Открытое занятие по развитию речи "Грамматейки говорят правильно!"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Чунихина Елена Владимировна

 Занятие по формированию грамматического строя речи. Проведено в качестве открытого в рамках месячника по реализации годовой задачи ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammateyki_govoryat_pravilno.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

- закрепление лексико-грамматических категорий ;

  -развитие лексико-грамматического строя речи детей.

Задачи:

- стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, формировать тонкие движения пальцев рук.

-закрепить умение образования относительных  прилагательных, формировать навык практического употребления относительных прилагательных в словосочетаниях с помощью наглядной опоры;

-учить детей ориентироваться в днях недели, познакомить с последовательностью дней недели. закрепить в активной речи детей названия, последовательность дней недели. учить детей наглядно в определенной последовательности расставлять дни недели.

- автоматизация навыка образования сложных слов, учить образовывать сложные слова путём сложения, активизировать словарь сложными словами;

- развитие зрительно-двигательной координации; речевого дыхания;

- развивать умение сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки, умение классифицировать предметы по признаку;

-активизация словаря признаков ,предметного словаря;

-формировать навык образования новых глаголов с помощью приставок;

- развивать навыки связного высказывания, словесно-логического мышления, слуховое восприятие;

-воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, работать в течение всего занятия.

Оборудование:

мольберт с магнитной доской, альбом «Одежда», карточки с названиями дней недели, карточки с заданиями для игр №5 и №6; игры «Четвёртый лишний»; предметные картинки для самостоятельной деятельности по игре «Четвёртый лишний».

Ход занятия:

1.Орг. момент: дети садятся на стулья. Воспитатель знакомит детей с темой  и направлением занятия.

В.: Ребята, сегодня мы поиграем в игры. Но они не простые. Это словесные игры. Они научат нас правильно говорить слова трудные и не трудные, слова сложные и простые. Тема нашего занятия «Грамматейки говорят правильно!»  Кто такие грамматейки? Верно, это ребята, которые умеют и любят говорить правильно. Есть такая наука-грамматика. Ближе с ней вы познакомитесь в школе. Но говорить правильно нужно нам уже сейчас. Поэтому мы и играем с вами в такие игры.

2. Пальчиковая гимнастика. Комплекс состоит из упражнений: «Кулачок-силач», «Ладошки-солнышки», «Дерево», «Стол и стул», «Теневой театр: заяц, петух, собака, крокодил», «Колечки», «Цепочки», «Вертушка».

3.В.: Итак, наша первая игра «Что из чего сделано?». На доске я буду вешать  изображения частей одежды вам нужно сказать какие они. Например: Пальто из драпа, значит оно драповое. Предложить: рубашка из льна(льняная); платье из шёлка(шёлковое); куртка из джинсы(джинсовая);брюки из шерсти(шерстяные); шорты из вельвета(вельветовые); майка из вискозы(вискозовая);Юбка из шифона(шифоновая).

В:Молодцы,справились хорошо!

4.Следующая игра: «Дни недели». Сейчас ребята станут днями недели, каждый выберет себе имя. А теперь Алина поставит их по порядку и будет нам говорить, кто и почему за кем стоит. Умница, Алина! Усложним задачу: я называю день недели, а его соседи становятся рядом с названным.  Например: понедельник-справа-воскресенье, оно было вчера, слева вторник-он будет завтра. Повторить игру три-четыре раза.

5. «Назови одним словом»:

В:А теперь мы будем придумывать слова-названия, а вернее угадывать их. Вот послушайте, как можно назвать одним словом предмет, который умеет вертеть и лететь одновременно-ВЕРТОЛЁТ.

Я буду загадывать, а вы говорить одним словом: возит молоко; она металлическая и черепица; Эта машина мешает бетон; этот инструмент электрический; человек, который возит воду; квартира, состоящая из двух комнат; он сам летает; авиацию носит на себе; вы любите ходить по нём руками; эта машина укладывает трубы; а эта дробит камни; машина, которая ходит везде; человек, который водится с пчёлами. Очень хорошо! все слова были правильными!

6.  Физкультминутка.

В:Мы много свами поработали-давайте отдохнём!

Шумный Ба-Бах.

В очень громких сапогах (Шаги на месте) Ходит по лесу Ба-Бах!

И, заслышав этот звук, (Слушаем, приложив ладонь к уху)

 В ветках спрятался Тук-тук, (Закрыть лицо ладонями)

 На сосну взбежал Цок-цок, (Прыжки на месте)

В чащу кинулся Прыг-скок, (Присесть)

 Чик-чиришка в листья порх! (Махи руками)

Шебуршонок в норку скок!! (Присесть и делать движения руками)

Тихо -тихо все сидят (пригрозить пальцем) И, хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-Бах {Шаги на месте) В очень громких сапогах!

7.       Мы немного подвигались, нужно восстановить дыхание.

 Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса «Вьюга»

Старая седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабою-Ягой

Вьюга воет: «3- з- з- з- з» (с усилением звука)

Застонал лес от вьюги: «М -м -м -м» (тихим высоким голосом)

Тяжело стонут дубы: «М -м -м -м» (Громко низким голосом)

Стонут берёзы: «У -у -у -у» (Тихо высоким голосом)

Шумят ели: «Ш -ш- ш- ш»

Но вьюга стихает: «С -с -с -с» (С понижением голоса) И лес вновь затих....

8. «Четвёртый лишний!» Детям предлагаются карты с изображением четырёх предметов,один из них не отвечает родовому или ведущему признаку. Затем задача усложняется-предлагаются задания на слух:-дуб, сосна, ель, смородина.

                               -мяч,  кораблик, кукла, карандаш;

                               - картофель, свёкла, лук, лимон;

                               -сом, ёрш, карась, кит.

Следующий вариант: дети сами выкладывают такие ряды с помощью предметных картинок.

9. «Чем больше, тем лучше». Дети образовываю новые глаголы с помощью приставок: у-,за-,под-,от-,пере-,по-,об-,вы-,на-;  от глагола  «летать». Демонстрировать действия, обозначаемые этими глаголами с помощью журавлика исполненного в технике оригами. По окончании данной занятия можно подарить птичку самому активному ребёнку.

10. Анализ занятия с детьми: диалог с детьми о том, что делали на занятии, какие игры запомнились, кто был особенно активен и правильно отвечал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект парциальной образовательной программы по речевому развитию "Давайте говорить правильно"

В программе указано обоснование выбора парциальной программы, цели, задачи, принципы реализации программы, планируемые результаты освоения программы.Тематическое планирование раскрывает содержание ...

Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков на тему «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» для детей подготовительной к школе группы

Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков на тему «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» для детей подготовительной к школе группы...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...

Смотр-конкурс центров речевого развития "Будем говорить правильно!"

С 18 по 25 января 2019 года в нашем учреждении проходил смотр-конкурс на создание лучшего речевого центра "Будем говорить правильно!"....

Лепбук по развитию речи "Говорим правильно"

Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) В пособии представлены игры и упражнения, направленные на совершенствование произносительных навыков и умений детей, разв...

Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков в подготовительной к школе группе «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении»

Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции.Задачи:Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, ра...

Открытое занятие по развитию речи в логопедической группе «Путешествие в страну Красивой и правильной речи»

Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей.Задачи:1.Образовательные:Совершенствовать навыки словоизменения и словообразования;Формировать умения обобщать, классифицировать...


 

Комментарии

Чунихина Елена Владимировна

Полукругом, на стульчиках, поставленных на паласе. Это занятие можно и за столами провести. У нас было открытое, поэтому так сидели.