Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
методическая разработка по развитию речи по теме

Кулик Елена Аркадьевна

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_seminara-praktikuma.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

РАЗРАБОТАННЫЕ ДЛЯ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДОУ

I младшая группа:

Задание 1.  Пальчиковое упражнение: «Не боюсь колючек?»

     Цель: сделать массаж ладоней и пальцев ребенка, учить соотносить слова текста с соответствую щими движе ниями и четко, правильно произносить звук [с].

      Инструкция: катать бигуди по столу (вперед – назад), затем перейти на катание бигуди между ладонями, нажимая на неё с разной силой и проговаривать одновременно фразу.

Я колючек не боюсь,

Даже если уколюсь!

Задание 2. Пальчиковая игра: «Котенок» (пищащая игрушка)

    Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого; четко и правильно произносить звук [щ].

    Инструкция: сжимать игрушку в кулачке и соотносить слова стихотворения.

Ты котенок не пищи,

Лучше маму поищи!

Задание 3. Пальчиковое упражнение: «Братцы»

     Цель: развивать память, умение соотносить слова текста с соответствующими движениями пальцев и кистей рук, речевое дыхание, умение контролировать темп речи, учить четко и правильно произносить звуки [п] и [р].

      Инструкция: подняв левую руку (правую) ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой (левой) по очереди, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик уж заснул,

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди…

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

II младшая группа:

Задание 1. Пальчиковая игра «Рыболовы»

    Цель: развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев; формировать навыки расстегивания и застегивания прищепок; обучать правильному произношению звуков [а], [п], [р].

    Инструкция:  расстегивать прищепки и «ловить» маленькие игрушки (рыбки, раки, лягушки и т.п.) из емкости, с сопровождением художественного слова.

Очень хитрый-хитрый пальчик

Здесь расставил свой капканчик.

Мышку – хвать! И зайку – хвать!

Невозможно убежать!

А потом поймал верблюда.

Разве вырвешься от сюда?

Но попался вдруг кабан –

Разломал он весь капкан!

Задание 2. Пальчиковая игра «Шаловливый котенок»

     Цель: учить соотносить движение рук, кистей и пальцев рук с речью; обучать правильному произношению звука [л], отчетливо и достаточно громко произносить слова с этим звуком, развивать речевое дыхание.

      Инструкция: наматывать нитку на клубок или на палочку одной рукой, а держать клубок (палочку) другой рукой и сопровождая художественным словом.

Я веревочку смотаю

Всю в один большой клубок,

Чтоб котенок мой играя,

В нем запутаться не смог.

Задание 3. Рисование пластилином (плоскостная лепка): «Смот рит солнышко в  окошко».

      Цель: развивать силу рук, хвата тельные движения и соотне сение слов текста с движе ниями рук, закреплять правильное произношение звука [с], четко произносить слова и фразы с различной громкостью.

       Инструкция: указательным пальчиком левой и правой руки проводить, нажимая на пластилин, прямые линии «лучики», сопровождая стихотворением.

Смотрит солнышко в окошко,

 Смотрит, улыбается.

 Мы захлопаем в ладоши,

 Очень рады солнышку.

Средняя группа:

Задание 1. Отрывная аппликация: «Осенние листья»

    Цель: развивать соотносящие, хватательные движения рук, создавать композицию; обучать правильному произношению звука [л].

   Инструкция:  разорвать листы бумаги на маленькие кусочки, по форме листиков дерева, из них  создать композицию на листе бумаги; сопровождая действия стихотворением.

 Листопад, листопад,

 Листья падают, летят.

 Листья жёлтые кружатся,

 И на землю все ложатся.  

Задание 2. Предметная лепка: «Испечем мы пирожки»

     Цель: развивать силу рук, соотносящие движения рук, закреплять приемы лепки; обучать правильному произношению звуков [ж], [ш], отчетливо и достаточно громко, четко произносить слова с этими звуками, развивать речевое дыхание.

     Инструкция: выполняем все действия с пластилином соответственно словам стихотворения.

Месим, месим тесто,

Месим понемножку.

Из такого теста сделаем лепешку.

Внутрь яблочко кладем,

Уголочки мы загнем

Получился пирожок:

Кушай, кушай мой дружок!

Задание 3. Пальчиковая игра «Поможем кукле завязать шапочку»

    Цель: развивать тонкие движения пальцев рук, соотносящие движения,  речевое дыхание, темп речи, учить правильному произношению звука [з].

    Инструкция: завязываем бантик на шапочке, а потом развязываем.

Развязались вдруг шнурки.

 Как их завязать?

 То ли спутать в узелки,

 То ли маму звать…

 Не могу пока шнурки

 Завязать на бантики.

 Ручки-крючки не ловки —

 Путаются пальчики.

Старшая группа:

 Задание 1. Рисование пальчиками: «Желтый цвет»

    Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, закреплять навыки рисования предметов разнообразных форм; развивать логическое мышление, воображение; обучать правильному произношению звука [ж].

     Инструкция: рисовать предметы (изображая пейзаж) пальчиками, ладошками, кулачками на листе бумаги, соотнося слова стихотворения с действиями.

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит,

Желтые груши на ветках висят,

Желтые листья с деревьев летят.

Задание 2. Шнуровка: «Веселый шнурок»

     Цель: развивать тонкие движение пальцев рук, формировать навыки действия с шнурком; умение соотносить слова текста с соответствую щими движениями пальцев и кистей рук; учить правильно произносить звук [ш], умение контролировать темп речи, развивать речевое дыхание.

     Инструкция: выполнять шнуровку  соответственно словам текста.

Вверх шнурок,

Вниз шнурок,

И еще, еще разок!

Вот какой у нас узорчик!

Вот какой у нас заборчик!

Детям очень сложно обувь шнуровать.

Но учиться нужно и не горевать.

Пальчики шнуровка развивает ловко.

В садике ребята станут приставать:

«Где ты научился так классно шнуровать?»

Задание 3. Пальчиковое упражнение: «Заплетем косички»

    Цель: развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, зрительное внимание, память; обучать правильному произношению звука [с], отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком.

     Инструкция: поочередное переплетение шнурков в косичку с сопровождением художественного слова.

Заплести косички

У своей сестрички?

Дайте мне возможность

Осознать всю сложность.

Как плести сестричке

Разные косички?

Подготовительная группа:

Задание 1. Пальчиковая игра: «Помоги перебрать зернышки»

     Цель: развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук; обучать правильному произношению звука [р], отчетливо и достаточно громко произносить слова с этим звуком, развивать речевое дыхание.

    Инструкция: отобрать зерна разного вида по отдельности, используя только указательный и большой палец и проговаривать одновременно стихотворение.

Я мамуле помогаю,

Я крупу перебираю:

Гречка – рис,

Гречка – рис,

Будет мамочке сюрприз.

Задание 2. Объемная аппликация: «Цыплёнок»

   Цель: развивать тонкие движения пальцев рук, учить скатывать готовые салфетки в шарики делая круговые движения, делать цыпленка способом аппликации из шариков; контролировать темп речи и обучать правильному произношению звука [ц].

     Инструкция: кусочек мокрой салфетки отжать пальчиками и скатать шарик (маленький – между указательным и большим пальцем, средний  - на ладони,  указательным и среднем пальцем, большой шарик  - между ладонями) сопровождая действия художественным словом.

Из яйца, как из пеленок,

Вылез маленький цыпленок.

Вот какой он, посмотрите!

Манной кашей накормите.

Задание 3. Пальчиковое упражнение: «Овощи»        

     Цель: развивать тонкую моторику рук, речевое дыхание, учить регулировать темп речи и закреплять произношение звука [р].

     Инструкция: проговаривая строчку стихотворения необходимо откладывать бусину, держа четки в одной руке. Работают только большой, указательный, средний палец, а остальные держат четки.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!...

Вот овощи спор завели на столе

- Что лучше, вкусней и нужней не земле:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка иль свекла? Ох!...

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!...

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!...

И суп овощной оказался не плох!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

рекомендации для родителей по развитию звуковой культуры речи....

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...