Занятие "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

  1. Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина.
  2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения.
  3.  Воспитывать у детей  интерес к детской художественной литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по ознакомлению детей с художественной литературой с использованием личностно-ориентированной технологии                         (подготовительная к школе группа).

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА».

 
ЗАДАЧИ
 

  1. Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина.
  2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения.
  3.  Воспитывать у детей  интерес к детской художественной литературе.

  
МАТЕРИАЛЫ: портрет А.С. Пушкина; книги с иллюстрациями; музыкальное сопровождение; предметные картинки (зеркало, яблоко, собака, конь, солнце, месяц);  красивая коробка; макет большой книги.
 
ХОД ЗАНЯТИЯ
В начале занятия воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Послушайте, ребята, что я вам буду читать: (воспитатель читает детям наизусть отрывки из произведений А.С. Пушкина).
Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями на потопленные луга.
(Отрывок из романа «Евгений Онегин»)
 
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
(Отрывок из стихотворения «Осень»)
 
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,
Короче становился день, лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…
( Отрывок из романа «Евгений Онегин»)
 
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,то заплачет, как дитя…
(Отрывок из стихотворения «Зимний вечер»)
 
 
- Что я вам сейчас прочитала?  Кто автор?
Ответы детей: «Вы прочитали отрывки из произведений (стихотворений), которые написал А.С. Пушкин».
- А что еще написал А.С. Пушкин?
Ответы детей: «Еще Александр Сергеевич Пушкин написал сказки».
- Какие вы знаете сказки А.С. Пушкина?
Ответы детей: «Мы знаем сказки: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».
- Сегодня мы с вами будем путешествовать по сказкам А.С. Пушкина. Посмотрите, ребята, на полу стоит большая книга сказок (
деревянный макет книги). Это непростая книга, она волшебная. Через эту книгу мы и будем путешествовать (дети все перелезают через макет). А на чем же мы будем путешествовать по сказкам? Я предлагаю «ковер – самолет» - это очень удобный вид транспорта для путешествий по сказкам.
- Сели поудобнее, закрыли глаза и представили, что мы летим на ковре-самолете (
звучит «волшебная» музыка, а затем «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова).
-  Мы прилетели с вами в сказку. Слышите, кто-то жужжит? В какую же сказку мы с вами прилетели? Ой, ребята, посмотрите у меня на столе лежат какие-то насекомые. Назовите мне их.
Ответы детей: « На столе лежат насекомые: комар, муха, шмель».
- Из какой сказки А.С. Пушкина эти насекомые?
Ответы детей: «Эти насекомые прилетели из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
- Кто из вас знает как точнее называется эта сказка?
Ответы детей: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
- И так, мы с вами попали в «Сказку о царе Салтане…».
- Кто знает, как начинается эта сказка?
Ребенок читает наизусть отрывок из сказки:
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, - говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, - говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна наткала я полотна».
«Кабы я была царица, - третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки – царя родила богатыря».
Вопросы к детям по сказке:
- Кто был в сказке князь Гвидон? (Это сын царя Салтана).
- Как получилось, что князь Гвидон стал жить на острове? (Ответы детей).
- Как называется остров, где жил князь Гвидон? (Остров «Буян»).
- В кого превращался в сказке князь Гвидон? (Он превращался в комара, муху, шмеля).
- Кто царю Салтану рассказывал об «заморских диковинах»? (Ему рассказывали «корабельщики»)
- Кого называли  «корабельщиками»? (Ответы детей).
- Какие  «чудеса» были на острове? (Чудо-белка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь).
- Расскажите об этих «чудесах»
Дети читают наизусть отрывки из сказки.
 
БЕЛКА
Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная, да затейница какая!
Белка песенки поет да орешки все грызет,
А орешки не простые, все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд слуги белку стерегут.
Служат ей прислугой разной – и приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть; отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету да пускают в ход по свету…
 

ТРИДЦАТЬ ТРИ  БОГАТЫРЯ
Каждый день идет там диво: море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге – и останутся на бреге
Тридцать три богатыря, в чешуе златой горя,
Все красавцы молодые, великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор с ними из морю выходит
И попарно их выводит, чтобы остров тот хранить
И дозором обходить – и той страже нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
 
ЦАРЕВНА - ЛЕБЕДЬ
Царевна есть, что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает будто пава;
Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит.
 
