Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

 

 

 

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах»

Программное содержание:

- закрепить представление детей о книжной графике, о сложности труда художника – иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией. Поддержать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций уже знакомых художников (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина);

- подвести детей к пониманию того, что книга – это произведение искусства, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно;

- воспитывать интерес к книгам.

Методы и приемы:

- беседа по вопросам;

- д/игра «Узнай художника», д/ игра «Будь внимательным»;

- рассказ, показ, рассматривание книг разной конструкции;

- создание детьми книги о животных;

- игровой прием – волшебный колокольчик.

Оборудование:

- книги с иллюстрациями  Ю.Васнецова, Е. Чарушина, Е.Рачева, В.Конашевича, В.Сутеева и других художников;

- книжки разного типа: книжка – игрушка, книжка – раскладушка, книжка – дом, книжка – малышка;

- иллюстрации для игры «Будь внимательным».

Предварительная работа:

- чтение литературных произведений с иллюстрациями вышеназванных художников;

- рассматривание иллюстраций;

- изобразительная деятельность детей на темы разных сказок, потешек, рассказов.

Ход работы:

1 Беседа о книгах.

Звенит колокольчик.

- Ребята, волшебный колокольчик приглашает нас в Книжный мир. Здесь нас ждут любимые книги, иллюстрации знакомых художников.

Я предлагаю пройти к книжной выставке и посмотреть, какие же здесь есть книги, полюбоваться ими. (Дети ходят, смотрят, беседуют друг с другом. Присоединиться к беседе детей, поговорить о книгах).

Собрать детей вокруг себя с помощью колокольчика.

Я вижу, что вам интересно, вы очень любите книги, у вас много впечатлений. Давайте немного поговорим.

- Почему вы любите книги?

- Кто создает рисунки в книгах?

- Как они называются?

- Для чего  же нужна иллюстрация в книгах? (Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают).

- Можно ли по рисункам догадаться, о чем эта книга? (Показать 2-3 книги).

- Чем рисуют художники – иллюстраторы?

2. Дидактическая игра «Узнай художника – иллюстратора».

- А сейчас поиграем в игру «Узнай художника – иллюстратора». Я вам расскажу о художнике, а вы внимательно послушайте и отгадайте кто это?

- Этот художник родился в Вятке. Он очень любил животных и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток, тетерок. Родные часто дарили ему животных и птиц. Он всегда за ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни. (Евгений Иванович Чарушин).

- Дети, я знаю, что вы любите песенки – потешки. Кто хочет рассказать? Какой художник рисовал иллюстрации к этим потешкам? (Юрий Алексеевич Васнецов).

- Отгадайте, какой художник иллюстрировал сказки о животных. Он одевал своих героев – животных в русскую народную одежду, рисовал гуашью, акварелью и углем. В его иллюстрациях отражена русская природа. Все его  рисунки, пронизаны русским духом. (Евгений Михайлович Рачёв).

3. Дидактическая игра «Будь внимателен».

- А сейчас я вам раздам иллюстрации, и мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Посмотрите на это домик. Какой художник мог бы нарисовать этот дом (Васнецов).

- Подойдите к нему те, у кого иллюстрация нарисованная художником – иллюстратором Ю.А. Васнецовым.

- А какой художник мог нарисовать этот дом? (Чарушин). Подойдите с иллюстрациями этого художника.

- Посмотрите на свой домик внимательно. Сейчас будет звучать музыка, вы можете танцевать, а когда музыка остановится, найдите свой домик.

- Поменяемся иллюстрациями и поиграем еще раз.

4. Рассказ об оформлении книг художниками.

Звенит колокольчик, приглашает детей сесть.

- Ребята, послушайте о том, как работает иллюстратор над рисунками в книге.

Обычно художнику нравится рисовать что-то одно: или про животных, или про детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый, где он живет, как одевается. Затем делает много рисунков – набросков.

Каждый художник по - своему видит мир, его красоту, каждый по - своему видит героев, о которых рассказывает писатель.

Художник – иллюстратор придумывает и конструкцию книжки, ее оформление от начала до конца, расположение в ней текста, букв. Вот посмотрите, какие бывают книжки по конструкции: книжка – игрушка, книжка – раскладушка, книжка – малышка, книжка – образ. (Показать книги, обратить внимание на расположение в них иллюстраций).

Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.

5. Создание детьми книги о животных.

-А сейчас я предлагаю вам стать художниками – иллюстраторами и создать всем вместе книгу о животных. Каждый из вас нарисует животное, но необычным способом. Нужно обвести свою руку на листе. Пальцы расположить по желанию. Посмотреть внимательно, кто получился и дорисовать. Дети работают, звучит негромкая мелодия. Помогать детям советами. В конце рисунки рассмотреть. Дети мы из ваших рисунков сделаем книгу. Воспитатели запишут ваши рассказы о животных, и эту книгу можно будет рассматривать или подарить кому – нибудь.

Звенит колокольчик. Прощается с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_kto_i_kak_sozdaet_risunki_v_knigah.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах»

Программное содержание:

- закрепить представление детей о книжной графике, о сложности труда художника – иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией. Поддержать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций уже знакомых художников (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина);

- подвести детей к пониманию того, что книга – это произведение искусства, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно;

- воспитывать интерес к книгам.

Методы и приемы:

- беседа по вопросам;

- д/игра «Узнай художника», д/ игра «Будь внимательным»;

- рассказ, показ, рассматривание книг разной конструкции;

- создание детьми книги о животных;

- игровой прием – волшебный колокольчик.

Оборудование:

- книги с иллюстрациями  Ю.Васнецова, Е. Чарушина, Е.Рачева, В.Конашевича, В.Сутеева и других художников;

- книжки разного типа: книжка – игрушка, книжка – раскладушка, книжка – дом, книжка – малышка;

- иллюстрации для игры «Будь внимательным».

Предварительная работа:

- чтение литературных произведений с иллюстрациями вышеназванных художников;

- рассматривание иллюстраций;

- изобразительная деятельность детей на темы разных сказок, потешек, рассказов.

Ход работы:

1 Беседа о книгах.

Звенит колокольчик.

- Ребята, волшебный колокольчик приглашает нас в Книжный мир. Здесь нас ждут любимые книги, иллюстрации знакомых художников.

Я предлагаю пройти к книжной выставке и посмотреть, какие же здесь есть книги, полюбоваться ими. (Дети ходят, смотрят, беседуют друг с другом. Присоединиться к беседе детей, поговорить о книгах).

Собрать детей вокруг себя с помощью колокольчика.

Я вижу, что вам интересно, вы очень любите книги, у вас много впечатлений. Давайте немного поговорим.

- Почему вы любите книги?

- Кто создает рисунки в книгах?

- Как они называются?

- Для чего  же нужна иллюстрация в книгах? (Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают).

- Можно ли по рисункам догадаться, о чем эта книга? (Показать 2-3 книги).

- Чем рисуют художники – иллюстраторы?

2. Дидактическая игра «Узнай художника – иллюстратора».

- А сейчас поиграем в игру «Узнай художника – иллюстратора». Я вам расскажу о художнике, а вы внимательно послушайте и отгадайте кто это?

- Этот художник родился в Вятке. Он очень любил животных и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток, тетерок. Родные часто дарили ему животных и птиц. Он всегда за ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни. (Евгений Иванович Чарушин).

- Дети, я знаю, что вы любите песенки – потешки. Кто хочет рассказать? Какой художник рисовал иллюстрации к этим потешкам? (Юрий Алексеевич Васнецов).

- Отгадайте, какой художник иллюстрировал сказки о животных. Он одевал своих героев – животных в русскую народную одежду, рисовал гуашью, акварелью и углем. В его иллюстрациях отражена русская природа. Все его  рисунки, пронизаны русским духом. (Евгений Михайлович Рачёв).

3. Дидактическая игра «Будь внимателен».

- А сейчас я вам раздам иллюстрации, и мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Посмотрите на это домик. Какой художник мог бы нарисовать этот дом (Васнецов).

- Подойдите к нему те, у кого иллюстрация нарисованная художником – иллюстратором Ю.А. Васнецовым.

- А какой художник мог нарисовать этот дом? (Чарушин). Подойдите с иллюстрациями этого художника.

- Посмотрите на свой домик внимательно. Сейчас будет звучать музыка, вы можете танцевать, а когда музыка остановится, найдите свой домик.

- Поменяемся иллюстрациями и поиграем еще раз.

4. Рассказ об оформлении книг художниками.

Звенит колокольчик, приглашает детей сесть.

- Ребята, послушайте о том, как работает иллюстратор над рисунками в книге.

Обычно художнику нравится рисовать что-то одно: или про животных, или про детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый, где он живет, как одевается. Затем делает много рисунков – набросков.

Каждый художник по - своему видит мир, его красоту, каждый по - своему видит героев, о которых рассказывает писатель.

Художник – иллюстратор придумывает и конструкцию книжки, ее оформление от начала до конца, расположение в ней текста, букв. Вот посмотрите, какие бывают книжки по конструкции: книжка – игрушка, книжка – раскладушка, книжка – малышка, книжка – образ. (Показать книги, обратить внимание на расположение в них иллюстраций).

Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.

5. Создание детьми книги о животных.

-А сейчас я предлагаю вам стать художниками – иллюстраторами и создать всем вместе книгу о животных. Каждый из вас нарисует животное, но необычным способом. Нужно обвести свою руку на листе. Пальцы расположить по желанию. Посмотреть внимательно, кто получился и дорисовать. Дети работают, звучит негромкая мелодия. Помогать детям советами. В конце рисунки рассмотреть. Дети мы из ваших рисунков сделаем книгу. Воспитатели запишут ваши рассказы о животных, и эту книгу можно будет рассматривать или подарить кому – нибудь.

Звенит колокольчик. Прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: Зимушка-зима

Занятие учит детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные сло...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».

Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой  анализ слов, формирование опыта  чтения слогов;   развитие связной речи, умение сравнивать, анал...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Перелётные птицы»

формирование навыков составления описательного рассказа с опорой на схему. Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам. Активизировать словарь по теме. Развивать внимание...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Школа. Школьные принадлежности»

1.Уточнитьзнания детей о школе, закрепить название и назначение учебных принадлежностей.2.Закрепить умение драматизировать художественное произведение последовательно и точно.3.Совершенствовать ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

                Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема"Пересказ татарской народной сказки "Три сестры".

Обогащать словарный запас детей. Способствовать развитию творческого воображения, вызывать желание изменить концовку сказки. Воспитывать нравственные качества, внимание, доброжелательное отношение к в...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема занятия: «Коли хорош, не хвастай: тебя и так заметят»

Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Заяц-хваста» в обработке А. Н. Толстого....


 

Комментарии

Фалеева Марина Геннадьевна

Нужное занятие, спасибо за конспект. Хотелось бы еще уточнить, что не все рисунки Евгения Рачёва "пронизаны русским духом". Очень много иллюстраций он создал по украинским, болгарским сказкам, сказкам народов Севера.