Народный фольклор как средство ознакомление с окружающим миром.
презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме

Роль народного фольклора в развитие речи детей. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument_5.odt28.54 КБ

Предварительный просмотр:

             Народный фольклор как средство ознакомление с

               окружающим миром и развитии речи детей  

 Из опыта работы

 Хазиева Елена Петровна

 воспитатель первой квалификационной категории.

 МБДОУ “ Балтасинский  детский сад № 2 ”

 Родной язык, родная речь... Как велика их роль в жизни каждого ребенка... Г.Тукай,великий татарский поэт. писал :

« Родной язык — святой язык , отца и матери язык . Как ты прекрасен целый мир в твоем богатстве я постиг !"

Наша задача учить детей правильно разговаривать, общаться друг с другом, выражать свои мысли. Чем лучше, понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми .

Методическая тема, над которой я работаю, звучит так : «Ознакомление с окружающим... с использованием народного фольклора «.

Почему я выбрала эту тему ? !

Я, считаю,что формирование речи детей в дошкольные годы жизни — одна из серьезнейших задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Посредством языка  осуществляется общение ребенка с окружающими людьми .

Первый этап работы – поставила перед собой  цели и задачи :

  1. воспитать  детей творчески развитыми личностями ;
  2. формировать у детей любовь к национальной культуре , традициям , любовь к родному языку ,краю , воспитывать интерес к татарскому творчеству , развивать речь , внимание , память , обогащать словарный запас , расширять кругозор детей поддерживать познавательный интерес к истории своей страны .

В период дошкольного детства у ребенка формируются первые представления об окружающем мире, умение устанавливать взаимосвязь и замечать закономерности окружающей жизни. Окружающий мир многообразен: родной край, семья, детский сад, разные люди. Я считаю, что на воспитателя возложена важная функция – быть проводником в этом большом мире. Протянуть руку доверчивому ребенку, открывающему новый мир, и вести его за собой, более чем ответственно.

Одним из ведущих компонентов народной культуры, имеющих большое воспитательное значение, является фольклор — устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц, поговорок, загадок и песенного искусства .

Татарский фольклор является образцом высокой поэзии нации . Он впитал в себя многовековую мудрость народа , представляет большую художественную ценность . Приобщение детей к татарскому фольклору это одно из условий воспитания в них любви к своей республике, к своему народу, его культуре .

На основе фольклора формируется кругозор ребенка, развивается его умственное, эстетическое, нравственное воспитание . Умело подобранные пословицы и поговорки учат морали нашего общества, передают веками накопленные знания .

Еще раз подчеркну, что развитию всем перечисленным выше качествам способствует народный фольклор .

В своей работе я широко использую татарский детский фольклор .

При отборе фольклорных произведений опираюсь на следующие принципы :

  1. доступность содержания детям дошкольного возраста ;
  2. познавательная и нравственная значимость ;

     возможность формирования на их основе умения "чувствовать  окружающий

     мир" .

Второй этап – изучение методической литературы :

В своей работе опираюсь на авторские программы, такие  как Бурhанова Р.А.

« Туган як табигате белән таныштыру",  "Татар халкынын мәдәнияте белән таныштыру" , Шаехова Р . К « Играя, учимся творить" , « Считая, учимся творить"  ( по логическому мышлению ) , Борhанова Р.А. « Татарский орнамент в изобразительной деятельности".

В раскрытии сути темы помогли  материалы из методических пособии как :  

» Туган тел — очар канат« С.Г. Исмэгыйлова , « Уен — милли тәрбия чарасы"  Л . Харисов ,Ф Харисов  « Туган телем — бөек анам теле ",

З.М. Закирова , Ф. Ф. Юсупова « Балалар бакчасында татар теле өйрәтү программасы", Борhанова Р.А. , Хисамова Ф.М. « Татар телен өйрәнә нәниләр» , М.Ф. Кашапова « Иң татлы тел — туган тел».

Широко использую в своей педагогической деятельности современные общенаучные знания по общей и дошкольной педагогике , общей и дошкольной психологии и возрастной физиологии детей . В непосредственной деятельности использую дидактические игры (« Зур — бәләкәй » ,« Бу нәрсә? », «Парын тап » , «Мин әйтәм , син тап » , ” Курчаклы уйнау “,    “Бу кайчан  6була ? ” , “ Табышмаклы уен ” , “ Кем балалары ? ” , ... ) , творческие задания , занимательные задачи и вопросы , которые стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой .

В соответствии с возрастными особенностями меняю форму организации непосредственной деятельности . Стараюсь, чтобы они были разнообразны : индивидуальная работа сочетается с работой подгруппы или с группой целиком,  введение элементов театрализованной деятельности. Детям это очень нравится, и они с удовольствием в них участвуют . В каждую непосредственную деятельность включены физминутки (  “ Нәрсә юк ? ” ,  “ Бармаклар ” ,  “ Җиләк җыям ..” , )  тематически связанные с учебными заданиями .

В своей работе  широко использую национальный региональный компонент.

Создала альбом « Туган тел — чиксез хәзинә !" , в котором собраны потешки, стихи, большую помощь в сборе материала для альбома оказали родители.

в татарском фольклоре есть много пословиц и поговорок, отражающих гостеприимство народа :

« Кто гостей не любит звать — тому и радости не знать ! »

« Ипи , тоз — якты йөз » .....

Или , например, когда играют с куклой, приговаривают :

                              Үчти , үчти үчтеки

                              Үсмәгәнгә кечтеки

                              Үсә , үсә зур булыр

                              Бигрәк матур кыз былыр !

Так, в  повседневной жизни, когда играем, трудимся , занимаемся, проводим наблюдения- используем народный фольклор.

Умение детей рифмовать речевые задачи и сопровождать их пением, я считаю,   хорошии результат моей работы .

Использовала в работе, в том числе, и такие тексты.

                              Хәерле иртә, кызлар

                              Хәерле иртә, малайлар

                              Хәерле иртә, апалар

                              Хәерле иртә, дуслар.

Сәлам мин Зарина , сәлам мин  Ирек , сәлам мин  Сылу .... сәлам мин  Елена    Петровна  ! Сәлам !

Чтобы день был удачным, нужен хороший, добрый, дружественный настрой. В этом нам помогает утренняя песня. “Иртәнге җыр”.

                              Яңа көн тугач

                              Дуслар белән очрашкач

                              Куллардан тотынышыйк

                              Бер елмаеп карашыйк.

                              Бер минутта, бер секунд та

                              Үтмәсен юкка

                              Бергә уйныйык, бергә эшлик

                              Көн үтсен файдага.

                            “Йолдызлык” төркемендә

                              Йолдызлар кабына

                              Илебезнең киләчәге шуңа

                              Бик матур була.

Знать последовательность и названия дней недели помогает распевка:

                             Дүшәмбе

                             Сишәмбе

                             Чәршәмбе

                             Пәнҗешәмбе

                             Җомга

                             Шимбә

                             Якшәмбе

Ежедневное исполнение песни “Дүрт фасыл”. дает хорошие результаты – дети запоминают названия времен года.

                            Дүртесе дә бик асыл

                           Көз, кыш, яз, җәй

                          Дүртесе дә бик асыл.

 Наблюдение погоды, природных явлений сопровождается песнями: -

                          Кар ява, кар ява

                          Җиргә ак юрган яткан

                          Түбәләр һәм юллар

                          Агарып кала.

“Тамчылар”

Тамчы тама там, там, там.

Тагын тама там, там.

Аякларны чылатып

Мин өйгә кайтам – там.

Тамчылар, тамчылар

Там- там- там – дип җырлыйлар.

Өсләребез чыланды,

Битләребез чыланды.

Балалар йөгерешеп

Зонтик астына качты.

При различных разногласиях и ссорах выручает «Песня – мирилка»

Начарлыкны онытыйк,

Килешик, килешик.

Күркәм холыклы булыйк.

Аңлашыйк һәм дуслашыйк.  

Третии этап  -   обобщения и распространения опыта  :

  1.  Провела мероприятие на тему “ В гости к ромашке ”. Региональный   семинар по программе ” Управленческая деятельность в рамках ФГТ “  2011 год.
  2.  Уен – Сәяхәт ” Мияубикәгә кунакка ”  Региональный семинар по

  программе “                                                ”  2012 год .

  1. “ Тылсымлы су ” - конспект занятия , публикация в газете “ Ачык дәрес”

    2010 год .

  1. “ Ромашка янына кунакка “- конспект занятия , разместила в социальной

    сети  образования  2012 год .

  1.  Консультации , папки – передвижки по темам :  “ Учимся родному языку

“ Роль словесных игр по обучению детей родному языку ”, “ Волшебный сундучок ”.

Определился базовый курс моего, на первый взгляд очень простого, Творческого Проекта – воспитание у дошкольников интереса к изучению и употреблению в повседневной жизни народного фольклора .

Дети с удовольствием вступают в несложный диалог, заучивают наизусть тексты потешек, стихов, песен. Пассивный словарь значительно вырос – этому способствуют фольклорные праздники, которые проводим совместно с музыкальным руководителем: « Науруз» , « Карга боткасы », « Сабантуй » .

Подспорье к успешной реализации проекта – является активная помощь со стороны родителей, На данном этапе важно правильно определить цели. Думаю, главное – сохранить эмоционально позитивное отношение детей и родителей к Проекту.  Если через много лет мои воспитанники, сохраняя уважение ко мне, поспешат приветствовать меня на моем родном языке – значит, Проект удался!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка по самообразованию полная "Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром"

Папка содержит, план работы с детьми, план работы и литературой. консультации, род. собрания, папки передвижки. Но без оформления. Только вставить фон....

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в семье и детском саду».

Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.Ребёнок ...

«Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в условиях реализации ФГОС»

Индивидуальный план по самообразованию. Тема: «Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в условиях реализации ФГОС»...

Наблюдение в природе, как одно из средств ознакомления с окружающим миром

Наблюдение - это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального....