Тетрализованная деятельность как средство развития детей младшего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Сурсякова Марина Александровна

Тетрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фальклёрного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнёрства и осваения способов позитивного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Театрализованная игра

как средство развития

детей младшего дошкольного возраста»

           

«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

                                                 А .С Макаренко.

Театрализованные игры.

Игра - наиболее доступный способ ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А. В. Запорожеч, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, д. Б. Эль конин И др.). Театрализованная игра как один из её видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико

'"

значение театрализованнои игры и для речевого

развития (совершенствование диалогов и

монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Вместе с тем в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах её организации.

Согласно первой тенденции (назовём её условно обучение), театрализованные игры применяются

главным образом в качестве некого «зрелища» на праздниках. Стремление добиваться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребёнка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом знания не переносятся в свободную игровую деятельность. Ещё бы - ведь и подготовка к спектаклю, и сам спектакль так не похожи на игру!

Вторую тенденцию в организации

u'

театрализованнои игры можно назвать

невмешательством взрослого. Правда, на практике

оно часто перерастает в полное отсутствие

u'

внимания с его стороны к этому виду игровой

деятельности: дети предоставлены сами себе, а

воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребёнка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев... младших дошкольников это привлекает прежде всего из-за возможности переодеться, а значит - изменится, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этои деятельности и

потребности в ней. Между тем музыкальный

руководитель принёс в группу новый сценарий спектакля. . .. Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нём не осталось.. .

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «Детство» предлагает именно такую технологию. Чтобы понять её, необходимо прежде всего раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе

концепции развития театрализованнои игры, и

определится с понятиями.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (л. В. Артёмова, л. В. Ворошнина, л. с. Фурмина и др. )

Театрализованные игры можно разделить на две грvппы:

- режиссёрские

- драматизация

(каждая в свою очередь делится на несколько видов)

в играх-драматизациях ребёнок, исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами

драматизаций являются игры-имитации образовv v

животных, людеи, литературных персонажеи;

ролевые диалоги на основе текста; инсценировки

v v

произведении; постановки спектаклеи по одному

или нескольким произведениям; игры

импровизации с разыгрыванием сюжета (инескольких сюжетов )без предварительнойподготовки.

В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театровv используемых в детском саду: настольныи, плоскостной и объёмный, кукольный (бибабо,

пальчиковый, марионеток и др.)

Разнообразие театрализованных игр представлено в разделе «В игре ребёнок развивается, познаёт мир,

общается» программы «Детство» (автор кандидат педагогических наук, профессор Т. и. Бабаева). Общим для них является наличие зрителей.

Задачи воспитателя: (согласно программе «Детство»)

- Помогать открывать новые возможности игрового отpажения мира;

- Пробуждать интерес к театрализованным играм,

~

складывающеися в процессе в процессе просмотра

небольших кукольных спектаклей, которые

показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребёнку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

- Постепенное расширение игрового опыта каждого ребёнка за счёт освоения разновидностей игры- драматизации. Реализация данной задачи

достигается последовательным усложнением

~ ~

игровых задании и игр-драматизации, в которые

включается ребёнок.

Задачи воспитателя: (согласно общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста»)

- включать в театрализованную игру музыкальные игры- драматизации; разыгрывание несложных сценок из жизни кукольных персонажей (различные, в том числе и доступные самим детям «техники вождения» кукол);

- приобщать детей к совместной согласованной игре,

.....

включающей  индивидуальные реплики,.....

эмоциональное представление персонажеи;

- обращать внимание детей на реакцию зрителей,

побуждать детей к сочувствию персонажам игрыдраматизации или кукольного спектакля;

- использовать эти игры для воспитания потребности в интересном досуге, приобщать их к культурным формам досуга.

Содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста.

. Иrpа-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись - потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

. Иrpа-имитация цепочки последовательных

        U'        U'        U'

деиствии в сочетании с передачеи основных

эмоций гeроя (весёлые матрёшки захлопали в

U'

ладошки и стали танцевать; заичик увидел лису,

испугался и прыгнул на дерево).

. Иrpа -имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

. Иrpа-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлке»).

. Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и npибауток" которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая..», «Заинька, попляши.. .», В. Берестов «Больная кукла»).

. Иrpа-импровизация по текстам коротких сказок" рассказов и стихов" которые рассказывает воспитатель (К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Васька», Е Чарушин «Утка с утятами»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка»,

        «3аюшкина избушка», «Три медведя»).

. Инсценирование фрагментов сказок о животных

        («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

. Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыплёнок»).

. Пеpвичное освоение режиссёрской

'"'

театрализованнои игры - настольного театра

игрушек, настольного плоскостного театра на

фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских сказок, стихов, рассказов («Этот пальчик..», В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок», А. Барто «Игрушки»). Фигурки пальчикого театра ребёнок начинает использовать в совместных со взрослыми импровизациях на заданные темы.

Формирование игровых умений.

1. В совместной игре с воспитателем принимать игровую роль, участвовать в несложном ролевом диалоге. Правильно называть себя в игровой роли - лиса), называть игровые действия (гуляю по лесу, ищу себе еду).

2. Объединятся со сверстниками в играх имитациях, отражать характерные действия (мы - мышки, бегаем тихо-тихо и пищим, мы ищем сыр и сухарики), проявлять воображение и творчество: кружатся снежинки, летят большие и маленькие птицы.

3. Принимать игровой образ и отражать его в движениях, в разном темпе (маленькие ножки бегут по дорожке, большие ноги бредет по дороге ).

4. Проявлять желание создавать игровые образы в соответствии с разным настроением музыки, её темпом: изображать неуклюжих медведей, весёлых зайчиков, цветы, раскрывающиеся под лучами солнца.

5. По побуждению и примеру воспитателя отражать

        в играх персонажи , ситуации знакомых сказок:

        разыгрывать «Репку», «Курочку Рябу».

        6. Использовать в играх предметы для для ряженья,

.....

простеишие музыкальные инструменты.

        7. Импровизировать с персонажами пальчиков ого

театра, куклами - варежками; изображать игровые

.....

деиствия, сопровождать их речью, вступать в

игровой диалог с другим ребёнком.

Развития специальных игровых умений.

Обогащение игрового опыта возможно только при

        '-'

условии развития специальных игровых умении.

. Первая группа умений связана с освоением позиции

зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

. Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссёрской театрализованной игре.

'

. Третья группа умений - это умение

взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на

стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важнои частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослыми импровизации типа: «Знакомство», «Оказание помощи», «разговор животного со своим детёнышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых

драматических миниатюрах на свободные темы («Солнышко и дождик», «весёлые обезьянки», «Котята играют» и т. п.)

Путь развития игры:

Это совместная игра воспитателя с детьми, создание обогащённой игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками,

разновидностями театров и воспитание доброго

~

отношения детеи друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Формирование у детей социальных навыков посредством театрализованной деятельности при взаимодействии ДОУ и семьи....

Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

в статье раскрывается содержание проекта "Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ."...

«Театрализованная деятельность, как средство социализации детей младшего дошкольного возраста»

План по самообразованию по теме "Театрализованная деятельность, как средство социализации детей младшего дошкольного возраста"...

Театрализованная деятельность как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Младший возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личностного становления ребенка....