Воспитание толерантности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шанаева Галина Тихоновна

     Толерантному, интернациональному и патриотическому воспитанию детей в нашей стране уделяется большое внимание. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, страна, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

      Но не всё, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный, с точки зрения педагогики, выбор объектов, о которых следует рассказать детям.

     Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родной стране, педагог прежде всего должен сам хорошо знать её, необходимо продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данной страны, что есть только здесь, он должен подумать как и через что можно показать связь родного города со всей страной, подчеркнуть то, что наиболее ярко иллюстрирует российский образ жизни людей.

        Любая страна, любой край, область, даже небольшое село – неповторимы. В каждом месте своя природа: одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря. Везде есть особенные, дорогие его жителям тропинки, деревья. В одном городе множество заводов, фабрик, высоких домов, широких проспектов. Другой город хотя и маленький, но славен своим прошлым, памятниками старины и своими достопримечательностями и т.д.

       Неповторимы люди. Везде есть свои артисты и спортсмены, свои художники и поэты и другие люди, которые прославили свою страну трудом.

     Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущим является труд машиностроителей, в другой – животноводов, овощеводов, в третьей – рыбаков, хлопкоробов и т.д. Замечательно и неповторимо народное творчество: умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, Палех, Мстера прославились искусством лаковой миниатюры, село Богородское радует малышей деревянными игрушками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_rabot_tolerantnost.doc710 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Детский сад комбинированного вида № 582 ЗОУО ДО г. Москвы

Тема: «Воспитание толерантности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель подготовительной

логопедической группы № 6

Шанаева Г. Т.

Москва 2011 год

Толерантному, интернациональному и патриотическому воспитанию детей в нашей стране уделяется большое внимание. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, страна, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Но не всё, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный, с точки зрения педагогики, выбор объектов, о которых следует рассказать детям.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родной стране, педагог прежде всего должен сам хорошо знать её, необходимо продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данной страны, что есть только здесь, он должен подумать как и через что можно показать связь родного города со всей страной, подчеркнуть то, что наиболее ярко иллюстрирует российский образ жизни людей.

Любая страна, любой край, область, даже небольшое село – неповторимы. В каждом месте своя природа: одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря. Везде есть особенные, дорогие его жителям тропинки, деревья. В одном городе множество заводов, фабрик, высоких домов, широких проспектов. Другой город хотя и маленький, но славен своим прошлым, памятниками старины и своими достопримечательностями и т.д.

Неповторимы люди. Везде есть свои артисты и спортсмены, свои художники и поэты и другие люди, которые прославили свою страну трудом.

Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущим является труд машиностроителей, в другой – животноводов, овощеводов, в третьей – рыбаков, хлопкоробов и т.д. Замечательно и неповторимо народное творчество: умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, Палех, Мстера прославились искусством лаковой миниатюры, село Богородское радует малышей деревянными игрушками.

Каждый край знаменит еще и тем, что здесь жили люди, которые стали известны всей стране, и даже всему миру. Волжане, например, гордятся тем, что на берегах великой Волги жили В.И. Ленин, М. Горький и Н. Бауман; дети Тульской области, конечно, должны знать, что в Ясной Поляне жил
Л.Н. Толстой, а дети села Михайловского – что на их родине жил
А.С. Пушкин; село Константиново полно воспоминаниями о С.А. Есенине.

Дети должны знать и героев, защищавших от врагов их родной край, страну, Родину: на Дальнем Востоке сражался с врагами и погиб С. Лазо, на Урале – В.И. Чапаев, в Московской области – Зоя Космодемьянская и многие другие. В годы Великой Отечественной войны люди разных национальностей проявляли огромный героизм, защищая страну от врагов. Рассказы о героях разных национальностей помогут детям понять, как проявляется истинное братство народов, пролетарский интернационализм.

Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родная страна, родное село.

Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был край, город, село, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- здесь, как и повсюду в стране, люди трудятся. Они трудятся для блага и счастья всех, всегда готовы помочь друг другу; их труд, как и труд всех людей, почетен; результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности;

- в родном городе, районе, селе, как в других местах, соблюдаются трудовые и боевые традиции: празднование знаменитых дат, почтение памяти погибших героев, проводы новобранцев на службу в армию, традиционное чествование героев труда, празднование дня урожая и т.д.;

- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о благосостоянии народа, о детях;

- в родном краю могут жить люди разных национальностей; их совместный труд, дружба, взаимопомощь становятся иллюстрацией к тому, что в нашей стране, как в единой семье, живут люди разных национальностей;

- здесь, как и по всей нашей стране, берегут и охраняют природу;

- всех российских людей объединяет любовь к своей стране, уважение к трудящему человеку, готовность встать на защиту Отечества.

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдения, окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родное село, поселок или город является частью страны, одним из многих, ему подобных, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны – рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении. При этом следует ориентироваться на программу воспитания в детском саду.

В «Программе воспитания в детском саду», под редакцией   Васильевой,      г., в подготовительной группе в отделе по ознакомлению с окружающим стоят следующие задачи:

Родная страна. Расширять представления о родном крае. Углублять и уточнять представления о Родине – России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране и мире, воспитывать чувство гордости за свою страну. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне. Расширять представления детей о Москве – главном городе, столице России.

Продолжать расширять знания детей о государственных праздниках.

Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Приобщать детей к истокам народной культуры.

Наша планета. Рассказать детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран. Учить пользоваться картой: показывать на карте, на глобусе континенты и страны, заинтересовавшие детей. Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе России, а также элементарные сведения об экономической и социальной структуре страны. Однако не всякие сведения такого характера в одинаковой мере способствуют воспитанию высших нравственных чувств. Поэтому при отборе познавательного материала педагог должен руководствоваться следующими принципами:

  1. Определять какие воспитательные задачи можно решать, исходя из конкретного познавательного материала, как использовать воспитательные возможности данного познавательного материала.

Например, раскрытие понятий «город», «село» помогает воспитанию положительного отношения детей к труду людей, пониманию взаимосвязи между трудящимися города и села, значимости любого труда человека.

Краеведческий материал (названия некоторых улиц, достопримечательности родных мест) дает возможность воспитывать у детей интерес к истории родного края, города, к событиям недавнего прошлого, учит гордиться героизмом российского человека.

При ознакомлении с Москвой – столицей нашей Родины – решается задача воспитания уважения к нашему правительству, которое стремится, чтобы все люди нашей страны жили счастливо.

  1. Отбирать познавательный материал, содержание которого в наибольшей мере способствует воспитанию патриотических чувств. Раскрытие этих тем поможет ребенку понять наиболее характерные черты российского человека, особенности социалистических отношений, специфику общества.

Знания о родной стране дети получают в основном на занятиях, которые можно условно разделить следующим образом:

- занятия, имеющие целью дать детям конкретные представления о родной стране на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);

- занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры и др.);

- занятия, во время которых дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).

Планируя работу по патриотическому воспитанию, педагог непременно намечает, какие игры (сюжетно-ролевые, строительные) он может провести с детьми, что может предложить им сделать самим, какие дать темы для рисования, конструирования, аппликации.

Формирование представлений о родной стране связано с осознанием детьми довольно сложных понятий: «город», «село», «столица», «страна». Непонимание или неправильное понимание ребенком какого-либо одного понятия ведет за собой целую цепочку ошибок. Например, дети могут путать «страна», «город» и на вопрос «Как называется страна, в которой мы живем?», давать название своего поселка или города. Чтобы такого не случалось, нужно постепенно вводить эти понятия, используя доступные примеры. Объяснения, повторенные в разных ситуациях, лучше запоминаются детьми.

Воспитание дошкольников в духе дружбы между народами, уважения к трудящимся всех национальностей – одна из задач воспитания подрастающего поколения. Необходимость интернационального воспитания детей, в том числе и дошкольников, вытекает из интернациональной сущности Российского государства, направленной на упрочение международной солидарности, братских связей с трудящимися всех стран. Интернациональное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также гордости от сознания своей принадлежности к российскому народу.

В соответствии с этим можно наметить основные направления, по которым строится работа по интернациональному и патриотическому воспитанию в детском саду.

Прежде всего, это воспитание у дошкольников дружелюбного отношения к детям других национальностей. Выделение этого направления приобретает особую важность потому, что состав большинства детских садов страны многонационален.

Интернациональное воспитание предполагает также обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, искусством народа той страны, где он живет.

Детям всех других республик и стран следует рассказывать о русском народе. Это определяется особой ролью русского народа в истории нашей страны. Кроме того, для многих людей разных национальностей русский язык является вторым родным языком, поэтому знакомство детей с русской культурой (сказки, песни, стихи, картины, музыка) оказывается очень актуальным.

Рассказывая детям о жизни и труде разных народов, следует подвести их к пониманию интернациональных связей, взаимопомощи, показать, что это ведет к расцвету каждого народа и всей страны в целом.

Знакомя дошкольников с какой-либо страной, необходимо дать им элементарные географические сведения: рассказать об особенностях ее климата (в сравнении с данной республикой или страной), ландшафта (леса, реки, море), основных природных богатствах (нефть, уголь, хлопок, хлеб).

Следует также познакомить детей с литературой, художественным творчеством, музыкой, изобразительным искусством народа этой страны, провести некоторые национальные игры, дать попробовать национальные блюда, рассказать о традициях этого народа.

Правильно организованная в соответствии с перечисленными выше работа по интернациональному и патриотическому воспитанию дошкольников при условии использования краеведческого материала, художественной литературы, произведений искусства, общения между детьми, включения их в разнообразную деятельность позволит сформировать у ребят начальные представления о новой общности людей – российский народ, о том, что объединяет людей: общий труд, стремление к миру, любовь к Родине, высокие нравственные качества, искусство, готовность всегда защищать свою страну от врагов.

В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду и с учетом местных условий мы запланировали познакомить своих детей со столицей нашей Родины Москвой и страной Россией и параллельно познакомить с другой страной, как например: Англией – столица Лондон.

Мы решили планировать весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно, в определенной системе.

Наиболее целесообразно планировать материал по темам:

месяца

Москва – Россия

Лондон – Англия

сентябрь

«Географические сведения, родная природа, знакомство с картой».

«Географическое расположение Англии, знакомство с глобусом».

октябрь

«Флаг, герб, гимн».

«Флаг, герб, гимн».

ноябрь

«О правительстве и о народах нашей страны».

«Об Английской Королеве и правительстве Англии».

декабрь

«Москва – столица России».

«Лондон – столица Англии».

январь

«Достопримечательности Москвы».

«Достопримечательности Лондона».

февраль

«Писатели и поэты о России и о Москве».

«Знакомство с фольклором Великобритании».

март

«Твои защитники» (о Советской Армии в годы войны)».

«Английский народ в годы Великой Отечественной войны».

апрель

«Русские народные игры, танцы и песни».

«Английские песни, танцы и игры».

Праздник «Фестиваль Мира. Россия – Англия».

Работая по каждой теме, мы включали занятия, игры, труд, свободную деятельность детей и в конце получился замечательный праздник.

Тематическое планирование способствовало эффективному усвоению нашими детьми знаний о своей стране и об Англии; помогало им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, а также, что чрезвычайно важно, способствовало воспитанию чувств.

Взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем помогало формировать представления детей в довольно короткие сроки. Еще Я.А. Коменский писал, что надо «поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело», чтобы всякая работа приносила более чем один результат. Здесь общее правило состоит в том, чтобы всегда и везде брать вместе то, что связано одно с другим». (Коменский Я.А. «Великая дидактика», - Избр пед. соч. М. 1939 г. т.1 с. 200-201).

Патриотическое и интернациональное воспитание дошкольников и прежде всего пробуждение у них любви к родному краю и изучению другой страны, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы.

В чем же в данном случае заключается комплексный подход?

Патриотическое и интернациональное воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю или уважения к другой стране без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводятся в соответствии с задачами воспитания, а также с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств и интернационального воспитания.

В процессе воспитания, в процессе ознакомления детей с необходимым материалом создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет или прочтет им воспитатель.

Так, например, мы ребят знакомили с английским народом. Они узнали, где они живут, о Великобритании, о столице Лондоне, об Английской Королеве и т.д. – и самостоятельно могут заключить, кто же такие англичане, что характерно для этого народа, в чем их общественная значимость.

Мы постарались так организовать сообщение детям знаний о родной стране и других странах, чтобы вызвать у них познавательную активность, развить любознательность. Наблюдения окружающей жизни и усвоение знаний способствовали развитию образного и логического мышления ребенка.

В процессе работы по патриотическому и интернациональному воспитанию детей решаются также задачи и эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогало яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о воинах, о труде, о природе родной страны, изучая Английский фольклор, танцы и игры, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает детям воспринимать то, чего они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представить то, что им хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства.

Взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, красоту людей труда, удивительные города и страны. Прогулка в лес, в поле, к реке предполагает решение комплекса задач: познавательной, эстетической и в конечном счете нравственной.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, иллюстрации по сказкам и т.д. Чем интереснее и целенаправленнее педагоги организуют наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.

Такую задачу можно решить, только умело сочетая наблюдения непосредственного окружения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Искусство шире откроет ребенку окно в мир, поможет сделать необходимые обобщения, будет способствовать пробуждению чувств и детского творчества.

Работа по патриотическому и интернациональному воспитанию дошкольников связана и с их физическим воспитанием. Изучение разных видов спорта, русских народных и английских игр побуждает детей расти сильными, ловкими и здоровыми.

Мы, педагоги, должны найти для детей такую деятельность, чтобы содержание ее согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребенку. Для этого нам педагогам нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.

Как же на занятиях, в играх, в трудовой деятельности мы решали задачи патриотического и интернационального воспитания?

На занятиях наши дети получали знания о своем родном крае, о событиях, происходящих в другой стране. Поскольку главная цель сообщения этих знаний детям – формирование у них определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических и интернациональных чувств, педагоги продумывали форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленную задачу, мы думали об использовании специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку занятия.

