Конспект непосредственно образовательной деятельности "День Космонавтики"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Авдеева Ирина Юрьевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности "День Космонавтики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Интеграция: «Коммуникация», «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора», «Социализация», «Художественное творчество».

ТЕМА:  ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ.

ЦЕЛЬ: знакомство с космосом, с профессиями людей, занятых в освоении космоса.

ЗАДАЧИ:

1. систематизировать и обобщить знания детей о космосе, познакомить с некоторыми профессиями людей, занятых в космической отрасли;

совершенствовать умение слушать чтение рассказа и отвечать на вопросы по содержанию, познакомить и объяснить значение слов «иллюминатор», «невесомость»;

формировать умение объяснять основные различия между литературными жанрами: рассказ, сказка, стихотворение;

2. развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературное произведение;  совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений;

3. развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе, воспитывать читателя, способного испытывать  сострадание и сочувствие к героям книги.

ОБОРУДОВАНИЕ:

выставка книг о космосе (энциклопедии, роман-сказка Н.Носова «Незнайка на Луне» и т.д.);

мультимедийная презентация на тему «Космос»;

рассказ А. Митяева «Первый полёт».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

чтение и беседы о космосе с показом иллюстраций, фотографий и т.д.;

чтение романа - сказки Н.Носова «Незнайка на Луне»;

рисование, аппликация, лепка на космическую тему, организация выставки детских работ в группе;

заучивание стихов по теме.

ХОД

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Воспитатель предлагает детям побеседовать о космосе.

Беседа сопровождается показом слайдов (мультимедийная презентация).

БЕСЕДА.

12 апреля 2011 года мы отмечали пятидесятилетие освоения космоса.

Первым космонавтом, который поднялся в небо – был Юрий Гагарин. И случилось это 12 апреля 1961 года. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.

С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолёты, вертолёты. Но ещё твой прапрадедушка не мог себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу. Их называют космонавтами. И для таких полётов существуют специальные космические корабли.  

Учёный Константин Циолковский был первым, кто заговорил о полётах в космос. Он придумал космический корабль. Люди смеялись над ним и говорили, что летать в космос невозможно. А конструктор Сергей Королёв взял и построил такой корабль. Он совсем не был похож на пиратский фрегат или на пассажирский пароход.

Как видите, в космическом корабле — ракете — нет окон. В первой ракете, которая называлась «Восток», едва помещался один человек. При запуске из хвоста ракеты вырывается пламя, как из большой петарды, и огромная реактивная сила тянет её вверх.

Первыми на ракете слетали в космос и обратно две собачки — Белка и Стрелка. Но они не смогли рассказать о своём путешествии, и в космос отправился человек. Юрий Гагарин.

Когда начались полёты в космос, пришлось подумать и о том, где жить космонавтам, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу к месту работы.

Сначала наши учёные построили космическую станцию МИР, а потом её заменили более современной Международной Космической Станцией (МКС). На ней подолгу живут и работают (занимаются исследованием космоса) космонавты из разных стран.

Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. 

На простом примере можно показать принцип полёта на ракете.  Нужно надуть воздушный шарик и зажать отверстие пальцами.  А потом разжать пальцы и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадёт. Наш шар летел как ракета – он двигался вперёд, пока в нём был воздух.

Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у неё горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо – она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несёт ракету ещё быстрее, и ёще выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.  После Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов.

 А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр, он несколько минут висел рядом с кораблём в пустом пространстве.

Все знают,  кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают  роботы. Только похожи они не на человечков, а на загадочные металлические  машины, опутанные проводами и датчиками.

Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть грунта и доставить ее на Землю для исследования.

Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через её ядовитые облака, и теперь у учёных есть карты этой планеты.

Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю.

А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане.

Все ребята любят смотреть телевизор и болтать по телефону. А ведь это именно спутники передают наши телефонные разговоры и передачи телевидения. Как?

Вы можете увидеть на крышах домов огромные тарелки –  это антенны, которые принимаю сигналы со спутника и передают их в аппарат и в телевизор.

ВОПРОСЫ:

  1. Когда мы отмечаем День Космонавтики? Почему?
  2. Кто первый летал в космос?
  3. Много ли людей заняты в космической отрасли?
  4. Какие профессии нужны для освоения космоса?

   

В нашей солнечной системе девять планет, которые расположены в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Для того, чтобы запомнить порядок расположения планет, можно заучить фразу, в которой первая буква каждого слова – это первая буква названия планеты:

Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный.

(повторение и заучивание фразы и названия планет).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА А. МИТЯЕВА «ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ».

ВОПРОСЫ:

  1. Кто совершил первый полёт в космос?
  2. Что такое состояние невесомости?
  3. Как выглядит космическое пространство из иллюминатора?

Объяснение слов «невесомость», «иллюминатор» - сначала дети пробуют, воспитатель обобщает ответы.

ПЕРЕСКАЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ».

