Развитие слухового внимания детей раннего возраста – главное условие качества дошкольного образования
методическая разработка (развитие речи, младшая группа) по теме

Тудвасева Любовь Петровна

Материал разработан для методического объединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonematicheskiy_sluh.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие слухового внимания детей  раннего возраста – главное

условие качества дошкольного образования»

Подготовила в рамках

методического объединения:                                  

Тудвасева Л.П. ,

вопитатель 1мл.гр «Гномики»                                            

                                                                                 

                                                                                     

                     

                                    МБДОУ ЦРР детский сад « Танюша»

п.г.т. Федоровский Сургутского района,  

  2012г.

Ребёнок появляется на свет, обладая врождённой чувствительностью к звукам. На 3-4 неделе жизни у ребёнка слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого человека. Но простое наличие сенсорной способности восприятия  звука  недостаточно для восприятия речи. Речь окружающих представляет собой чрезвычайно сложное образование, что затрудняет её восприятие. Исследования лингвистов показали, что уже к 2 годам фонематический слух ребёнка оказывается  сформированным. Однако хорошо известно, что речь двухлетнего ребёнка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилия разного рода неправильностями и неточностями. 

Для того чтобы ускорить процесс развития слухового внимания  и формирования фонематического слуха работу необходимо начинать с раннего возраста. Используя специальные  упражнения, игры (которые проводятся в игровой форме, что создаёт условия для многократного их повторения) впоследствии которого в дошкольном возрасте поможет эффективно решать вопросы о развитии фонематического слуха при обучении детей основам грамоты.

Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба,  нижней челюсти ), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. В начале второго года жизни ребёнок правильно произносит несколько звуков:  гласные А, У, И, О  и согласные  Б, П, М. Остальные звуки заменяются близкими по артикуляции, более лёгкими в произнесении. Надо сказать, что все  звуки речи  проходят  через систему заменителей, следовательно, этап неправильного звукопроизношения свойственен всем детям в определенное время (так называемое физиологическое косноязычие). К полутора годам ребёнок чётко произносит гласные (отсутствует  звук Ы) и согласные  К, Г.  К трём годам возрастной нормой является опускание  сонорных звуков: “ыба” вместо “рыба”, “тамвай” вместо  “трамвай”. Из твёрдых звуков начинают произноситься  В, Ф, Х, Т, Д, Н.

Взрослый должен своевременно руководить развитием речи ребёнка.

В раннем возрасте стоят следующие задачи:

- способствовать развитию речедвигательной  и речеслуховой деятельности для своевременного развития произносительной стороны речи.

- развитие артикуляционного аппарата, слухового внимания, речевого дыхания, основных качеств голоса (высота голоса, сила голоса, тембр голоса).

- Активизировать повышенное внимание педагога на  правильность  произношения звуков детьми.  

На этапе формирования фонематического восприятия можно выделить пять ступеней:

узнавание неречевых звуков (звучание различных музыкальных инструментов, пение птиц, журчание воды, шум леса и т.д.);

отчётливое произнесение изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных);

подвижность и гибкость органов артикуляции (языка, губ и т.д.);

различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру (например:  как  мяукает  котенок, мама – кошка, папа – кот) и т. д.;

различение слов, близких по звуковому составу: дочка – ночка, мишка – мышка, и т.д.).

           Соответственно для каждой ступени разработаны соответствующие  игровые упражнения.

Например: при знакомстве с гласными звуками:

- А-а (плач ребёнка, поёт певица, уколол пальчик, девочка укачивает куклу).  

- О-о  (у девочки разболелся зуб, удивление).    

- У-у (поезд едет).  

- И-и (жеребёнок ржёт). Надо учесть, что  звуки  произносятся на выдохе.

В этом возрасте полезно петь малышу песенки, произносить или читать народные потешки, прибаутки, заклички, играть в игры с речевым сопровождением. Дети двигаются, выполняют какие-либо действия по правилу, сформулированному в тексте игры. Тем самым развивается понимание речи, формируется регулирующая функция речи, происходит развитие непроизвольной памяти (на начальных этапах - добавляют последнее слово к каждой строчке, а затем произносят и всю потешку).  

Игра «Улитка»    Цель: развитие понимания речи, слухового внимания, умения выполнять действия по словесной инструкции.

Дети – улитки. Я проговариваю текст потешки, а дети выполняют действия по тексту:

Улитка-улитка,

Калитка закрыта  (дети закрывают лица двумя руками)        

Приоткрой немножко -        ( приоткрываю )        

Покажи нам рожки!        (делают рожки  пальцами и пытаются меня  догнать   и   « уколоть»  ими )

Очень нравятся игры с музыкальными инструментами, например: « На каком инструменте играю?»,  «Где звенит ?»  – ребёнок должен пойти в том направлении, откуда слышится сигнал.