Тематическое планирование помогало нам педагогам правильно дозировать познавательный материал, устанавливать логическую связь между различными сообщаемыми детям сведениями. Правильная дозировка материала во многом определяла качество усвоения.

Важно, чтобы наши дети активно думали, воспринимая материал. Этому помогали такие методические приемы, как сравнения, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение ставить вопросы друг другу, воспитателю, игровые приемы и др.

Прием сравнения совершенно необходим на занятиях, на которых мы наших детей знакомили с российским и английским народом (сравнивали английских людей с народами нашей страны (что общего и различного в характере труда, быте людей разных национальностей), с природой (сравнивали природу Англии и нашей страны) и т.д.

Сравнения помогали формированию у детей конкретных, ярких представлений, активного отношения к окружающей жизни. Мы старались приучать детей самостоятельно анализировать увиденное или услышанное, делать обобщения, приходить к выводу. Мы не сразу давали исчерпывающий ответ, если видели, что ребенок может и сам найти его. В таких случаях мы предлагали ему подумать, вспомнить то, что он знал раньше, сравнить с тем, что узнал только что.

На занятиях, когда мы сообщали новые сведения о различных городах, достопримечательностях, об армии, о народах, о природе и т.д., целесообразно для развития у детей любознательности, интереса к предмету разговора, предлагали им задавать вопросы педагогу.

Например: Дети, сегодня я рассказала вам об Англии. Вы узнали, что Лондон – главный город этой страны, рассмотрели флаг, узнали много нового об этом удивительном городе. А что еще вам хотелось бы узнать об Англии, об англичанах? Дети, как правило, задают много вопросов: Почему в Англии правит Королева? Какие песни поют англичане? Сколько времени нужно лететь на самолете до Лондона? Как по-английски «спасибо», «здравствуйте» и т.п.

Ответить на все вопросы детям на одном занятии невозможно, да и нет необходимости. Поэтому, ответив на один-два вопроса, связанных непосредственно с темой сегодняшнего занятия, воспитатель записывает остальные. Мы предлагали детям поискать ответ в иллюстрациях к книге, спросить у родителей, подумать самим и следующее занятие по данной теме начинали обязательно с ответов на эти вопросы. Мы отвечали на вопросы не только на занятии, но и во время игры, самостоятельной деятельности детей, при составлении альбома по английским сказкам и т.д. Для нас было важно, чтобы дети получили ответы на все свои вопросы.

Использование на занятии игровых приемов важно одновременно и для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Это могут быть игры упражнения типа:

Столица России – Москва,

А столица Англии – Лондон

или

Главная река в городе Москве – Москва,

а в Лондоне?

В Лондоне – Темза.

Такие игры-упражнения хорошо проводить при закреплении материала, они легко воспринимаются детьми и часто переносятся ими с занятий в повседневную жизнь.

Полезно включать в занятия дидактические игры. Вот, например, игры: «Назови достопримечательности Москвы и Лондона» или «Назови любимые сказки английских и российских детей» и т.д. Игры проводились, чтобы закрепить знания детей, полученные на занятии.

Эмоциональная атмосфера на занятии играла большую роль в воспитании чувств детей. Многое зависело от того, как мы педагоги прочтем рассказ, стихи, какими словами, с какой интонацией расскажем о героях войны, о любимом городе, в котором они живут. Искренность чувств взрослого непременно передавалась и нашим воспитанникам.

Очень эффективным средством, способствующим и усвоению нового материала, и воспитанию чувств детей, является использование на занятиях в различных сочетаниях художественной литературы, произведений изобразительного искусства, музыки, жизненного опыта детей. Выбор художественных средств и их сочетание зависят от темы занятия. На одном занятии можно ограничиться, например, только рассматриванием картины или чтением рассказа; на другом необходимо использовать комплекс средств – и музыку, и стихи, и живопись.

В работе по ознакомлению дошкольников с явлениями общественной жизни в числе других очень важны занятия изобразительной деятельностью, так как в лепке, в рисунке дети выражают свои впечатления от восприятия окружающей действительности. Занятия изобразительной деятельностью на темы общественной жизни, конечно решаются изобразительные задачи (передача движений, взаимодействия предметов, пространственное расположение). Однако воспитательная ценность этих занятий несомненна: нравственное воспитание осуществляется при постановке темы и через организацию занятия.

Темы занятий могут быть разными, но они обязательно согласуются с теми знаниями, которые дети получают на других занятиях. Примерные темы для рисования: «Улицы моего родного города», «Высотные здания Москвы». Иллюстрируем русские народные сказки и английские сказки, «Иллюстрируем по произведениям английских авторов» и т.д.; для лепки: «Советский воин», «Пограничник с собакой» и др.

Проводя итоговое занятие по теме: «Природа нашей страны» в подготовительной к школе группе, детям мы предложили краски, карандаши, пластилин, чтобы выбрав тот материал, который ему больше нравится и больше, как ему кажется, подходит для воплощения его замысла, каждый мог изобразить лес или реку, озеро, зимний или летний пейзаж и т.д.

Такие занятия носят творческий, активный характер, интересно детям и дает воспитателю большую возможность для уточнения глубины знаний детей и характера, формирующегося у них отношения к явлениям общественной жизни.

Следует остановиться на особенностях речевой работы во время занятий по ознакомлению детей с родной страной, с явлениями общественной жизни. В своих рабочих планах в занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи мы в их программном содержании выделяли не только речевые задачи (обогащение словаря, обучению рассказыванию, связной речи), но и выделяли формирование представлений и воспитание чувств.

Словарная работа у наших детей логопедических групп бесспорно преобладает, что способствует в процессе расширения представлений детей и воспитание их чувств на занятиях по патриотическому воспитанию.

Например: «Города, села, реки, моря, леса республики – все это вместе называется страна, страна, где мы живем, - Россия; республика меньше страны, но и в ней есть свои города, села, реки, леса».

Обогащение речи, умение правильно пользоваться словом, строить фразы способствуют и лучшему усвоению полученных на занятиях представлений, и выражению чувств и переживаний детей.

Представляем вашему вниманию конспекты занятий:

Тема: «Москва - столица нашей Родины»

Цели и задачи:

  1. развивающие: тренировка зрительной памяти, повышение устойчивости внимания;
  2. познавательные: формирование представлений о Государственном Флаге России; закрепление понятий «столица», «Москва - столица нашей Родины»;
  3. воспитательные: воспитание чувства уважения к Государственному Флагу, чувства товарищества, стремления прийти на помощь, видя затруднения других; воспитание любви к своему городу, к своей стране.

Сценарий занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Я слышала, что вы очень любите играть? В какие игры вы играете? (Возможные ответы детей). Молодцы! Очень интересно рассказываете. Я тоже люблю играть. Мне нравятся многие игры (названия). А еще мне очень нравится играть в «Путешественников». Вы знаете, кто такие путешественники? (Возможные ответы). Правильно, путешественники открывают новые земли, описывают все, что они увидели в пути, рассказывают о разных городах, странах. Чтобы быть путешественником, нужно очень много знать, много уметь, быть сильным, выносливым, внимательным.

