Занятие по развитию речи в старшей группе «Лисица - сестрица»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) по теме

Программное содержание:

 – продолжать учить детей связному последовательному пересказу текста с опорой на графические схемы;
– развивать умение отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; развивать диалогическую речь, развивать память;
– формировать навыки употребления притяжательных прилагательных;
– совершенствовать умение правильно использовать в речи предлоги над, под и между;
– закреплять и расширять знания детей о жизни диких животных;
– воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательное отношение друг к другу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisica_-_sestrica.docx449.17 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей группе «Лисица  - сестрица»

Программное содержание:

 – продолжать учить детей связному последовательному пересказу текста с опорой на графические схемы;
– развивать умение отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; развивать диалогическую речь, развивать память;
– формировать навыки употребления притяжательных прилагательных;
– совершенствовать умение правильно использовать в речи предлоги над, под и между;
– закреплять и расширять знания детей о жизни диких животных;
– воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательное отношение друг к другу.

Словарная работа: следы, жилища зверей, хрустнула, охотники.

Оборудование: картинки с изображением диких животных и их детёнышей, следы и жилища лесных зверей, изображение теремка, набор схем для графического плана, грамзапись «Звуки леса».

Методические приёмы:
 сюрпризный момент, рассматривание картинок, графических схем; использование пальчиковой гимнастики, физкультурной минутки; хоровые и индивидуальные ответы; договаривание предложений детьми; поощрение.

Занятие проводится в групповой комнате. Во время занятия дети стоят, сидят на стульчиках полукругом.

Ход занятия:
I В: Здравствуйте ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся гостям, улыбнёмся весеннему дню и теплому солнышку. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие по развитию речи пройдёт в хорошем настроении.
В: Когда я шла к вам на занятие, я встретила почтальона, которая очень просила передать вам вот этот конверт (показывает письмо). Как вы думаете, что это?
Д: Письмо.
В: Что же с ним делать?
Д: Прочитать.
В: Письмо можно прочитать только тогда, когда мы отгадаем загадку(читает загадку):
«Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт?»
В: Кто это? Как вы догадались?
Д: Потому что у неё пушистый хвост, мех золотистый.
Воспитатель достает фото лисы.
В: Правильно, это лиса.
В: Какая лиса?
Д: Хитрая, рыжая, пушистая, шустрая, ловкая, быстрая, красивая, нарядная….
В: Давайте ласково назовём лису.
Д: Лиса, лисичка, лисонька…
В: Ребята, в конверте ещё есть приглашение в гости к лисе.
Воспитатель предлагает детям отправиться в гости в лес, вспоминая правила поведения в лесу (не шуметь, не ломать ветки, не рвать цветы и т.д.).
В: Дети встаньте в круг и закройте глаза.
1,2,3 повернись и в лесу очутись!
Дети выполняют задание, звучит фонограмма «Шум леса».
В: Вот мы и оказались в лесу. Что вы ребята слышите?
Д: Пение птиц, шум ветра, шорох листвы…
В: В лесу можно услышать эхо. Давайте послушаем. Я вам буду говорить, а вы будете эхом: Здравствуй лес! Здравствуйте все, кто живёт в лесу! Мы рады встрече с вами! (Дети повторяют за воспитателем).

II Дети замечают диких животных и их следы.
В: Ребята, назовите этих животных.
Д: Медведь, заяц, белка, бобёр, ёж, волк, лиса, лось.
В: Как можно их назвать, одним словом? Почему они называются дикими животными?
Д: Потому что они живут в лесу, сами себе устраивают жилище, сами находят себе пищу…
В: Ребята, рассмотрите следы, которые оставили на снегу и на земле звери. Расскажите, чьи это следы.
Д: Это лисьи следы, а это беличьи следы…
В: Расскажите, как называются жилища зверей.
Д: Это беличье дупло…
В: Расскажите одним предложением, чьи это следы и куда они ведут? Например, «лисьи следы ведут к лисьей норе»…
(Ответы детей).

В: Ребята, давайте присядем (дети садятся на стульчики).
В: Лиса пригласила в гости не только нас, но и своих друзей. Кто пришёл к лисе? (воспитатель выставляет картинки).
Д: Заяц с зайчатами,
Ёж с ежатами,
Медведь с медвежатами,
Белка с бельчатами,
Волк с волчатами,
Бобёр с бобрятами,
Лось с лосятами.
В: Лиса оказалась очень гостеприимной хозяйкой и поселила всех зверей в теремок. Отгадайте, про какого зверя я говорю: этот зверь живёт над лисой? Д: Это ёж.
В: Этот зверь живёт между зайцем и волком?
Д: Это бобёр.
В: А теперь вы сами загадайте загадки про животных, используя слова под, над и между.

В: А вы знаете ребята, что ёж очень бесстрашное животное, он вступает в неравную схватку с ядовитой змеёй и поедает осиные и пчелиные гнёзда, не боясь укусов. Всё это потому, что ежи могут переносить очень большие дозы яда, от которых другие животные умирают. Давайте превратим наши пальчики в ежика и сделаем пальчиковую гимнастику:
Под сосной живёт ежонок.
Много у него иголок.
До чего же он хорош –
Весь на щёточку похож!
А захочется еды –
Ёж пойдёт искать грибы. (Дети выполняют вместе с воспитателем пальчиковую гимнастику).

В: Что лиса приготовила гостям? (выставляются картинки)
Д: Белке – орехи, грибы и шишки.
Волку – рыбу.
Медведю – мёд, ягоды.
Зайцу – морковь, капусту.
Ежу – яблоки, грибы.
Бобру – ветки деревьев.
Лисе – мышей, рыбу.

В: Звери приглашают нас на весёлую зарядку (физкультурная минутка, стоя в кругу):
Мы проверили осанку и свели лопатки
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька трусишка,
И как серый волк волчище.
Вот свернулся ёж в клубок
Потому что он продрог,
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.

В: Садитесь ребята на свои места. В гостях у лисы звери много про себя рассказали, а медведь поведал очень интересную историю. Внимательно послушайте рассказ «Как медведь сам себя напугал».
(Чтение рассказа по Н.Сладкову):
Вошёл медведь в тёмный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.
Услышал медведь шум, испугался и убежал из тёмного леса. Так медведь сам себя напугал.

В: Понравился вам ребята рассказ? (воспитатель расставляет предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси).
– Куда вошёл медведь?
Д: Медведь вошёл в тёмный лес.
В: Что хрустнуло под его лапой?
Д: Под лапой хрустнула ветка.
В: Что сделала белка?
Д: Белка испугалась и выронила шишку.
В: На кого упала шишка?
Д: Шишка упала на зайца.
В: Что сделал заяц?
Д: Заяц затопал по лесу.
В: Кого увидела сорока? Что она сделала?
Д: Сорока увидела зайца. Она подняла крик на весь лес.
В: Что решили лоси? Что они сделали?
Д: Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.
В: Как повёл себя медведь?
Д: Медведь услышал шум, испугался и убежал из тёмного леса.
В: Кто же напугал медведя?
Д: Медведь сам себя напугал.

В: Ребята, я прочитаю вам рассказ ещё раз. Постарайтесь его запомнить. В этом вам помогут схемы (воспитатель расставляет план рассказа – графическую мне мо дорожку).

Все дети пересказывают рассказ по цепочки. Затем один ребёнок повторяет рассказ целиком.

III В: Ребята, мне сегодня было интересно в гостях у лисы. А вам? (ответы детей). Что интересного вы узнали? Чему научились? Что вам понравилось на занятии больше всего? (звучит фонограмма «Шум леса»). Давайте попрощаемся с лесными жителями. А нам пора возвращаться в детский сад.
1,2,3 – повернись, в детском саду очутись!
Вот и закончилось наше занятие. Вы все были молодцы и очень понравились мне! До свидания.

Воспитатель МБДОУ №1 Быкова А.С.

Консультация на тему:

Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактической игры в свободное время

В настоящие время задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается в дошкольной педагогике как некое дополнение к основной задаче - развитию игровой деятельности.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. В этих условиях мы считаем, что систему развивающего обучения математики необходимо направлять не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с передвигаемым математическим материалом

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний , необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство. Все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Поэтому очень важно развивать умственные и интеллектуальные- творческие способности детей, которые позволяют легко освоить новое.

Поэтому целью нашей деятельности являются создание развивающей, образовательной среды, способствующей интеллектуальных и личностно-деятельных способностей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  1. Развитие собственной деятельности с предлагаемым математическим материалом;
  2. Формировать осознаваемую мотивацию исследовательской (познавательной) деятельности;
  3. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.).

Данные задачи можно решать при помощи дидактических игр. Каждый родитель в свободное время вечером, а так же по пути домой способен развивать у своего ребёнка элементарные математические представления, предлагая задания в игровой форме.

Примерный  дидактический материал:

№1 «Нарисуй столько кружков, сколько предметов на карточке. Каких предметов больше?»

Цель: учить устанавливать соответствие между множествами, развивать внимание, закрепить порядковый счёт.

№2  «Помоги лунтику найти друзей, где они спрятались?»

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, определять лево/право, выше/ниже, далеко/близко, больше/меньше.

                 

Воспитатель МБДОУ №1 Быкова А.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по...

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе для формирования у детей умения осмысленно работать над собственным произношением, развивая интонационную выразительность речи....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...