Занятие в подготовительной группе "Удивительный мир слов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Оськина Наталья Александровна

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Удивительный мир слов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Составила: воспитатель Оськина Наталья Александровна

Тема: «Удивительный мир слов»

Пояснительная записка

Данное занятие является итоговым занятием по развитию речи в подготовительной группе. Оно состоит из трех основных этапов.

Первый этап занятия: организационный. Его цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к занятию. В начале занятия зачитывается стих о словах (№1 или №2), затем я детям предлагаю отправиться в путешествие в удивительный мир слов, а сюрпризный момент в виде цветика-семицветика для начала путешествия становится интересной отправной точкой для начала основной части занятия.

Второй этап: основной. Дети выполняют задания разной направленности: подбирают прилагательные (задание №1), существительные (задание №2), одновременно и прилагательные и существительные (задание №3), глаголы (задание №4), учатся аргументировать свой ответ (задание №5), проводить аналогию между двумя предметами (задание №6), составляют небольшой рассказ по картинам (задание №7).

Третий этап: заключительный. На этом этапе происходит подведение итогов о проделанных заданиях и поощрение детей медалями.

Цели и задачи: обогащать лексический  запас детей словами-прилагательными, словами-действиями, активизировать монологическую речь, стимулировать речевую активность, учить мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, развивать мышление и воображение.

Материал: картинки, цветик-семицветик.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в удивительный мир слов.

№1    Есть сладкое слово - конфета.

Есть быстрое слово - ракета.

Есть кислое слово - лимон.

Есть слово с окошком - вагон.

Есть слово колючее - ежик.

Есть слово промокшее - дождик.

Есть слово упрямое - цель.

Есть слово зеленое - ель.

          Есть книжное слово - страница.

Есть слово лесное - синица.

Есть слово пушистое - снег.

Есть слово веселое - смех.         (М.Пляцковский)

№2    Всему название дано -

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно - давно привычно нам,

Другое - незнакомо…

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!         (А.Шибаев)

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами отправиться в путешествие в удивительный мир слов? Согласны?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: (берет в руки цветик-семицветик) Дети, у меня есть волшебный цветок, чтобы отправится в путешествие нам надо произнести волшебные слова и мы с вами окажемся в удивительном мире слов.

Воспитатель отрывает один лепесток от цветка и произносит волшебные слова, предлагает детям повторять слова за ним:

Ты лети, лети листок

Через запад на восток.

Возвращайся, сделав круг.

Облети вокруг земли,

Быть по-моему вели:

Хотим оказаться в мире удивительных слов.

Предлагает детям закрыть глаза и покружиться.

Дети открывают глаза, у воспитателя в руках конверты с номерами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что нам передала Королева Слов. Это задания, которые нам обязательно нужно выполнить. Сейчас мы с вами по очереди будем выполнять каждое из них.

В группе стоят столы, на каждом из которых стоят номера (№1, №4, №5, №6, №7). Также на них лежат картинки, соответствующие данным заданиям. В процессе выполнения заданий дети перемещаются от стола к столу.

Задание 1. « Подбор прилагательных»

Ребенок выбирает картинку, или называет слово, дети подбирают признаки, соответствующие этому предмету: «собака» - большая, лохматая, добрая, злая, старая и т.д.

Задание 2. «Что бывает»

К прилагательному подбирается существительное: «зеленый» -помидор, забор, дом.

Задание 3.  «Цепочка слов».

Дети составляют своеобразный «поезд» из слов:

-Кошка бывает какая?

- Пушистая, ласковая, разноцветная….

- Что еще бывает разноцветным?

- Радуга, платье, телевизор…

- Каким еще может быть платье?

-  Шелковым, новым, прямым…

- Что еще может быть прямым?

- Дорога, линия и т.д.

Задание4. «Кто что делает»

Детям показывают картинки и задают вопросы: «Что с этим можно делать?  

Для чего это нужно?»

Задание 5. «Аргументация»

Ребенок выбирает картинку, никому не показывая, спрашивает: «На что это похоже?»

Каждый играющий предлагает свой вариант ответа. После того как все предложат свой вариант ответа, ведущий показывает картинку и предлагает защитить свои предположения:(огурец, дверь…,на картинке - книга).

Аргументы:

-как в огурце много зернышек, так в книге много страниц;

- дверь открывается и книгу тоже можно открыть.

Задание 6. «Что общего»

Детям предлагается два объекта, между которыми нужно провести сравнение по нескольким признакам.

Например: что общего между муравьем и грузовиком (возят груз, двигаются), между карандашом и ракетой (заостренная форма, оставляет след за собой) и т.д.

Задание 7. «Задом наперед»

Детям предлагается 2 картинки. В зависимости от последовательности расположения картинок составляется рассказ.

Например: гнездо с яйцом и летящая птица  «В гнезде лежало яичко. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и стал летать» или  «Летела птичка, увидела на дереве удобное место для домика. Свила она гнездо, снесла яичко и стала своих детей высиживать».

После выполнения всех заданий, воспитатель предлагает отправиться обратно, отрывает лепесток и произносит слова:

Ты лети, лети листок

Через запад на восток.

Возвращайся, сделав круг.

Облети вокруг земли,

Быть по-моему вели:

Хотим оказаться в детском саду.

 Дети стоят с закрытыми глазами. В этот момент воспитатель выставляет сюрпризный момент (например, медали).

Подводиться итог, что все дети хорошо работали и Королева слов приготовила для них медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в подготовительной группе "Родственные слова"

Логопедическое занятие в подготовительной группе "Родственные слова"...

Тематическое занятие для подготовительной группы "Вежливые слова".

Тематическое занятие для подготовительной группы «Вежливые слова». Цель занятия: воспитать культуру поведения, вызвать желание соблюдать правила поведения; научить применять вежливые слова в жизн...

Конспект занятия в подготовительной группе « Волшебные слова»

Обучение детей говорить вежливые слова,Ю быть воспитанными...

методическая разработка: Конспект комплексного логопедического занятия в подготовительной группе «Многозначные слова»

В данном занятии логопед развивает слуховое внимание;происходит совершенствование представлений о зиме, зимних праздниках, зимних забавах; закрепляются знания детей о жилище животных; совершенствуется...

Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебные слова»

Цель : воспитывать уважение друг к другу, посторонним; формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичным , честным, воспитанным; формировать у детей понимание того, что...