А вы хотите быть путешественниками? А вы - сильные? Смелые? Много знаете? Сейчас я проверю, можно ли с вами отправляться в путь.

Вы знаете, что на свете много разных стран, городов. А мы с вами в каком городе живем? Правильно, мы живем в городе, который называется Москва.

А в какой стране мы живем? (Если дети не могут ответить сразу, надо задать вспомогательные вопросы).  На каком языке говорим? Значит, мы с вами (русские). И теперь легко догадаться, что страна наша  называется… (Россия). Правильно, молодцы, сами догадались! Послушайте, какое красивое слово - Россия! Давайте попробуем его вместе сказать: Россия! Замечательное слово, очень хорошее, доброе.  И добрые люди живут в нашей стране - россияне, русские.

У каждой страны есть свой главный город. Самый главный город называется столица. В нашей стране, в нашей России, главный город - Москва. Москва - это столица нашей России. И в каждой стране есть свой Флаг. Флаг нашей страны, нашей России, вот такой (показывает) - бело-сине-красный. Правда, красивый наш флаг? Его нужно всегда правильно держать, чтобы белая полоска была сверху (Рассматривая флаг, можно несколько раз «по ошибке» поставить его кверху красной полосой или повернуть набок. Если дети не поправят воспитателя сами, не заметят ошибки или не обратят внимания, обязательно объясните им еще раз, что у каждого флага лишь одно положение является правильным, у российского - белая полоса сверху).

Теперь, если вы где-то увидите такой флаг, то сразу догадаетесь, что это флаг какой страны? (Ответы детей).

Да, я вижу, что вы много знаете: и в какой стране мы живем, и в каком городе, и даже флаг наш теперь от других отличаете. А сейчас посмотрим, какие вы сильные и выносливые, как умеете делать зарядку, можно ли с вами отправляться в путешествие.

Итак, веселая зарядка!

        Хлоп! Хлоп! Хлоп, хлоп, хлоп!

        Хлопаем все вместе!

        Прыг! Прыг! Прыг, прыг, прыг!

        Прыгаем все вместе!

        Мы летим! Мы летим! Мы летаем вместе!

        Мы плывем! Мы плывем! Мы плаваем все вместе!

Молодцы! Хорошо у вас получается! Вы и плавать умеете, и прыгать, и даже летать. Настоящие путешественники!

А теперь посмотрим, какие вы внимательные! Приготовьте свои «бинокли» (показать, как ладони «превращаются» в бинокли).  Мне кажется, у нас скоро будут гости. Интересно, узнаем мы с вами, кто это или нет! (Пока ребята рассматривают в свои «бинокли» комнату, воспитатель достает куклу Карлсона: можно использовать фонограмму «шум мотора»).

Ну что, отгадали, кто к нам в гости пожаловал?

Карлсон. Привет, ребята! (Здесь и далее в роли всех кукол, за небольшим исключением, выступает воспитатель).

Дети. Привет, Карлсон!

Карлсон. Да, это я - Карлсон, который живет на крыше. Карлсон - самый лучший в мире путешественник! Путешествую по разным городам и странам. Побывал уже почти везде: и в Америке, и в Англии. Да вот что-то моторчик у меня забарахлил, - наверное, варенья поесть нужно. У вас варенье здесь есть? Нет? Ну, я так не играю! К вам прилетает лучший в мире путешественник, а у вас даже варенья нет!

Воспитатель. Карлсон, подожди, не сердись. Мы же не знали, что сегодня у нас будет такой замечательный гость, как ты. А в следующий раз дети тебя обязательно чем-нибудь угостят. Ты погости у нас, посмотри, как здесь хорошо, красиво.

Карлсон. Да, я и сам вижу, что красиво. Я еще, когда летел, заметил: флажок какой-то. Я и приземлился. Что это за флажок?

Дети. Российский.

Карлсон. Российский?! Не может быть! Это куда же я тогда прилетел, в какую страну?

Дети. В Россию.

Карлсон. Так это вы что же, в России живете? А столица у вас в России какая? (Ответы детей). Москва?! Никогда в Москве не был. Как интересно! Так что, значит это - Россия, город Москва, а это - ваш российский флаг? Значит, вы живете в России и говорите на русском языке, да? А вот во Франции говорят на французском, а в Китае - на китайском. А вот в Англии на каком языке говорят? Молодцы! А в Японии? В Америке? (Поправить ответы детей, пояснив, что в Америке говорят на английском языке, однако иногда этот язык называют «американский английский язык»). Вы - молодцы, все знаете! Вас можно брать с собой в путешествие!

Воспитатель. Карлсон, но ребятам сейчас пора собираться на прогулку.

Карлсон. А еще придете? Мне у вас очень понравилось! А больше всего мне знаете, что понравилось? Ваш российский флаг. Он такой яркий, такой красивый. У меня в домике на крыше есть много всяких разных флажков, но вот такого я никогда не видел.

Воспитатель. А мы можем подарить тебе на память этот флажок. Правда, ребята?

Карлсон. Вот спасибо! Какие добрые малыши!  А теперь пора прощаться! До свидания.


                Тема: «Знакомство с Великобританией»

Цель:  Формирование элементарных представлений о незнакомой стране, ее истории; развитие любознательности, расширение кругозора, закрепление навыков работы с географической картой; развитие наглядно-обзорного мышления.

Примерный ход беседы

Воспитатель. Вы уже знаете, что Винни-Пух со своими друзьями живет в стране, которая называется Великобритания. Какое длинное слово! Кажется, что и произнести-то его трудно. На самом деле все просто.

Попробуйте вместе со мной сказать: «Бри-та́-ния». Так эта страна называлась давным-давно, когда в ней жили рыцари. Да, самые настоящие рыцари! Как вы представляете себе рыцарей? (Возможные ответы детей: они живут в замках; у них есть доспехи, мечи; они умеют скакать на лошадях).  Молодцы!

Рыцари были очень храбрыми воинами, они умели постоять за себя. Жили они в красивых, хорошо укрепленных замках.  В те давние времена эта страна называлась… (Воспитатель дает детям возможность самим вспомнить слово: если нужно - приходит на помощь)  Бри-та́-ния.

С тех пор утекло немало времени, многое изменилось. Уже не устраивают рыцари боевых турниров, да и самих рыцарей можно теперь увидеть лишь в музее, в книге или в фильме. В стране, где жили рыцари, живут теперь обыкновенные люди, такие же, как и мы с вами. Они ходят на работу, в школу, в детский сад. Играют, рисуют, дружат. И очень любят свою страну, которая называется ВЕЛИКАЯ БРИТАНИЯ (с выделением слова «Великая»).

Попробуйте сказать вместе со мной: «Вели-кая Бри-та́-ния». А можно сказать и так: «Велико-бри-та́-ния». Попробуйте! (Воспитатель может, проговаривая слово вместе с детьми, хлопать в ладоши на каждый ударный слог).

