Комплексный подход в коррекционно – развивающей работе с детьми раннего возраста, имеющими речевые и интеллектуальные нарушения
методическая разработка по развитию речи на тему

принципы и задачи коррекционно- развивающей работы, конспекты занятий, разработанные при обучении неговорящих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Белецкая Е.Н.

МДОУ детский сад комбинированного вида № 67

г. Комсомольск на Амуре

«Комплексный подход в коррекционно – развивающей работе с детьми  раннего возраста, имеющими  речевые и интеллектуальные нарушения»

                 В настоящее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Эти дети имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с ними. Общим для всех неговорящих детей является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации общения, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному развитию речи, интеллекта и взаимодействию ребенка с окружающим миром.

        Практически всем неговорящим детям свойственна общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомоторных функций, задержка речевого развития, нарушения развития анализаторной деятельности и межанализаторных ассоциаций. Это определяет трудности формирования целостных представлений об окружающем и тормозит потребности ребенка в общении  и в дальнейшем приводит к отставанию в психофизическом и интеллектуальном развитии.        

При  задержанном развитии речи и  снижении интеллектуального развития в основе коррекционно – развивающей работы находится формирование языковой системы ребенка и коррекция психических процессов

Исходя из этого, коррекционно – развивающая  работа строится с учетом ряда принципов:

   1. Формирование мотивации к развитию лингвистических способностей, когда ребенку демонстрируются преимущества владения речью.

   2. Поощрение стремления детей к совершенствованию речи  логопед (дефектолог) отмечает положительное речевое поведение детей во всех ситуациях.

   3. Формирование всех компонентов языка в процессе доступных ребенку форм общения и видов деятельности.

   5. Формирование речи в связи с развитием всей психической деятельности ребенка.

   6. Использование и интеграция разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционной работы.

   7. Расположение речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета,  к абстрактному образу.

         Коррекционно – развивающая работа решает следующие задачи:

     1. Выявить причину речевого недоразвития, скоррегировать процессы, вызывающие речевой дефект, подключив к совместной работе специалистов для осуществления комплексного воздействия на ребенка с речевой патологией.

   2. Корригировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:

   а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

   б) развитие навыков перцепции: слухового, тактильного, зрительного восприятия;

   в) формирование сенсорных эталонов;

   г) формирование навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;

   д) развитие логического мышления (сравнение, анализ, обобщение, классификация);

        Работа по формированию экспрессивной речи и формированию навыков артикуляционной моторики выстраивается вокруг звука, который вызывает логопед (дефектолог) у ребенка. Можно выделить следующие разделы в работе по развитию экспрессивной речи:

   1. Звуки и звукоподражания; слова с вызванным звуком.

   2. Фонетическая ритмика, которая позволяет мышечно ощутить особенности артикуляции вызываемого звука; произносить звуки и слияния в разных ритмах, с разной силой, сопровождая произношение слогов с разными движениями.

   3. Формирование элементарной фразы из 2-3 слогов, содержащих вызванный звук.

   4. Договаривание слов в стихотворениях,  потешках, рассказах.

Развивать способности опознавать и дифференцировать фонемы желательно в той последовательности, которая совпадает с последовательностью фонематического развития в онтогенезе. С учетом данных Н. X. Швачкина, В. К. Орфинской, С. Н. Цейтлин, эта последовательность может выглядеть примерно так: А, И, У, Э, О, Ы, М, М', П, П', Т, Т*, Д, Д', Ф, Ф* В, В', Л, Л' ,Н, Н', Р, Р', Г, Г*, X, X', К, К', С, С*, 3, 3', Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Й.

         Вашему вниманию представлены конспекты занятий, разработанные при обучении неговорящих детей.

Занятие № 1. Звук «А».

Цель: развитие сенсорных эталонов, конструктивного праксиса, артикуляционной моторики, слухового восприятия и внимания, формирование навыков звукоподражания, коррекция эмоционально-волевой сферы.

Задание 1.

  Цель: развивать  тонкие движения кисти, представления о величине, цвете; умение сравнивать и зрительно соотносить кольца по величине;  формировать адекватность и рациональность способа действия; самоконтроль в процессе работы.

Взрослый предлагает ребенку разобрать и  собрать  пирамидку.  Ребенок собирает  пирамидку из 5 колец с учетом величины колец, путем зрительного соотнесения величины колец. Если ребенок затрудняется или собирает пирамидку неправильно, то взрослый обучает его способу действия. А затем просит повторно собрать пирамидку.        