- Как  заканчивается сказка? (Ответы детей).
- Слышите, ребята? Снова звучит «волшебная» музыка. А это значит,  что мы с вами опять садимся на ковер-самолет и продолжаем свое путешествие по сказкам дальше.
На столе у воспитателя появляется красивая коробка.
- Ребята, в этой коробке лежат два предмета. Вам нужно будет угадать эти предметы и сказать сказку.
1) В коробке лежит предмет, с помощью который в сказке А.С. Пушкина говорил человеческим голосом? Что это за предмет?
(Зеркало). 
2) В коробке лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет?
 (Ответ: яблоко).   
3) Из какой сказки эти два предмета?
(Ответ: из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»). 
Задание детям.
На мольберте вывешены предметные картинки. Нужно найти те из них, о которых говорится в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (зеркало, яблоко, собака, конь, солнце, месяц). Что каждый предмет делал в сказке?
 - А теперь давайте с вами представим, что мы находимся в той светлице, где сидит мачеха и разговаривает со своим зеркалом. А поможет нам в этом ребята, которые приготовили отрывок из этой сказки.
 
На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее, всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет, да как ручкой замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет, каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла! И не диво, что бела.
Но скажи: как можно ей быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше, хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна все ж милее, все ж румяней и белее».
 
- Спасибо вам ребята, но нам пора в следующую сказку (снова звучит «волшебная» музыка, затем «шум морского прибоя»).
- Ребята, что это за шум? (Шум моря). А в какой сказке мы сейчас находимся? В «Сказке о рыбаке и рыбке».
Вопросы к детям по сказке:
- Расскажите, как получилось, что золотая рыбка стала служить старику.
- Какие желания старухи выполнила золотая рыбка?
- Каким вам показался старик? Как вы себе его представляете? Какими словами можно сказать о нем, какой он? (Добрый, ласковый, тихий, жалостливый).
- Как каждый раз встречало море старика? (Каждый раз по-разному: «…море слегка разыгралось…», «Помутилось синее море», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море»).
- Как вы думаете, для чего поэт такими разными словами говорит об одном и том же? (Поэт хотел показать, что природа не довольна , как старуха меняет свои желания).
 
Задание детям: «Собери картинку». Дети должны собрать иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке».
- Какой эпизод из сказки изображен? Как вы это поняли?
- Расскажите, чем закончилась эта сказка?
 
Дети читают наизусть отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке».
 
Вот идет он к синему морю, видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне - море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился –
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
 
- Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие по сказкам А.С. Пушкина. Давайте им скажем «до свидания» и выйдем через нашу «дверь» (макет большой книги).
Дети перелезают через макет большой книги.
- Вот мы с вами снова очутились в детском саду.
- Что вы можете сказать о сказках, которые написал А.С. Пушкин?
- Какая вам из них больше нравится и почему?
Заключение воспитателя.
- Сказки А.С. Пушкина интересны и поучительны. В них прославляются добрые и смелые люди и высмеиваются жадные, трусливые, злые. Они написаны красивым поэтичным языком.
Место действия пушкинских сказок – Древняя Русь – избяная, рубленная из столетних кряжей или сложенная из белого известкового камня. Причудливая Русь, обнесенная частоколами, поблескивающая золотистой дранкой кровель, куполов и маковок.
Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна Матвеева. Может быть, не все даже знают ее простую фамилию.
Поэзия на Руси повелась от старых нянюшек и бабок. 
Они ее берегли. Они передавали ее из уст в уста неторопливо и спокойно, будто плели  кружево.
 В селе Михайловском среди зимы, завалившей снегом проселки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно простые и волшебные. Там в теплом сумраке родились все эти замечательные сказки – о рыбаке и рыбке, царе Салтане, золотом петушке, мертвой царевне, о попе и работнике его Балде.
Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы – дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов – Александра Сергеевича Пушкина.
В конце занятия воспитатель раздает детям небольшие книжки со сказками А.С. Пушкина.

 Материал подобрала воспитатель Комкина Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ...

Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина "У лукоморья"А.С.Пушкин

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина. Сценарий музыкально - литературного вечера по сказкам А.С. Пушкина "У лукоморья".

Цель проекта:Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина;         Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в дра...

10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. В детском саду – акция «Сказки А.С. Пушкина – детям» с участием родителей

10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. В детском саду – акция «Сказки А.С. Пушкина – детям» с участием родителей...

10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. Акция «Сказки А.С. Пушкина – детям»

Сказки А.С. Пушкина близки и дороги, как взрослым, так и детям. Они не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему любима не одним поколением....