Хотите, я покажу вам, где можно найти Великобританию на карте?

Географическая карта - постоянный атрибут занятий. Она всегда находится на одном и том же месте в группе. Дети могут рассматривать карту и играть с ней не только на занятиях. Карта - новый для детей объект изучения, поэтому их необходимо познакомить с картой (на занятиях по ознакомлению с окружающим миром или по английскому языку). Дети должны научиться находить и показывать на карте свою страну, ее столицу, свой родной город;  ориентироваться в общепринятых цветовых обозначениях. На карте можно прикрепить маленький российский флажок, который станет зрительной опорой при работе с ней.

Воспитатель. Итак, давайте попробуем отыскать ВЕЛИКОБРИТАНИЮ  на карте. Вот она, страна, окруженная морями.

Показывает Великобританию, затем дает детям возможность сделать это самостоятельно, обращая их внимание на то, как нужно работать с указкой. Дети прикрепляют к карте маленький флаг Великобритании.

В конце беседы можно задать вопросы:

  1. О какой стране мы с вами сегодня узнали?
  2. Как эта страна называлась раньше?
  3. Кто жил в этой стране в давние времена?
  4. Сможете ли вы найти эту страну на карте?

Лондон - столица Великобритании

Цель. Закрепление понятия «столица» (Москва - столица нашей родины); формирование представления о том, что в каждой стране есть столица; расширение кругозора, развитие любознательности; развитие наглядно-образного мышления, зрительной памяти, умения анализировать и сравнивать.

Примерный ход беседы

Воспитатель. Посмотрите на карту. Вы уже можете показать на ней страну, где мы с вами живем. (Дети, ориентируясь на флажок, прикрепленный на карте, показывают Россию). Молодцы! Это - РОССИЯ. Это страна, где мы с вами живем.

А кто из вас самый внимательный и сможет показать на карте Москву? (Дети показывают: воспитатель при необходимости приходит на помощь. На карту кроме российского флажка можно прикрепить какой-нибудь символ Москвы). Это - Москва. Наш главный город, наша столица. У каждой страны есть свой главный город, своя столица. Какие еще страны вы знаете? (Возможные ответы детей). На нашей карте есть еще один флажок.  О какой стране он напоминает? Правильно, он помогает найти на карте ВЕЛИКОБРИТАНИЮ. Кто из вас может показать Великобританию на карте? Молодцы! Как называется эта страна? (Великобритания). А мы с вами в какой стране живем? (В России). В России какой главный город, какая столица? (Москва).

А какая столица в Великобритании? Я вам подскажу. В Великобритании, как и в любой стране, есть главный город, есть столица. Это - ЛОНДОН. Давайте вместе с вами скажем: «Лондон». Интересное слово, как будто колокол на старинной башне звонит: «Дон! Дон! Лон-дон». (Напоминаем еще раз о важности эмоционального предъявления новых слов. При проговаривании слова «Лондон» можно жестом изобразить, как звонит колокольчик).

Красивый город Лондон, очень древний, немного сказочный. Все старинные города немного сказочные. И наша Москва тоже сказочная: древний Кремль, его зубчатые башни, церкви с позолоченными куполами. Все как будто из сказки! И это не удивительно, ведь Москве очень много лет, так много, что и представить себе это сложно.

Лондон - тоже очень древний и тоже немного сказочный город. Там много старинных замков. Есть даже королевский дворец. Да, самый настоящий королевский дворец, в котором живут настоящие король и королева.

Правда, похоже на сказку? Но вы еще больше удивитесь, если я скажу, что в Великобритании есть не только король и королева, но еще и принц и принцессой. Совсем уж чудеса, не так ли? Вот какой это старинный и немного сказочный город Лондон, главный город Великобритании. Столица Великобритании.

В конце беседы воспитатель может предложить детям игру «Помоги друзьям попасть домой!».

Материал, необходимый для игры. Географическая карта; маленькие портреты рыцаря, королевы и короля, Винни-Пуха и его друзей, героев русских сказок, закрепленные в разных местах карты обратной стороной (по числу детей); самолет и воздушный шар, иллюстрации).

Ход игры

Воспитатель. Все любят путешествовать. Герои сказок и литературных произведений тоже любят путешествовать. Они посещают разные страны, знакомятся там со взрослыми и детьми, дарят им свои книги. Мы с вами знаем Карлсона, а ведь он живет в Швеции. Нам очень нравятся Винни-Пух и его друзья… А в какой стране они живут? Правильно, в Великобритании. Как бы мы узнали этих сказочных персонажей, если бы книги и мультфильмы не путешествовали по разным странам? Посмотрите, как далеко разъехались по свету наши друзья! (Показывает на карту). В гостях хорошо, но пора возвращаться домой. Пилот может доставить их в любую страну, в любой город. Кто будет пилотом? Саша будет пилотом, он будет управлять самолетом или воздушным шаром.

Дети располагаются поближе к карте, по очереди переворачивают портреты, показывают их всем, при этом происходит примерно такой диалог:

Ребенок. Это Винни-Пух. Он живет в Волшебном лесу, а Волшебный лес находится в Великобритании.

Пилот. На чем мы полетим в Великобританию?

Ребенок. На воздушном шаре.

Пилот. Полетели! А вот и Великобритания!

(Воспитатель может принимать участие в игре. Игра закончена, когда все игроки оказываются в своих странах (их портреты прикрепляются на карте возле флажков).

Что нужно для занятия: политическая карта мира; маленькие флажки; иллюстрации: Королевский дворец, Король и Королева; наглядный материал для игры.


Знакомство с Лондоном

Цель: Закрепление понятия «столица» («Лондон - столица Англии»); формировать представление о том, что в каждой стране есть столица и ее достопримечательности; расширение кругозора; развитие любознательности; развитие наглядно-образного мышления, зрительной памяти, умение анализировать и сравнивать.

Воспитатель. На свете много стран. Вы можете назвать какие-нибудь из них?

(Возможные ответы детей). Некоторые страны вы можете не только назвать, но и показать на карте. Какие это страны? (Дети показывают Россию и Великобританию; воспитатель еще раз обращает их внимание на то, как надо работать с указкой). Молодцы!

Я уверена, что вы сможете назвать и столицы этих стран. Какой главный город в России? Правильно, Москва - главный город, столица России.

А какой главный город в Великобритании? (Если вопрос вызвал затруднение, воспитатель может повторить уже знакомый жест, изображающий, как звонит колокольчик и шепотом сказать: «Дон! Дон!»). Молодцы! Конечно, Лондон. Красивый, старинный город Лондон - столица Великобритании.

В Лондоне, как в сказке, есть настоящий… (королевский дворец), а во дворце живут настоящие… (король и королева). Вот, как много вы уже знаете!

А еще в Лондоне есть старинная башня с часами. Ей уже больше ста лет. Вот, какая старая башня. Но, несмотря на свой почтенный возраст, она по-прежнему остается одной из самых красивых в мире.