        Задание 2.

Цель: развивать конструктивные навыки, зрительно – пространственный анализ и синтез.

Взрослый предлагает ребенку собрать 3-х частную разрезную картинку «Пирамидка».  Ребенок собирает разрезную картинку путем зрительного соотношения с образцом  или путем наложения на образец.  

Задание 3.

Цель: развитие общей моторики, ориентировки в схеме тела,  положительного эмоционального настроя.

«Ах, как Ванечку, да хорошего люблю».            

Ах, как Ванечку, да хорошего,                            Взрослый гладит малыша           

Я  люблю,                                                              (ручки, ножки).

Я на Ванечку, на  пригожего,

Посмотрю,

Какие у Ванечки глазки!                                      Малыш показывает глазки.

Какие у Ванечки ручки!                                       Малыш показывает ручки.   

Какие у Ванечки ножки!                                      Малыш показывает ножки.

Побежали по дорожке.                                         Ребенок и взрослый бегут,

                                                                                взявшись за руки.  

Задание 4.

Цель: развитие артикуляционной моторики, слухового восприятия.

Взрослый предлагает ребенку выполнить артикуляционные упражнения.

«Домик открываем – закрываем » (опускание нижней челюсти); «Целуем мамочку» (вытягивание губ вперед).

        Задание 5.

Цель: учить соотносить игрушку, картинку со звуком, побуждать к произвольному произнесению звукоподражания «а- а- а»,  развивать слуховое внимание.

        С помощью сюрпризного момента появляется кукла. Она хочет спать, ее нужно покачать. Взрослый показывает как нужно укачивать куклу и просит ребенка покачать куклу, вызывая звукоподражания: «а – а – а».

 Взрослый показывает картинку – «тетя поет». Просит ребенка спеть вместе с тетей «а – а – а» (громко).

        Задание  6.

Цель: вызывание активного речевого высказывания, включение в совместную речевую деятельность.

Взрослый рассказывает рассказ по сюжетной картинке, побуждая ребенка договаривать слова в рассказе.

«Была Аня. У Ани мяч. Пошла Аня играть с мячом. Мяч упал в лужу. Заплакала Аня: «А – а – а».

        Занятие № 2. Звук «У».

Цель: формировать сенсорные эталоны цвета и величины, конструктивные навыки и зрительно – пространственный анализ и синтез,  наглядно – действенное мышление, навыки звукоподражания, речевую активность, корригировать эмоционально-волевую сферу.

        Задание 1.

Цель: развивать зрительное восприятие, мелкую моторику руки, формировать понятия «маленький – большой».

Взрослый предлагает ребенку два «почтовых ящика», один с маленькими отверстиями, другой с большими и предлагает положить фигуры каждую в свой «домик». Ребенок самостоятельно вычленяет признак «маленький – большой» и раскладывает фигурки в разные «почтовые ящики».

        Задание 2.

Цель: формирование зрительно - пространственного анализа и синтеза, произвольного внимания, произвольной деятельности, мелкой моторики руки.

Взрослый         предлагает ребенку построить паровоз из геометрических фигур.

Ребенок собирает «Паровоз» путем зрительного соотношения с образцом, а в случае затруднения  путем наложения на образец.  

        Задание 3.        

Цель:  формирование умения выстраивать закономерность по цвету, формирование цветового гнозиса, произвольной деятельности, функции контроля.

Взрослый предлагает ребенку выстроить в ряд слева – направо закономерность: «красный паровоз – желтый паровоз». В конце выполнения задания взрослый         вместе с ребенком проверяет правильность установленной закономерности.

        Задание 4.

Цель: развитие общей моторики, ориентировки в окружающем пространстве,  положительного эмоционального настроя.

«Самолет летит».

Самолет летит,                                            Ребенок легко бегает в свободной  

Самолет гудит: УУУ,                                 ориентировке с разведенными

Мы летим в Москву.                                 В стороны руками.

        Задание 5.

Цель: развитие артикуляционной моторики, произвольного внимания.

Взрослый предлагает ребенку выполнить артикуляционные упражнения.

«Домик открываем – закрываем » (опускание нижней челюсти); «Целуем мамочку» (вытягивание губ вперед). Блок «Открываем домик – целуем мамочку».

Задание 6.

Цель: учить соотносить игрушку, картинку со звуком, побуждать к произвольному произнесению звукоподражания «у- у- у»,  развивать слуховое внимание.

        С помощью сюрпризного момента взрослый ввозит паровоз. Паровоз гудит: «у – у – у». Просит ребенка показать как гудит паровоз, вызывая звукоподражания - «у – у -  у».  Показывает пароход, пароход гудит «у – у -  у», вызывая звукоподражания - «у – у -  у».  

Задание 7.

Цель: вызывание активного речевого высказывания, включение в совместную речевую деятельность.

Взрослый рассказывает стихотворение, побуждая ребенка договаривать слова.

Поезд едет и гудит: «У – У - У».

Я по рельсам бегу: «У – У – У».

        ИНДВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

                       

        Сначала нужно отработать  с ребенком подготовительный этап и  сформировать:

  1. Навыки выполнения артикуляционной гимнастики – это необходимо для выработки правильных артикуляционных поз при произнесении звуков и для тренировки силы и подвижности мышц языка, губ, щек.
  2.  Речевое дыхание, поскольку любая речевая единица (слог, слово, предложение) произносится на речевом выдохе.
  3. Работать над развитием мелкой моторики пальцев рук, т.к. существует тесная взаимосвязь между развитием мелкой моторики и речевым развитием.

Одно занятие должно длиться не более 15 мин с 1 перерывом в течение 1-2 мин.

Чтобы была система в занятиях, их рекомендуется выполнять каждый день или через день (например, каждый день 1 занятие – 15 мин).

   Когда Вы выполните подготовительный этап можно приступать к основному этапу  -  формированию  звуков, слогов, звукоподражаний, коротких слов, простых бытовых фраз.

   Не торопитесь выполнить всю программу, здесь важно качество выполнения каждого упражнения, качество сформированности каждого навыка. Выполняйте упражнение, задание  до тех пор, пока ребенок его не усвоит на хорошем уровне.

        ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

   1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.                                                                                              

Выполняется по подражанию – Вы показываете, а ребенок выполняет также как Вы.

   «Птенчики» - рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

   «Лопаточка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

   «Иголочка» - рот открыт, узкий напряженный язык вытянут вперед.

   «Качели» - рот открыт, напряженным языком тянуться поочередно к носу и подбородку.

   «Пузырь» -  надувать и сдувать воздух за щеки.

   «Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизывать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

   «Часики» - рот открыт, напряженный узкий язык поочередно перемещать от одного уголка губ к другому.

   «Улыбка» - удерживать губы в улыбке, зубы при этом не видны.

  «Заборчик» - зубы сомкнуты, верхние и нижние зубы обнажены, губы растянуты в улыбке.

«Трубочка» - вытягивать губы вперед длинной трубочкой.

        Сочетание упражнений -  «Улыбка – Заборчик», «Улыбка – Трубочка», «Птенчики – Трубочка», «Лопаточка – Иголочка».

        В один комплекс  включайте 4 упражнения. Каждое упражнение выполняйте 3 раза по 10 сек или 10 движений.

   2. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Дуть на лист, бабочку или другой предмет. Вдох через нос, рот при этом закрыт, выдох через рот, лист при этом колышется. Важно добиваться продолжительности речевого выдоха.

  1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ.

  - Работа со шнуровкой.

  - Работа с пуговицами, клепками.

  - Перебирать фасоль на белую и красную; пуговицы на большие и маленькие.

  - Упражнение «пальчики здороваются», попеременно каждый палец «здоровается» с большим.

  - Выполнение руками поз, руки на столе и  «кулак – ладонь», «кулак – ребро». С постепенным увеличением темпа выполнения.

                                ОСНОВНОЙ ЭТАП

В перерыве во время занятия можно выполнять упражнения на развитие речевого дыхания, на развитие мелкой моторики.

Важно добиваться четкой артикуляции и четкого произношения звука, слогов, слов, фраз. Некоторые слова будут «условными», здесь формируется навык произнесения слова. По возможности находите под слова картинки, чтобы закреплять слово и зрительный образ-значение слова. Фразы сопровождайте практическими действиями или картинками. Нужно, чтобы была зрительная или практическая основа,  таким образом,   будет осуществляться связь слов с предметами или практическими действиями.

Пока не добьетесь четкого усвоения одного звука, не переходите к следующему! 

  1. Постановка звука «А».

  - Используйте артикуляцию «Птенчики» пусть ребенок говорит  ААААА.

  - Звукоподражания:

  Ляля плачет – аааа

  Тетя поет – ааа

  Врач смотрит горло – ааа

  1. Постановка звука «О».

– Используйте артикуляцию «Трубочка», только широкая. Проговаривание ООООО

- Звукоподражания:

Мальчик плачет, ушко у него болит – оооо

Бабушка удивилась - оооо

Курочка зовет цыплят – ко-ко-ко-ко

Лошадка кричит – и-го-го, и-го-го.

   

   3. Постановка звука «У».

  - Используйте артикуляцию «Трубочка». Проговаривание УУУУУ.

  -Звукоподражания:

Паровоз гудит – уууууу. Я иду-иду-иду – ууууу.

Губки я тяну, тяну, песню новую пою – уууу.

Труба гудит – уууу.

Дети в лесу заблудились и кричат АУ, АУ, АУ.

Малыш плачет – УА, УА, УА.

Здесь идет переключение с одной артикуляционной позы на другую, следите, чтобы переключение было четким.

    4. Постановка звука «И».

  - Используйте артикуляцию «Улыбка». Проговаривание ИИИИИИ.

  -Звукоподражания:

Лошадка кричит – ииии

Осел кричит – иа, иа, иа

Осел кричит – ио, ио, ио.

    5. Постановка звука «Ы».

  -Используйте артикуляцию «Заборчик», но, зубы приоткрыты и спинка языка изогнута как кошечка – ЫЫЫЫЫ.

  - Звукоподражания:

Пароход плывет по реке и шумит – ыыыы

Тесто пыхтит – пых, пых, пых.

   6. Пропевание за Вами  гласных звуков с соблюдением четкой артикуляции.

А – О - У – И - Ы;      У – А – О - И – Ы;    О – И – Ы – У - А;

И – У – О - А – Ы;    Ы - У – И – А - О.

Важно довести это упражнение до автоматизма,  пропевать на речевом выдохе.

   7.  Постановка звука «М».  Артикуляция звука:

   губы сомкнуты, но без напряжения

  воздух выходит в нос (звук имеет нозальный оттенок), в носике гудит труба.  

  - Звукоподражания:

Корова мычит -ммммм

        - му,му,му.

Коза кричит –ме, ме, ме.

Кошка мяукает – мяу, мяу, мяу.

Я кто для тебя? – Мама, мама.

   - Проговаривание слогов:

МА-мо-му-мы                         ам-ом-ум-ым

Мо-му-мы-ма                          ом-ум-ым-ам

Мы-ма-му-мо                          ым-ам-ум-ом

Му-мы-мо-ма                          ум-ым-ом-ам

   8. Постановка звука «Н». Артикуляция звука:

Губы свободны

Зубы видны, но не сомкнуты

Язычок кончиком поджат к верхним зубам

Воздух выходит в нос (звук имеет нозальный оттенок), в носике гудит труба.  

   - Звукоподражания:

Погоняем лошадку – но, но, но.

Дадим лошадке кушать – на, на, на.

Девочка гозит пальчиком – ни, ни, ни.

   - Проговаривание слогов:

На-но-ну-ны        ан-он-ун-ын

Но-ну-ны-на                                он-ун-ын-ан

Ны-на-ну-но                                ын-ан-ун-он  

Ну-ны-но-на                                ун-ын-он-ан

  - Проговаривание фраз:

На мама. Нет мама. Ну – ну, мама. Мама мыла.

    9. Постановка звука «Б». Артикуляция звука:

 губы сомкнуты и разрываются выдохом воздуха.

  - Звукоподражания:

Машина едет – би, би, би.

Баран кричит – бе, бе, бе.

Мальчик упал – бум, бум, бум.

Барабан стучит – бам, бом, бум…

  - Проговаивание слогов:

Ба-бо-бу-бы                                 аб-об-уб-ыб

Бо-бу-бы-ба                                 об-уб-ыб-аб  

Бы-ба-бу-бо                                 ыб-аб-уб-об

Бу-бы-бо-ба                                 уб-ыб-об-аб

  - Проговаривание  слов, фраз:

Бак, бык, бок, бик, бим, бом, БАМ, бум, баба.

На баба. Нет баба. Ну-ну баба. Баба и мама.