На втором году жизни происходит встреча малыша со своей первой книжкой. Стараюсь сделать так, чтобы книжка стала любимой  и желанной игрушкой. Ненавязчиво, эмоционально привлекаю детей к чтению сказок.

 В  совместной  деятельности  ни   в коем случае не отказываю ребёнку,

если  обратится с просьбой почитать, чтобы не сформировалось отрицательное  отношение к чтению, т. к. дети берут пример со взрослых.

 

Также уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Есть игры, которые предусматривают соединение движений пальцев с речью.

Игра: « Большаку – дрова рубить»

(перебирая по очереди пальчики ребёнка, приговаривая)

Большаку - дрова рубить,

А тебе – воды носить (указательный)

А тебе – печь топить ( cредний)

А тебе – кашу варить (безымянный)

А малышке – песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Для формирования чётких координированных движений пальцев использую  игры: « Пальчики  здороваются», « Пальчик- мальчик ,где ты был?»

Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен.  Стараюсь   войти  в  доверие   и добиться положительной мотивации по отношению к играм. Поощряю любое проявление ребенка  к активности,  побуждаю к новым попыткам говорить. Что помогает  избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязни речи.

Данное    направление без участия родителей будет  не в совершенстве. Поэтому через групповые собрания, консультации, индивидуальных бесед  рекомендую, как в домашних условиях  развивать у ребёнка слуховое внимание, фонематический слух.

В домашних условиях можно  и нужно развить слуховое внимание,  но для этого необходимо с чего-то начать.

Конечно  формирование речевого восприятия начинаем не с речевых звуков (как кажется с первого взгляда), а, наоборот, с «Неречевых»!

К «неречевым» звукам относятся все окружающие нас звуки природы (шум падающих листьев, капли дождя за окном, хруст  снега), музыкальные инструменты (пианино, дудочка, барабан, колокольчик);  бытовые приборы (стиральная машинка, телефон, холодильник). Для начала требуется выбрать предмет, издающий звук и хорошо его рассмотреть, чтобы образ предмета, звучание которого он будет запоминать, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации. Так  рассматриваются  3-4 предмета, затем их требуется убирать с поля видимости ребенка (за шторку, в коробку и), чтобы, когда этот предмет зазвучал, ребенок опирался не на зрение, а на слух.

  Упражнение повторять столько раз, сколько ребенку необходимо,  чтобы  четко различать звучащие предметы, и сохранялся интерес к игре.  Для этого заменяем предметы по мере необходимости, местоположение (в другую комнату). Например, берём несколько одинаковых коробочек и насыпаем в них разные предметы (пуговицы, крупу, кнопки, бусинки). Для начала даём прослушать все коробочки, обсуждаем, что и как звучало (тише/громче), затем  берём коробочку из своего набора, трясем ее, ребенок с закрытыми глазами внимательно слушает, ищет среди своих коробочек такую же по звучанию.

 Игра «Послушай мир вокруг себя»

1. Кто услышит больше звуков? Вот проехала машина, вот капает вода из крана, вот шаги спешащего прохожего, шелест листвы, хруст снега и т.д.

2. Можно записывать на диктофон звуки улицы на прогулке или звуки животных в зоопарке, домашних животных, птиц. Придя домой, прослушать запись вместе с ребенком и вспомнить все услышанные звуки. Когда малыш будет с легкостью определять звучащие предметы можно начинать приступать к изучению звуков речи.

Такие весёлые и простые упражнения  помогают  малышу овладеть правильной речью, а в будущем чтением и письмом  быстро и просто.

Начиная  работу с раннего возраста по данному направлению  способствует  эффективного достижения  качества образования в дошкольном и   в   школьном возрасте.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные игры для развития слухового внимания у детей раннего и младшего дошкольного возрста

Сборник игр с музыкальным сопровождением для детей раннего и младшего дошкольного возраста (2-4 года), направленных на развитие слухового внимания.Может быть использован для работы музыкальным руковод...

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования как условие качества дошкольного образования

Автор прослеживает развитие системы качества дошкольного образования в Российской Федерации, выделяет  Федеральные государственные стандарты дошкольного образования как условие создания качествен...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНВТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Межрегиональная научно-практическая конференция «Психолого-педагогический, социальный и управленческий аспекты реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

"Организация предметно-пространственной среды в ДОО, как одно из условий качества дошкольного образования"

Оценка качества дошкольного образования в ДОО рассматривается как многоуровневая система, где каждый уровень имеет свой объект оценки....

Здоровьесберегающее образовательное пространство – необходимое условие качества дошкольного образования

laquo;Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…» Н.М. Амосов Главной задачей государственной образовательной политик...

«Сотрудничество с родителями, как условие качества дошкольного образования»

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонились в по...

ПРОЕКТ на тему: «Развитие слухового внимания и восприятия у детей старшего дошкольного возраста у детей с ЗПР»

Актуальность проектаАктуальность проекта обусловлена требованиями ФГОС, которые направлены на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмо...