Конспект занятий в средней группе Развитие речевого восприятия «Звук и буква М»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Мазуренко Галина Викторовна

Конспект занятий в средней группе

Развитие речевого восприятия «Звук и буква М»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_vospriyatiya.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятий в средней группе

Развитие речевого восприятия «Звук и буква М»

Подготовила воспитатель ГБОУСОШ Д/С 870

Мазуренко Галина Викторовна

                 

              Лексическая тема.  «Домашние и дикие животные».

Цели. Закреплять правильное произношение звуков м, мь; умение выделять их из слов. Сравнить артикуляцию звука м с артикуляцией гласных звуков а, о, у, ы. Познакомить с термином «согласный звук». Учить условно обозначить согласные звуки (твердые согласные – фишкой синего цвета, мягкие согласные – фишкой зеленого цвета).

             Демонстративный материал. Картинки с изображением дома,  леса , мешочек, фишки синего и зеленого цветов, карточка с буквой М.

Раздаточный материал.  Карточки с буквами М синего и зеленого цветов.

Материал. Картон, цветная бумага, ножницы, клей.

 Организационный момент. Воспитатель беззвучно произносит гласные звуки и предлагает детям узнать, назвать и показать их. В ходе упражнения дети повторяют, что при произнесении гласных звуков, воздух проходит свободно, не встречая преграды.  

                                                                                                     

Основная часть

  Стихи приветствия      

Воспитатель подзывает детей к себе на коврик.

             

                 Если, хочешь покружится,

                  Сперва, надо подружится

                 Руки другу протянуть

                    Улыбнуться не забудь  

                   Раз ладошка, два ладошка

                   Вот и поздоровались!

Игра «Отгадай загадку»

Голодная пасется,                          Без расчески причесался

Сытая  жует,                                      И умылся без воды ,

Всем ребятам.                                  В кресло мягкое забрался

Молоко дает.   (корова)                                 И запел на все лады. (кот)

     

Какой звук потерялся?

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку (м) ячик.

Тише, Танечка, не плачь!

Не утонет в речке (м)яч.

Воспитатель выставляет на панно картинки -  отгадки.

Беседа

-Как подает голос корова?  ( Корова мычит:   « Му-у-у». )

Дети произносят звукоподражание.

- Какой звук вы слышите в конце? (звук у) это гласный звук.

-Произнесите протяжно звук, который слышен перед звуком у (м)

-При произнесении звука (  м)   воздух проходит свободно?

Дети: Нет, воздух встречает преграду.

Воспитатель: Какую преграду встречает воздух?

Дети: Мешают губы.

Воспитатель: Если при произнесении звука, воздух встречает преграду, то этот звук называется согласным. Твердые согласные звуки мы будем обозначать фишками синего цвета.

  Характеристика звука М                     

Если мы с вами положим руку на горлышко и произнесем звук м, мы почувствуем, как горлышко дрожит. Звук м твердый, мы с вами будем обозначать его фишкой синего цвета. (Мак, мука, молоко, Мурка, море….)

Затем дети дают характеристику звуку м, опираясь на вопросы.

-Звук м гласный или согласный?

-Согласный.

-Почему?

-Звук м звонкий или глухой?

-Звонкий.

-Почему?

-Фишкой  какого цвета мы обозначаем звук м?

-Звук  твердый или мягкий?      

Физкультминутка

На панно картинки с изображением  дома и леса в мешке пластмассовые игрушки диких и домашних животных. Дети по очереди вытаскивают из мешка игрушки, называют их, говорят, где живет то или иное животное, изображают, как оно передвигается, и ставят рядом  с изображением дома или леса.

Беседа

Воспитатель

Как подает голос кошка?

Дети произносят звукоподражание  мяу.

-Правильно, кошка мяукает:  «Мяу»

-Произнесите протяжно звук  мь – мь-мь.

-При произнесении звука  мь свободно  ли проходит воздух?

-Нет, воздух встречает преграду.

-Какую преграду встречает воздух?

-Мешают губы. Губы?

-Произнесите  пожалуйста звуки м  и мь, с одинаковой ли силой сжимаются губы?

-Нет.

-Правильно, при произнесении звука  мь  губы сжимаются сильнее, такой звук называется  мягким  звонким. Положите руку на горлышко и произнесите еще раз звуки м и мь, вы почувствуйте, как горлышко дрожит. Звук  мь, мягкий звонкий, мы будем обозначать его фишкой зеленого цвета.    (Мясо, мята, мяч, месяц.)

Дифференциация звуков м, мь.

Воспитатель произносит звуки, слоги и слова со звуками м и мь. Дети должны определить, какой слышится звук – твердый или мягкий и показать соответствующую карточку с буквой синего или зеленого цвета.

-М, мь, му, ма, ме,  мь.

-Ом, ум, ам, омь, мю.

-Мак, мясо, мука, маяк, море, мел.

-Дым, семь, лом, дом, мама, милый.

-Давайте мы с вами посчитаем, из скольких элементов состоит буква М.

-Правильно, из четырех палочек.

Молодцы ребята, а теперь послушайте  стишок:

В нашей группе

Всем известно-

Все, что вял

Кладем на место.

-К чему побуждает вас, слова из этого стишка? 

-Ответ ребят.

-Очень хорошо мы с вами и с этой задачей справились. Теперь настала пора прощаться.

Воспитатель подзывает ребят к себе, берутся за руки, формируя круг.

Когда мы увидимся снова?

Никто не ответит заранее,

Сказать остается два слова

И мы говорим до свидания:

                             

                 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность в ДОУ. Конспект занятия в подготовительной группе по звукопроизношению. Тема: Звук и буква Ш.

Занятие по закреплению произношения звука Ш. Дети дают полную характеристику звука Ш по акустическим и артикуляционным признакам, определяют позицию звука Ш в словах. Упражняются в образовании относит...

конспект занятия в средней группе по речевому развитию детей "Лесные жители"

Конспект занятия ООД, область: Речевое развитие, возрастная группа: средняя. Тема: "Лесная посылка"...

Конспект занятия в средней группе по речевому развитию «Путешествие в лес к лесным жителям»

Тема: «Путешествие в лес к лесным жителям». Задачи:  закрепить знания детей о диких животных, о характерных особенностях внешнего вида, особенностях питания. Продолжать форм...

Конспект занятия в старшей группе "Знакомство с гласным звуком и буквой Ы"

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе общеразвивающей направленности "Знакомство с гласным звуком и буквой Ы". Цель:  познакомить детей  с гласным звуком [ы] и...

Конспект занятия в средней группе по речевому развитию "Зимушка-зима"

Конспект занятия в средней группе по речевому развитию "Зимушка-зима"...