   10. Постановка звука «П». Артикуляция звука:

Губы сомкнуты, раскрываются  выдохом воздуха.

  -Звукоподражания:

Самовар кипит – п, п, п.

Каша на плите пыхтит – пых, пых, пых.

Цыпленок пищит – пи, пи, пи.

Мяч прыгает – оп, оп, оп.

  -  Проговаривание слогов:

Па-пу-по-пи                                 ап-уп-оп-ип

Пу-по—пи-па                              уп-оп-ип-ап

Пи-па-пу-по                                 ип-ап-уп-оп

По-пи-па-пу                                 оп-ип-ап-уп

  - Проговаривание слов и фраз:

Папа, пак, пик, пок, пам, пум, пим, пом, пони, помни, пока.

На, папа. Ну, папа. Нет папа.  Семья это? – мама, папа, баба.

  11. Постановка звука «В». Артикуляция звука:

Нижняя губа прижата к верхним зубам

Верхние зубы слегка видны

Воздух резким толчком отрывает губу, воздух выходит в щель посередине губы

  - Звукоподражания:

Воет сильный ветер (громко) –ВВВВВ.

Воет тихий ветерок (тихо) –ввввв.

Как дрожат от холода – вввв.

Как лает собака – ав, ав, ав.

Как квакает лягушка – ква, ква, ква.

  - Проговаривание слогов:

Ва-ву-во-ви                                  ав-ув-ов-ив

Ву-во-ви-ва                                  ув-ов-ив-ав

Ви-ва-ву-во                                  ив-ав-ув-ов  

Во-ви-ва-ву                                  ов-ив-ав-ув

  - Проговаривание слов и фраз.

Вот, вава, Вова, вум, вам, Ван, вон, ванна, Ваня, вата, вино, вап, вуп, вип.

Вот Вова. Вот вата. У Вовы вата. У Вовы вава. Вот баба. Вот мама. Вот папа.

  12. Постановка звука «Ф». Артикуляция звука:

Нижняя губа прижата к верхним зубам

Верхние зубы слегка видны

Воздух резким толчком отрывает губу, воздух выходит в щель посередине губы

  - Звукоподражания:

Воздух выходит из большого шара (громко) – ФФФФФ.

Воздух выходит из маленького шарика (тихо) – ффффф.

Кот фыркает – фу, фу, фу.

Собака лает – аф, аф, аф.

Сова кричит –фью, фью, фью или уф, уф, уф.

  - Проговаривание слогов:

Фа-фу-фо-фи                                   аф-уф-оф-иф  

Фу-фо-фи-фа                                   уф-оф-иф-аф  

Фи-фа-фу-фо                                   иф-аф-уф-оф

Фо-фи-фа-фу                                   оф-иф-аф-уф

  - Проговаривание слов и фраз:

Фома, фум, фам, Фаня, Фима, фин, фан, баф, боф, буф, биф, фоп, фуп, фип, фап.

Вот Фима. У Фимы дом. Фима дома.  Вот Фома. У Фомы вава. У Фимы и Фомы мяч.

  13. Постановка звука «Д». Артикуляция звука:

Губы свободны

Зубы сближены, но не сомкнуты

Язычок стучит кончиком за верхними зубам и выталкивает воздух

  - Звукоподражания:

Дятел долбит дерево (громко) – ДДДД.

Маленький дятел долбит дерево (тихо) – ддддд.

Колокольчик звенит – динь, динь, динь.

Колокольчик звенит – дон, дон, дон.

Затем вместе – динь-дон, динь-дон и т.д.

Дудка дудит – ду, ду, ду.

  -Проговаривание слогов:

Да-ду-до-ди                                  ад-уд-од-ид

Ду-до-ди-да                                  уд-од-ид-ад

Ди-да-ду-до                                  ид-ад-уд-од

До-ди-да-ду                                  од-ид-ад-уд

  - Проговаривание слов и фраз:

Дуда, деда, дядя, дом, дым, дума, дам, Дима, айда, мода, дыня, дуб, диво, два, дача, код.

На, деда дуду. На, дядя дуду. На, мама дуду. На, баба дуду.

Дома баба. Дома дед. Дома Дима. Вот дуб. Вот дыня. Я дам маме. Я дам папе. Я буду дома. Я на даче. У дома код. Из дома идет дым. Айда домой. Два дома. Две дыни. Два Димы. Два дуба.

