

- Ребята, а почему осенью листья желтеют? (дети отвечают полным предложением). А когда все листья пожелтеют, что они делают? (кружатся и падают на землю)

Это называется – листопад. (логопед показывает детям схему этого слова, они по очереди называют это слово, а затем все вместе хором)

Ребята, а вы никогда не думали, что слово можно увидеть? Вот к примеру, слово осенний лист. Закройте глаза и попытайтесь представить себе осенний лист. (звучит музыка) Сосредоточьтесь, не торопитесь и постарайтесь представитьего так ясно, как будто видите на самом деле.

Кто-то из вас старается его представить, но не видит четко. Перед глазами просто какое-то пятно. Вроде бы лист, а может и нет. А кто-то из вас видит лист как на фотографии или как на картинке. А у кого-то осенний лист оживает. Вы видите как он кружится, летает и падает на землю.

Ну, а теперь откройте глазки и расскажите по очереди, кто  какой лист увидел? (дети рассказывают полным предложением).      

- Ребята, слова можно не только видеть, их можно еще и слышать. Закройте глаза и попытайтесь услышать, как шелестят на деревьях осенние листья.

Ребята, с вами рассказали даже представили один из признаков осени – листопад. А какие признаки осени вы еще знаете? (дети называют, логопед дополняет).

А чем отличается небо осенью от неба летом? Можно сказать, что небо становится хмурым? А почему так говорят? Давайте скажем вместе – «хмурое небо». Ребята, осенью на небе появляются облака, но они уже не такие как летом, осенью облака называют кучевыми (дети вместе с логопедом проговаривают: «кучевые облака»). Ребята, а давайте с вами подумаем, почему облака осенью называют «кучевыми облаками»? Сегодня мы с вами узнали, что слова можно видеть и слышать, а еще слово можно потрогать. Например, слово облако. Закройте глаза, чувствуете, какое оно мягкое, пушистое? (дети закрывают глаза и пытаются потрогать в своем воображении облако). Ребята, а с чем еще можно сравнить облако? (дети называют различные варианты)

- Ребята, а осенью холоднее или теплее, чем например, летом? Почему? (солнце поднимается выше и его лучи не прогревают землю). Можно сказать, что осенью наступает похолодание? Почему так говорят? (дети говорят полным предложением: осенью наступает похолодание, потому что…)

Ночи становятся все холоднее и холоднее, осенью наступают заморозки. Ребята, как вы думаете, что такое заморозки?

Давайте с вами скажем это трудное слово по схеме (логопед показывает схему слова, дети называют слово заморозки).

Пальчиковая игра «Мишка косолапый»

Ходит мишка косолапый – о,о

Машет он мохнатой лапой – о,о

А я мишку догоню,

Я медведя прогоню

Ты не пачкай дочке

Грязной лапой щечки

Ребята, нам с вами сегодня повезло, мы приехали в лес и как раз такая хорошая погода! А осенью погода может портиться? А что происходит, когда погода портится?

Осенью выпадают осадки, т.е. может пойти мелкий дождь и даже снег. Становится холодно, дует ветер. Итак, кто мне скажет, что такое осадки? Давайте скажем это слово по схеме.

- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи правильно». Например, я вам говорю слово листья, а вы мне должны будете сказать это слово во множественном числе, т.е. много чего? Листьев.

Кто назовет больше правильных слов, тот и выиграл. Итак…(логопед называет следующие слова:                                  Тучи

Облака

Осадки

Листья

Дожди

Ветра

Дети отвечают на вопрос: много чего? – туч, облаков, осадков, листьев, дождей, ветров. Если дети затрудняются, логопед помогает).

- Ребята, вы уже поняли, что слово можно увидеть, услышать, потрогать, почувствовать его запах. Это поможет вам запоминать самые разные слова. А для того, чтобы запомнить их по порядку, нужно представить себе, что слова – это персонажи какой-то истории. Вот посмотрите, как это делаю я. Запоминайте слова вместе со мной. Нам нужно запомнить следующие слова:

Верблюд

Журнал

Ветер

Гвоздика

Ночь

Шляпа

Я представляю себе маленький фильм, в котором участвуют слова-образы.

Я вижу, как по пустыне идет верблюд. Он находит журнал и начинает его рассматривать. Ветер переворачивает страницу, а там нарисована большая красная гвоздика. Я вижу, как начинает быстро темнеть и наступает ночь. Верблюд укладывается спать и ему снится шляпа.

Когда мне нужно вспомнить слова, я закрываю глаза и просматриваю этот фильм еще раз, стараясь представить его так ясно, как будто вижу на самом деле. Слова вспоминаются по порядку сами собой. А теперь и вы попробуйте запомнить следующие слова:

Осень

Листья

Листопад

Небо

Облака

Осадки

Давайте начнем вместе, а кто-то из вас продолжит. Итак…

Наступила осень, листья на деревьях пожелтели… (логопед просит кого-нибудь из детей продолжить рассказ)

- Молодцы ребята, вот видите это совсем не сложно.

А теперь наше путешествие в осенний лес подходит к концу, но вы наверное, не забыли что для того, чтобы наш поезд отправился домой, нам нужно будет выполнить какое-нибудь задание. Я предлагаю сыграть в игру «Составь предложение». Я назову несколько слов, а кто-то из вас составит предложение из этих слов. Итак… (логопед называет следующие слова: осень, хмурое небо, листопад. Кто-нибудь из детей составляет предложение, затем логопед вновь называет слова: осень, кучевые облака, осадки и.т.д. листопад, похолодание, заморозки дети составляют предложения).

Итог занятия:

Итак, ребята, мы справились со всеми заданиями и приехали домой. (логопед объективно оценивает всех детей). В следующий раз мы вновь отправимся с вами в путешествие на нашем необычном поезде. А куда нам ехать вы придумаете сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.

Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...