Если дети затрудняются, то им задают вопросы, на которые они уже ответили выше.

ВОПРОСЫ:

  1. Мы прослушали и пересказали произведение А.Митяева. А что это: рассказ, сказка или стихотворение?
  2. Чем отличается рассказ от сказки?
  3. Чем отличается рассказ от стихотворения?
  4. Какую сказку о космосе вы знаете?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

На луне жил звездочёт —                            («Смотрят» в телескоп)

Он планетам вёл учёт:                                      (Показывать в небо рукой)

Меркурий — раз,                                              (Описать круг руками)

Венера – два-с,                                                   (Хлопок)

Три — земля, четыре — Марс,                     (Присесть)

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,              (Наклон вправо-влево)

Семь — Уран, восемь — Нептун,                 (Наклон вперёд, прогнуться назад)

Девять — дальше всех — Плутон,                (Прыжок)

Кто не видит — выйди вон!                            ( Развести руки в стороны)

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ НАИЗУСТЬ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Рассказ А. Митяева

«ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ».

                  Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961 года.

                 И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле и заранее знали, как опасны морские штормы, как жарко в пустыне, какой лютый холод на полюсе. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей по полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. За окном – иллюминатором всегда чёрная, непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к солнцу, а темно… Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжёлым, а в космосе человек не весит ни грамма.

                Всё это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос.

СТИХИ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ

НАИЗУСТЬ.

И. Холин

Я ТОЖЕ К ЗВЁЗДАМ ПОЛЕЧУ.

Как хорошо,

Друзья,

Шагать

По тропке

С рюкзаком.

Чудесно по полю

Скакать

На лошади

Верхом.

Приятно также

Сесть

В экспресс –

Мелькнёт в окошке

луг и лес.

Скользить неплохо

По волнам

На глиссере

Морском.

Но лучше

Мчаться в небесах

На лайнере стальном.

Пусть это «ИЛ»,

Пусть это «ТУ».

Я их люблю

За быстроту.

Но вот

Другие корабли

Открыли путь

Вокруг Земли.

 – Послушай, –

Я кричу, –

Пилот,

Возьми меня

С собой

В полёт!

Хоть на Луну,

Хоть на звезду.

Не бойся,

Я не подведу!

***

Я.Аким

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!

В.Степанов

«Юрий Гагарин»

В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

В. Орлов
День космонавтики

Взлетел в ракете русский парень,
всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин…
Каким по счёту будешь ты?

Е. Серова.

Космонавт

Уж мой космический полёт

Вполне успешно начат,

А мама спать меня зовёт…

Какая неудача!

Уже я в воздухе вишу,

Стал ничего не весить,

А мне велят, как малышу,

Ложиться ровно в десять.

-Он космонавт, позволь, позволь…,

- Сказал вдруг папа маме:

- Он должен в двадцать два - ноль, ноль

Ложиться по программе.

Я слышу папины слова,

И замираю прямо:

Не в десять спать, а в двадцать два!

Вдруг не позволит мама?

Согласна мама – чудеса!

По новому приказу

Ложусь я в двадцать два часа,

И засыпаю сразу.

 Римма Алдонина

Сатурн

У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо —

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.

***

Г.Сапгир

Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
— Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!

Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!

 Римма Алдонина

Звёзды

Что такое звёзды?
 Если спросят вас -
 Отвечайте смело:
 Раскалённый газ.
 И ещё добавьте,
 Что притом всегда
 Ядерный реактор -
 Каждая звезда!

***

 Г.Сапгир

Созвездия Большой и Малой Медведиц.

 Вот Медведица Большая
 Кашу звёздную мешает
 Большим ковшом
 В котле большом.

 А рядом тускло светится
 Малая Медведица.
 Маленьким ковшичком
 Собирает крошечки.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  2. Книга для чтения детям: от года до семи лет. – Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2005.
  3. Книга ответов для почемучки. Джуди Галенс, Нэнси Пир. – Харьков: Книжный клуб, 2004.
  4. Материалы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе, тема: «День космонавтики в детском саду»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: "День космонавтики в детском саду". Подготовила занятие: воспитатель средней группы №1 Семина Екатерина Александровна....

конспект непосредственно образовательной деятельности "День космонавтики"

тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственной образовательной деятельности к Дню космонавтики « Путешествие в космос»

Задачи:Образовательные- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.- Закрепить название планет Солнечной системы;- Закреплять умение сравнивать числа в пределах 10; с...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему «День космонавтики»

Технология:  здоровьесберегающая и мультимедийная.Цель: познакомить детей с днем космонавтикиЗадачи:•         Приобщение детей к мероприятиям, имеющим...

План – конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках проектно - тематической недели: «Космос и вся Вселенная» Тема: «Салют космонавтике».

План – конспект  непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной   области «Познавательное развитие» в рамках проектн...


 

Комментарии

Кирюшина Наталья Геннадьевна

Спасибо за интересный материал!