А кто знает, как называется башня с часами в Кремле? Правильно, Спасская башня с часами-курантами, она находится в Кремле - древнем центре Москвы, столицы нашей Родины, столицы России. Она тоже очень красивая, хотя и очень-очень древняя, намного старше лондонской башни.

Итак, у нас - Спасская, а как же называется башня в Лондоне. У нее забавное имя: Big Ben. Именно так зовут эту башню. Давайте скажем вместе: «Big Ben». Вот какое у нее имя. Я открою вам маленький секрет. На самом деле этим именем «Big Ben» сначала, очень давно, называли самый большой колокол из пяти часовых колоколов этой башни. Чтобы бой часов был слышен далеко вокруг, на всех часовых башнях вешали колокола. Эти колокола звонили. Звон разносился по всей округе, и люди по звону могли определить время. Так вот, на этой Башне било целых пять колоколов.

Самый большой и громкий называли «Big Ben».

Люди так привыкли говорить «Big Ben» при бое часов, что вскоре и саму башню стали называть только так: Big Ben. Так зовут ее и сейчас.

Рассмотрите ее. Какая она стройная, ажурная… Если вы теперь по телевизору или в книге увидите эту башню, то узнаете ее и, конечно, вспомните ее имя…( Big Ben). И сразу загадочно улыбнетесь: ведь теперь и вы знаете секрет этой башни.

В конце беседы воспитатель может предложить детям поиграть в игру «Утро, вечер, день и ночь».

Ход игры (аналогичной игре «Море волнуется раз…»). Выбирают ведущего - колокол часов на башне Big Ben. Ведущий отворачивается, дети говорят:

        Big Ben - это башня.

Поиграть мы с ней не прочь

В «Утро, вечер, день и ночь»!

Ведущий звонит в колокольчик и говорит: «Утро!» Дети имитируют загаданные ими действия, которые совершаются утром (чистят зубы, умываются, делают зарядку и т.д.). Ведущий должен назвать эти действия. При слове «ночь» ведущий быстро поворачивается лицом к детям: кто не успел замереть («я сплю»), тот и становится ведущим или отдает свой фант. После слов «вечер» и «день» дети изображают действия, типичные для этого времени суток.

Если за свои ошибки дети отдают фанты ведущему, то после окончания игры устраивают маленький концерт: ведущий отворачивается и на вопрос «Что этому фанту делать?» дает задание (например, спеть песню, загадать загадку, прочитать стихотворение и т.д.).


Беседа: «Знакомимся с фольклором Великобритании»

Цель. Развитие произвольного запоминания, внимания, тренировка языковой догадки и интонационного слуха; закрепление представлений о русском фольклоре, знакомство с английскими народными песенками («Сказки Матушки Гусыни»); воспитание интереса и уважения к русской культуре, к русским традициям, а также к культуре и традициям других народов.

Примерный ход беседы

Воспитатель. Я хочу с вами поиграть! Поиграть в песенки-потешки. Я слышала, как вы на утреннике (на музыкальном занятии, на прогулке, в группе и т.д.) их рассказывали. Вы, наверно, много прибауток, считалок, потешек знаете? Давайте посоревнуемся: я начну песенку, а вы, если знаете, как ее продолжить, - закончите. Потом начнете вы, а я закончу. Посоревнуемся? Хорошо! Я начинаю! (Право «первого хода», если есть время, можно разыграть; игру могут начать и дети; ниже приводятся тексты песенок-потешек - в помощь воспитателю).

Петушок, петушок,
Золотой гребешок, (…)

Масляна головушка

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Ване спать не даешь?

                ***

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели, (…)

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

                ***

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила. (…)

Этому дала.

Этому дала.

Этому дала.

Этому дала.

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил -

Тебе нет ничего.

            ***

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса. (…)

Расти, косынька, до пят -

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся, -

Маму, дочка, слушайся.

Молодцы! Нелегко с вами соревноваться! Все вы знаете! А сейчас я трудный вопрос задам. Все эти русские народные песенки, потешки, считалки кто придумал? Правильно, конечно, народ. Они потому и называются русские народные, что их придумал русский народ.

Люди в разные времена сочиняли для своих детей смешные песенки, забавные потешки; дети вырастали и рассказывали их свои детям, а те - своим… и так много-много лет! Так дошли эти песенки и до нас с вами.

Я хочу открыть вам маленьких секрет. Дело в том, что у каждого народа есть свои песенки-потешки: и у русского, и у немецкого, и у английского… Русский народ придумывал их для своих детей на каком языке? Правильно, на русском. А немецкий народ складывал свои песенки на… (Воспитатель дает детям возможность самим догадаться). Правильно, на немецком языке. А английский народ? Конечно, на английском.

Все правильно, каждый народ придумывал песенки для своих детей на родном языке.

Хотите, я прочитаю вам несколько английских народных потешек? Послушайте и попробуйте догадаться, веселые эти песенки или грустные, смешные или серьезные. (Очень важно эмоциональное интонационно-ритмическое предъявление английского варианта потешек).

        Hey diddle diddle,

The cat and the Fiddle,

The cow jumped over the moon.

The little dog laughed

To see such sport,

And the dish ran away with the spoon.

There was a crooked man,

And he walked a crooked mile,

He found a crooked sixpence

Against a crooked stile;

He bought a crooked cat,

Which caught a crooked mouse,

And they all lived together

In a little crooked house.

И еще одна, которая называется «Гороховая каша».

        Pease porridge hot, pease porridge cold,

        Pease porridge in the pot, nine days old.

        Some like it hot, some like it cold,

        Some like it in the pot, nine days old.

Воспитатель. Вот какие веселые, забавные английские народные потешки я вам прочитала. Их придумал английский народ и, передавая от детей к внукам, сохранил до наших дней. Все потешки, песенки, считалки и прибаутки, которые они сложили много-много лет назад, англичане собрали в одну книгу и назвали ее «Сказки Матушки Гусыни».

Эта книга появилась более чем двести лет назад. Двести лет - это очень много! А некоторые стихи из этой книжки еще старше. Английские дети так же, как и вы, разучивают песенки-потешки. Только они рассказывают их на… Каком языке? На  английском языке.

Правильно: ведь они живут в Великобритании, там все говорят на английском языке и песенки эти придуманы… английским народом.

А вам хотелось бы узнать, о чем эти английские песенки? Их настроение вы определили правильно, а вот о чем они? Как вы думаете, можно ли это узнать? Что нужно для этого сделать? Правильно, нужно перевести эти песенки с английского языка на русский.

Мы уже говорили о том, что есть люди, которые умеют переводить с одного языка на другой. Их называют… Правильно, переводчики. Так вот, английские народные потешки из книжки «Сказки Матушки Гусыни» переводили на русский язык очень известные поэты. Я уверена, что вы их хорошо знаете и сразу догадаетесь, о ком я говорю. Это Корней Иванович (воспитатель дает детям возможность вспомнить и сказать самим) Чуковский и Самуил Яковлевич… Маршак. Молодцы! Эти песенки переводили и другие поэты, но переводы Чуковского и Маршака самые известные. Я уверена, что вы их тоже знаете. Когда я начну читать английские народные песенки, но уже на русском языке, вы сразу скажете: «А мы их уже слышали!».

Помните первую потешку, которую я прочитала по-английски?

        Hey diddle diddle,

The cat and the Fiddle…

Самуил Яковлевич Маршак перевел эту песенку на русский язык так:

        Играет кот на скрипке,

На блюдце пляшут рыбки,

Корова взобралась на небеса.

Сбежали чашки, блюдца,

А лошади смеются, -

Вот, - говорят, - какие чудеса!

А вторую песенку я вам прочту в переводе К.И. Чуковского:

Жил на свете человек,

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой

В скрюченном домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные мышки.

И стояли у ворот

Скрюченные елки,

Там гуляли без забот

Скрюченные волки.

И была у них одна

Скрюченная кошка,

И мяукала она,

Сидя у окошка.

Хотите, я вам еще почитаю английские народные песенки-потешки? (Из предложенных текстов воспитатель может выбрать несколько: дети могут помочь ему, читая по памяти знакомые строчки).

        Робин Бобин Барабек

        Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу.

Скушал церковь, скушал дом,

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит.

«У меня живот болит!»

(Пер. К.И. Чуковского)

                        ***

Считалка

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть, который час.

Час,

Два,

Три,

Четыре,

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон!

(Пер. С.Я. Маршака)

        

***

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз,

Длиннее был бы мой рассказ.

(Пер. С.Я. Маршака)

                ***

Ослик, ослик дорогой,

Рот, пожалуйста, открой,

Затруби и загуди,

Всех лентяев разбуди.

(Пер. С.Я. Маршака)

                ***

Дуйте,

Дуйте,

Ветры

В поле,

Чтобы мельницы

Мололи,

Чтобы завтра

Из муки

Испекли нам

Пирожки.

Пер. С.Я. Маршака)

                ***

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне,

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может

Шалтая,

Не может

Болтая,

Шалтая-Болтая,

Шалтая-Болтая,

Шалтая-Болтая собрать!

(Пер. С.Я. Маршака)

Воспитатель. Убедились в том, что многие из этих английских народных песенок-потешек вы знаете? У многих из вас даже книжки такие дома есть.

Но раньше вы не знали, что они английские. Зато теперь можете и маме с папой рассказать, и бабушке с дедушкой, что эти песни сочинил английский народ и поэтому они зазываются английские народные. Теперь вы знаете, что взяты эти песенки из английской книжки, которая называется… Правильно, «Сказки Матушки Гусыни». Эта книга появилась много-много лет назад, и в ней еще много разных песенок-потешек.

И еще вы знаете, что прочитать эти английские песенки на русском языке мы можем благодаря замечательным поэтам-переводчикам Самуилу Яковлевичу Маршаку и Корнею Ивановичу Чуковскому.

Далее воспитатель может показать детям рисунки к английским народным потешкам художника Е. Монина или иллюстрации к различным изданиям книг С.Я. Маршака и К.И. Чуковского. Воспитатель показывает рисунки - дети пытаются отгадать песенку, вспомнить, о чем она.

Затем воспитатель может предложить детям самим сделать рисунки к понравившимся песенкам, чтобы потом всем вместе отгадывать, к каким из них сделаны иллюстрации.

Детские работы следует рассмотреть, обсудить; устроить выставку детских рисунков «Мы читаем «Сказки Матушки Гусыни».


Игры, так же как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудом людей под влиянием понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя – поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

Одним из основных способов, стимулирующих длительные коллективные игры, является умело организованная беседа педагога с детьми.

Беседой можно подвести детей и к распределению ролей, функций между играющими. В беседе происходит и обмен мнениями о проведенной игре, которую следует продолжить.

В непринужденной беседе на темы самой интересной и увлекательной деятельности – игры – педагогу легче наладить контакт с ребятами, вызвать их на откровенные разговоры.

Большой интерес вызывают у всех детей игры в поездки и в путешествия. Они с увлечением играют в путешествия по городам: Москва, Лондон. Игры в путешествия способствуют развитию потребности детей в получении новых знаний о людях и о стране. Так, например, в процессе игр-путешествий по родной стране ребята подготовительной группы стремятся больше узнать о жизни людей в разных городах (Санкт-Петербурге, Мурманске, Владивостоке и т.д.). Зная об этом интересе детей, воспитателю легче дать им знания о том, как преобразовалась жизнь людей в нашей стране.

Одним из главных факторов патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания будущего гражданина. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада. Но не всегда ребята могут сами знать, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Например: педагог предлагает детям сделать к празднику английские и российские флажки.

Естественна и целесообразна для воспитания патриотических и интернациональных чувств, связь музыкальных занятий с занятиями по ознакомлению с окружающим и с явлениями общественной жизни.

Важно, чтобы музыкальный работник и воспитатель, помня об этой взаимосвязи, при планировании работы согласовывали содержание занятий. Тогда одни занятия будут дополнять другие, преследуя единую педагогическую цель.

На музыкальных занятиях дети случали музыку разных народов, пели песни, изучали танцы разных народов и знакомились с национальными играми русских и английских народов.

Мы, педагоги, вместе с музыкальным работником составили конспект праздника «Фестиваль Мира. Россия – Англия», который представляем вашему вниманию:

Фестиваль Мира. Россия - Англия

Задачи: Формировать элементарные представления о незнакомой стране, ее истории, развивать любознательность, расширять кругозор, закреплять навыки работы с географической картой, развивать наглядно-образное мышление.

Формировать представления о Государственном Флаге России и Англии; закреплять понятия «столица», «Москва - столица нашей родины России», «Лондон - столица Англии».

Воспитывать чувство уважения к Государственному Флагу, чувство товарищества, стремление прийти на помощь, видя затруднения других, воспитание любви к своему городу, к своей стране.

На фоне панорамы Лондона в синей кепке с сумкой в руках выходит ребенок и, обходя зал, читает стихи.

        По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит

        Шагает быстро мистер Смит.

        В почтовой синей кепке,

А сам он вроде щепки.

Идет в четырнадцатый дом,

Стучит висячим молотком:

- Быстрее отворите, Вам из России письмецо

Скорей его прочтите!

На картинке аэропорт, слышен звук самолетов и голос диктора: Внимание! Прибыл самолет рейсом 582 Лондон-Москва. Встречающим пройти в зал № 5. Повторяю…

В зал входят российские дети, затем английская делегация. Дети здороваются (здравствуйте, неллоу).

Рос. реб. - Как мы рады, что вы прилетели к нам в гости в Россию! Мы вас очень ждали!

Англ. реб. - Мы получили ваше приглашение и с радостью прилетели к вам в гости!

Рос. реб. - Дорогие друзья! Вы прилетели в столицу нашей Родины - Москву! Мы подготовили для вас обзорную экскурсию по Москве.

Рос. реб. - Просим занять места в автобусе.

