конспект занятия "Русский самовар и чаепитие на Руси"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Прокофьева Наталия Владимировна

Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.

Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.

Развивающие задачи: развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине.

Содержание образования: программа О.Л. Князева, М.Д. Маханева 

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Словарная работа: самовар, цилиндрическая форма, конусообразная форма, самоварная столица, термос.

Средства обучения: волшебный сундучок, самовар, видеофильм, альбомы, масляная пастель.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_znakomstvo_s_samovarom.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.

Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.

Развивающие задачи: развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине.

Содержание образования: программа О.Л. Князева, М.Д. Маханева  

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Словарная работа: самовар, цилиндрическая форма, конусообразная форма, самоварная столица, термос.

Средства обучения: волшебный сундучок, самовар, видеофильм, альбомы, масляная пастель.

Ход занятия

Организационный блок.

Дети заходят в группу, становятся полукругом.
Воспитатель: Очень часто за событиями                                                                          

                          И сутолокой дней

                          Старины своей не помним

                          Забываем мы о ней,

                          И хоть более привычны

                          Нам полеты на Луну,

                          Вспомним русские обычаи,

                          Вспомним нашу старину.

 - Ребята, в нашем сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.

                         Он пыхтит как паровоз,

                         Важно кверху держит нос.

                         Пошумит, остепенится-

                         Пригласит чайку напиться.

 Дети: - Это самовар.

Воспитатель: Да. Это самовар. Давайте посмотрим
 (дети рассматривают самовар)

Познавательно-развлекательный блок.

 Воспитатель: Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, конкурируя с англичанами, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары получили очень широкое распространение.

 Вопросы к детям:

  1. Какой формы делали самовары?
  2. Из какого материала? (ответы детей)                

Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными,   квадратными. Давайте вспомним геометрические фигуры: круг, цилиндр, конус, квадрат(показ фигур). А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор (показ предметов сделанных из этих материалов).
Одно время были популярны самовары-термосы с двумя-тремя отделениями: одно для щей, другое для каши, третье для чая (термос это прибор который сохраняет тепло или холод продукта). Самовары искусно украшались. Дети, а как вы думаете, как можно украсить самовар? (
ответы детей).

Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. (просмотр сюжетов видеофильма).

На поверхности иногда  делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»; «Где есть чай, там и под елью рай». Ребята, а как вы понимаете смысл этих пословиц  (ответы детей).  

Воспитатель: - А теперь, мои дорогие, нам пора немного поиграть.
Я познакомлю вас с русской народной игрой "Достань платочек".
Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно, только подпрыгнув. Платок поднимали  высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок
(
после игры дети садятся на стулья).

Воспитатель: Несмотря  на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если спросить своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый  сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

                             Сверху пар, снизу пар –

                             Шипит наш  русский самовар.

                             Милости просим на чашку чая!

                             Вот так мы живем:

                             Пряники жуем, чаем запиваем,

                             Всех в гости приглашаем.

Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.

     Первой фабрикой, которая стала изготовлять самовары, была фабрика Шмакова. Потребность в самоварах была так высока, что вскоре почти в каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула (столица это главный город). Каких только самоваров они не делали!

(просмотр видео сюжетов)

     В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.

 Подвижная пауза «Дождик»

 Раз, два, три, четыре, пять -      прыжки на обеих ногах  на каждый счет,                         

Вышел дождик погулять.            Маршируют.

Шел неспешно по привычке.     Разводят руками,

А куда ему спешить?                    пожимают плечами.

Вдруг читает на табличке:          ведут пальчиком правой руки слева направо,

«По газону не ходить!»               движение головы слева направо.

Дождь вздохнул тихонько:        Глубокий вдох и произнесение междометия

  «Ох!» -                                           на выдохе.

И ушел. Газон засох.                    Маршируют.

Продуктивный блок.

Воспитатель: - А сейчас я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению самоваров. Мы с вами будем украшать самовары. Каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственный и неповторимый. Кто знает, может, и наши самовары  прославятся на весь мир.
(Дети рисуют самовары, придумывая свой узор.)

Итог занятия . 
Воспитатель: С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?
- Где производят самые известные самовары?
- Как можно в современной жизни  использовать самовар?

Проводится выставка самоваров. Обсуждаются формы, варианты узоров, украшений самоваров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский самовар и чаепитие на Руси

Русский самовар и чаепитие на Руси...

Проект "Русский самовар и чаепитие на Руси"

Краткая аннотация.Целью данного проекта является формирование у детей первоначальных представлений об уникальности русского чаепития, сохранения русских народных традиций.Проект необходим взрослым и д...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Приобщение детей к русской народной культуре, ознакомление с традицией чаепития на Руси....

Конспект ООД в старшей группе Познавательное развитие «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином....

Конспект НОД в подготовительной группе «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Русский самовар и чаепитие на Руси» представлен при работе с детьми подготовительной группы, по приобщению...

Конспект НОД - Русский самовар и чаепитие на Руси

Знакомство детей с историей появления самовара и традицией чаепития на Руси....