Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе "Родословная - старинная русская традиция"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Моисеева Светлана Александровна

 Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление, активизировать словарь дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_rodoslovnaya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по познавательно – речевому

развитию в подготовительной группе.

Тема: «Родословная – старинная

русская традиция»

   

                                       

        Составила:

                                                            Моисеева С.А. гр. № 7

                        2008 -2009 уч.год.                                                           

         

Цель: Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление, активизировать словарь дошкольника.

                   Ход занятия

1.Организационный момент 

Этюд «Утреннее фото».

Встань, как только солнце встанет

И тихонечко к окошку

Руку луч к тебе протянет

Ты подставь скорей ладошку,

Пусть тебя увидит мама

И умытым, и обутым.

Всё прибрав, иди к ней прямо

И скажи ей: « С добрым утром!»

А потом с улыбкой, с песней

Выйди к травам, людям, птицам…

И весёлым, интересным

День твой должен получится!

2.Чтение пословицы:

    «Семья в куче – не страшна и туча».

 - Как вы понимаете значение данной пословицы?

 - Что такое семья?

 - Любую семью можно представить в виде схемы.

 (Рассматривание и объяснение схем).

 - Глядя на эти схемы, что можно сказать о семьях? Какие они бывают?

( большие и маленькие).

3. Работа с иллюстрациями.

 а)  - А сейчас, посмотрите на эти иллюстрации.

 - Что их объединяет? Кто изображен на них?

 - Почему вы решили, что на иллюстрациях изображены семьи?

 - Чем семьи похожи и чем отличаются?

( ответы детей).

б)  - Ребята, а теперь посмотрите на эту иллюстрацию.

 - Как вы думаете, художник отображает на ней современную жизнь или рассказывает о прошлом?

 -  Почему вы решили, что на картине изображено прошлое?

(старинная одежда, посуда, русская печь, прялка).

 -  А к какой схеме можно отнести эту семью?

 - Почему?

(ответы детей)

 - В старину  семьи в основном жили в одном большом доме или по соседству.

 - А для чего же люди создавали такие большие семьи?

 в) - Основным занятием для мужчин в то время было земледелие, охота, кузнечное  и гончарное дело. Работа  была тяжелая  и отец не мог один   справляться с ней и  поэтому, когда в семьях подрастали  сыновья, они помогали своим отцам в их нелегком труде.

 - А чем же занимались женщины?

(готовили еду, шили, пряли, присматривали за малышами, убирались дома).

г) – Найдите на картине самых старших.

 - Почему они сидят, а сыновья стоят?

(уважение к старшим, внимательно слушают их, просят у старших какого – то совета).

 - Дети обращались к своим родителям на «Вы» с почтением, уважением, ласково. Отца в старину называли «батюшкой», а мать – «матушкой».

 - Семьи в то время были дружные, родственники всегда помогали друг другу. Люди были отзывчивыми, гостеприимными, как говорили раньше – хлебосольными. Любили веселые игры, пляски, хороводы. Такие были обычаи и традиции.

4. Русская народная игра «Дятел».

5. История возникновения фамилии.

 

 - Ребята, давайте ещё раз рассмотрим все семьи.

 - Как различить одну семью от другой?

(у них разные фамилии)

 - Давным – давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречались очень часто и чтобы было понятно о ком идет речь, люди использовали отчества, прозвища.

             Но это было неудобно

 - Тогда пришла идея придумать фамилию. Их придумывали по  названию деревни, по имени отца и по профессиям.

 Например, семья Кузнецовых. Предком этой семьи был искусный кузнец. Он передал своим потомкам не только секреты кузнечного мастерства, но и от его ремесла произошла фамилия – Кузнецовы. Так и появился род Кузнецовых.

6. Составление родословной.

 

 - Как думаете, что такое род?

( род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию).

С давних времен существовал обычай – вести свою родословную.

 - Что такое родословная?

(Родословная – это рассказ о своей семье, родственниках, предках, это история семьи).

 - Рассмотрим родословную семьи Кузнецовых.

 - С чего следует начинать родословную?

( с бабушек и дедушек).

 - Почему?

 - Имена выставлены тремя рядами. Каждый из рядов указывает на поколение: поколение бабушек и дедушек, поколение родителей, поколение детей.

Поколение объединяет людей примерно одного возраста.

 - Сколько поколений в семье Кузнецовых? (3)

7. Ну вот мы и побывали в прошлом.

- Есть ли сейчас семьи?

 - Есть ли у вас семья?

  ( рассказы детей о своих семьях).

8. Пословицы, поговорки ос семье.

 - Мы сегодня много говорили о семьях, традициях.

 - Кто знает какие – нибудь пословицы о семье.

 

9. – Ребята, мы с вами ходим в одну группу. Все вместе мы являемся семьей? ( да)

 - Какая наша семья?

Предлагаю изобразить образ нашей дружной семьи.

Наша группа – зеленая поляна, все дети – цветы, а мы   - ваши воспитатели и помощник воспитателя – лучики солнышка, которые вас обогревают и заботятся о вас.

10. Итог занятия.

 

                                                                                                           

                                                                                                                                                         

                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе

Дети знакомятся с вулканом, его частями, самостоятельно проделывают опыты....

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Этот загадочный мир»

Данный конспект поможет детям узнать об особенностях географического положения Африки, о животных Африки занесенных в красную книгу . Дети увидят разнообразие и красоту Земли. Научатся составлять расс...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Маша в лесу»

Занятие по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на основе сказки «Маша в лесу», с применением опытов....

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Этот загадочный мир»

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки;2.     Показать разнообразие и красоту Земли;3.     Познакомить...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной логопедической группе

интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию с использованием изобразиельного творчества и презентации....

Конспект занятия по познавательно- речевому развитию в подготовительной группе на тему " Путешествие в волшебный лес"

В конспекте представлены задания и игры на закрепление знаний о времена года....