Идут слайды с короткими комментариями о Москве. Рассказывают дети.

Воспитатель. Предлагаю выйти из автобуса и немного поиграть.

Дети играют в русскую хороводную игру «Бай качи».

Воспитатель. Дорогие друзья! Мы тоже хотим познакомить вас с нашей страной Англией и ее столицей Лондоном. Занимайте поудобнее места, мы начинаем наш рассказ.

Идут слайды с короткими комментариями об Англии. Рассказывают дети.

Рос. реб. - Мы поняли, как любите вы свою страну и город, в котором вы живете. Мы тоже любим свою Россию и предлагаем послушать стихи о ней.

Дети гр. № 1 читают стихи о России (2-3 шт.).

Рос. реб. - Дорогие гости, посмотрите наш русский танец «Матрешки».

Дети исполняют танец «Матрешки».

Англ. реб. - Вы замечательно танцуете и читаете стихи. А мы споем вам нашу любимую английскую песенку «Доброе утро!» («Good morning»).

Дети гр. № 6 поют песенку.

Анг. реб. - А сейчас мы исполним для вас «Английскую польку».

Дети гр. № 6 танцуют «Английскую польку».

Рос. реб. - Мы готовились к встрече с вами, узнавали традиции Англии и даже немного выучили английский язык.

Ксюша читает стихи на английском языке (с переводом).

Рос. реб. - А наши мальчики подготовили для вас английский танец с бубенцами.

Англ. реб. - И мы приготовили для вас сюрприз. У английских детей есть любимая книга «Сказки Матушки Гусыни». Ваши известные поэты
С.Я. Маршак и К.И. Чуковский перевели эти стихи с английского языка на русский. Мы хотим их вам прочитать.

Дети гр. № 6 читают стихи «Робин-Бобин», «Три феечки», «Три мудреца», «Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне,

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может

Шалтая,

Не может

Болтая,

Шалтая-Болтая,

Шалтая-Болтая,

Шалтая-Болтая собрать!

Робин-Бобин

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу.

Скушал церковь, скушал дом,

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

«У меня живот болит!»

Маленькие феи

Три очень милых феечки

Сидели на скамеечке

И, съев по булке с маслицем,

Успели так замаслиться,

Что мыли этих феечек

Из трех садовых леечек.

Три мудреца

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз,

Длиннее был бы мой рассказ.

Англ. реб. - А наши мальчики станцуют для вас танец «Русские богатыри».

Англ. реб. - А еще мы подготовили для вас альбом по мотивам английских сказок. Мы очень старались и надеемся, что рисунки вам понравятся. (Передают альбом россиянам).

Рос. реб. - Спасибо! Мы тоже читаем много сказок и любим рисовать. Вот вам наш подарок на память! (Дети вручают альбом английским детям).

Воспитатель: Вы так подружились за это время! Ребята, вы столько много знаете о ваших странах, так здорово танцуете и поете! Наверное, вы устали? А давайте поиграем!

Воспитатель: Англия - родина многих видов спорта: это футбол, крокет, бокс, большой теннис, плавание. Английские дети очень любят играть. Давайте поиграем в английскую игру «Вновь солнышко смеется».

Все дети поют песню «Большой хоровод», во время хоровода обмениваются флагами и магнитами, берутся все за руки.

Английская делегация улетает (Англ. реб. - Нам очень понравилась Москва. Но пора возвращаться домой в Лондон. Вы обязательно прилетайте к нам, мы будем вас ждать. Гуд бай! - До свидания!).

Сначала уходят английские дети (россияне машут им в след), затем из зала выходят российские дети.

Работа по формированию патриотических и интернациональных чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Мы, работая над этой темой, посчитали необходимостью включения семьи в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется наличием особых педагогических возможностей, которые создают благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность и др. Детский сад в своей работе с семьей учитывал эти особенности и правильно определял место семейной педагогики в общем воспитательном процессе. Родители были не только помощниками детского учреждения, а равноправными участниками формирования детской личности.

Приступая к работе с семьей по вопросам ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни и воспитания основ патриотических чувств, воспитатели планировали ознакомить родителей с работой детского сада по данному вопросу; раскрыть им значение семьи в развитии высших нравственных чувств дошкольников; установить преемственную связь между семьей и детским садом; провести поэтапное совместное обсуждение хода и результатов работы.

Позиция родителей, их пример как граждан нашего общества, является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а всей страны. Это чувство должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятия «государство», «родина», «общество».

Именно родители на ярких примерах своей жизни, своего труда, отношения государства к детям показывают ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна. Уже в подготовительной группе дошкольники должны знать, что близкие его никогда в нашей стране не станут безработными, что государство оказывает им помощь даже в дни болезни, а окружающие люди, друзья, товарищи никогда не бросят в беде; люди имеют право не только на труд, но и на отдых, путешествия и т.д. На этой основе будет складываться постепенно крепнущее сознание встречной ответственности перед народом, ждущим от будущего гражданина доброты, честности, труда.

К жизни нашей страны дошкольника приобщает всё: рассказы родителей о своем труде, обсуждение с детьми произошедших в стране событий (космический полет, чемпионат мира по хоккею или футболу и т.д.); участие в общенародных праздниках и гуляниях; посещение парка культуры, музеев или стадионов и др.

Для воспитания у детей чувства признательности нашему государству за заботу о них можно использовать и так называемые житейские мелочи: маме на работе дали бесплатно билеты на елку; всей семьей поехали в дом отдыха; старший брат на лето уезжает в лагерь отдыха, семья въезжает в новую квартиру; летом отправились в путешествие в другую страну и т.д.

Вам хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, поселка или города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то...», «Здесь строится...», «Это – музей знаменитого писателя...» и т.д.

Перейдя к памятнику, родители вместе с ребенком рассматривают его. Разговор не должен быть назидательным, это – совместное раздумье, обсуждения; ребенок должен видеть естественную заинтересованность родителей.

На одной из консультаций педагоги предлагали родителям тематику прогулок по родному городу Москве. Среди них: посещение Красной площади, Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе; мест, связанных с жизнью великих людей-земляков и др. После таких прогулок ребенок с удовольствием рисует то, что увидел, и в семье появляется альбом рисунков «Наш город».

Родителям мы советовали и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как участие совместно с детьми в праздничной демонстрации трудящихся; прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), мемориалами Славы, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств, дома-музея знаменитых художников и т.д.

А как же родителям знакомить детей с другой страной, например, Англией? Мы предлагали родителям поискать ответы в атласах, в иллюстрациях в книгах, в художественной литературе и в фильмах, и обязательно вести с детьми беседы и делиться своими впечатлениями о прочитанном и об увиденном.

Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою пусть скромную, лепту в общее семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членом семьи.

Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива детского сада, школы, а затем и всей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражняя их в нравственных поступках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам,...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....

"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: проект "Защитники Отечества"

Данная статья рассказывает о проекте "Защитники Отечества", который был направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию....

«Воспитание гражданских и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим» ( сообщение из опыта работы)

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процес...