  14. Постановка звука «Т». Артикуляция звука:

Губы свободны

Зубы сближены, но не сомкнуты

Язычок стучит кончиком за верхними зубам и выталкивает воздух

  -Звукоподражания:

Часы тикают – тик-так…

Молоток стучит – тук-тук….

  -Проговаривание слогов:

Та-да; то-до; ту-ду; та-та-да; да-да-та; да-та-та; та-да-да; да-та-да; та-да-та.

  - Проговаривание слов и фраз:

Таня, Тома, Тима, том, тень, тина, тут, туча, Тоня, тог, так, тыква, кот.

Томы нет. На, Тима. Тут кот. Тут тень. Дома Тома. Таня ест тыкву. В воде тина.

    Читайте стих и пусть ребенок  повторяет с Вами, что ему посильно.

        - Ой, ду-ду, ду-ду, дуду,

          Потерял пастух ду-ду!

          А я дудочку нашла,

     Пастушку отдала.

   -Ду- ду-ду…

  - Дождик, дождик,

    Не дожди!

    Дождик, дождик,

    Подожди!

    Дай дойти до дому

    Дедушке седому.  

Аналогично отрабатываются звуки в следующей последовательности  -  Т, Г, К, Х.

15. Выполняйте с ребенком звукоподражания речевых и неречевых звуков.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ

звук

Звукоподражания голосами животных

Звукоподражания бытовых и транспортных шумов

Эмоциональные восклицания

Слова

М

Му – му- му- мычит корова

Мяу – мяукает кошка

Ме – кричит коза

Ам – ам- ам – ребенок ест

Мама, Маша,мой, Мила, мыло.

П

Пи – пи- пи- цыпленок, мышка, птичка

Пух – ружье

Оп – оп – оп - прыгает мяч, прыгает мальчик на одной ножке

Папа, Поля, Паша, пила.

Б

Бе – блеет овечка

Бом – Бам - Бум – барабан

Би – машина

Буль - чайник

Бай – пора спать

Бо – бо – болит

Бух - упал

Баба

Д

Ду – ду – дудочка

Динь – динь – колокольчик, ложка в стакане

Да - согласие

Дай, деда. Домик, дом

Т

Ту – ту – поезд, пароход

Тук – тук – молоток

Тюк – тюк – топор

Тик – так - часы

Топ – топ – топает малыш

Тата, Толя, Тома, тетя

Н

Но – но - лошадка

На – когда дает

Ната

К

Ку – ку – кукушка

Ко – ко – курица

Кар – кар – ворона

Кря – кря - утка

Ку – ку – малыш спрятался

Кач – кач – на качелях

Кап – кап – вода в кране, из лейки.

Катя, котя, киса, Коля

Г

Га – га – гусь

Гули – гули – голуби

И – го – го - лошадка

Гоп – гоп – едем на лошадке

Галя

Х

Ух – ух - сова

Ах – устал

Ох – болит

Ух - прыгает

Литература

   1.  Волкова Л.С. и др. Логопедия. – М.: Просвещение, Владос, 1995.

   2. Дедюхина Г.В. и др. Как организовать общение с неговорящим ребенком в семье? – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.

   3. Деюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М.: «Техинформ МАИ», 1997.

   4. Деташидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития, - Санкт- Петербург. : «Речь», 2004.

   5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. – М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.

   6. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. – Санкт-Петербург, «КАРО», 2006.

   7. «Психология аномального развития ребенка» под редакцией В.В. Лебединского, М., «ЧеРо», 2002г., изд. «Высшая школа».

   8. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев, 1981.

   9. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

   10. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М., «Гном-пресс»».1999.

   11. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Подходы к коррекционно - развивающей работе по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста"

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии зд...

«ТЕЛЕСНО – ОРИЕнТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ»

Мастер- класс для педагогов коррекцилнных учреждений, воспитателей....

Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Соблюдение комплексного подхода необходимая предпосылка для успешной коррекционной работы в работе с детьми с ОВЗ.Современный подход к преодолению различных речевых нарушений настоятельно требует разр...

Совместное комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в группе комбинированной направленности

В статье дается обоснование необходимости совместного планирования коррекционно-развивающей работы всех специалистов в группе комбинированной направленности, где наряду с детьми с нормальным речевым р...

Статья из опыта работы «Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»

Статья из опыта работы«Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»...