Необходимость логоритмических занятий для детей с задержкой психического развития
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

порохова марина владимировна

В статье излагается необходимость  интегрированной работы над речью детей с задержкой психческого развития .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Необходимость логоритмической  работы для детей с задержкой психического развития .

Практически всегда у детей с нарушениями речи, наблюдаются нарушения в формировании общей моторики: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Мы наблюдаем у детей нарушения костно-мышечного аппарата, недостаточно развитое дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, нарушение осанки, походки и грации движений. Так как развитие общей моторики способствует развитию речи, большое внимание я уделяю на занятиях логоритмическим упражнениям. Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Воспитатели включает такие паузы и в занятия, и используют их в течение дня.

У большинства наших детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой и артикуляционной моторики. Поэтому коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Т. о. основными задачами в работе дефектолога и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. Для того чтобы повысить эффективность коррекционно-образовательной работы и исключить прямое дублирование воспитателем занятий дефектолога, необходимо при коррекционной работе в группе решение следующих задач:

дефектолог формирует первичные речевые навыки у детей;

воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

 Воспитатель обеспечивает практическое знакомство с предметами и явлениями, дефектолог углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий. Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем благодаря организации разнообразных занятий (беседа, рисование, лепка, аппликация, игра) и во время режимных моментов. Т. о. обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении определенного периода. В работе над фразовой речью мы широко используем речевые игры и упражнения, группируя их в зависимости от поставленных коррекционных задач и этапа обучения. В группе воспитатели читают детям сказки, рассказы, беседуют о прочитанном, учат пересказывать. Полученные знания дети воплощают в своих играх, инсценировках, в театрализованной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логоритмика это интересно ГБДОУ №96 Московского района г.Санкт-Петербурга Воспитатель : Порохова М.В. 1

Слайд 2

Что такое логоритмика ? 2 Логоритмика - это система занятий направленная на преодоление речевых нарушений.

Слайд 3

3 Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма» Основатель ритмической гимнастики Э. Жак- Далькроз

Слайд 4

Три кита логоритмики 4

Слайд 5

Виды логоритмических упражнений 5 Речевые подвижные и пальчиковые игры Упражнения формирующие чувство ритма ,темпа. Упражнения активизирующие внимание и память. Упражнения регулирующие мышечный тонус. Упражнения на развитие дыхания и голоса. Ходьба, прыжки. Счетные упражнения

Слайд 6

Требования к проведению занятий Занятия проводятся в просторном свободном помещении Занятия не должны превышать более 30 минут. Не заниматься в пыльном непроветренном помещении. Работа должна проводиться регулярно систематически и включаться в другие виды деятельности. 6

Слайд 7

Работа с детьми 1. Игры по развитию артикуляционного аппарата. 2. Игры по развитию звукопроизношения и восприятия звуков. 3. Пальчиковые игры и игры с использованием нетрадиционного оборудования. 4. Музыкально- двигательные и коммуникативные упражнения. 5. Занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.( комплексы логопсихокоррекционных упражнений) 7

Слайд 8

Работа с родителями Закрепление изученного материала по заданию в процессе повседневного общения с ребенком. Проведение речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях. Участие в открытых занятиях с детьми. 8

Слайд 9

Тематическое планирование 9 Занятия по логоритмике проводятся один раз в неделю от 10 до 30 минут, в зависимости от возрастной группы детей. Все упражнения проводятся по подражанию, после изучения лексических тем.

Слайд 10

Актуальность 10 Благодаря упражнениям и играм соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в дальнейшем и активный словарный запас . Упражнения необходимо разучивать поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе.

Слайд 11

Использование наглядного материала 11

Слайд 12

На логоритмических занятиях решаются следующие задачи 12 1.Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания. 2.Развитие слухового и зрительного восприятия. 3.Увеличение объема памяти. 4.Развитие двигательного и артикуляционного праксиса . 5.Формирование двигательных навыков. 6.Развитие ориентации и зрительно- моторной координации.

Слайд 13

Примерная Картотека логоритмических занятий 13 Картотека логоритмических упражнений Картотека игр на развитие голоса Картотека музыкальных игр Картотека дыхательных упражнений Картотека артикуляционной гимнастики Картотека музыкально-ритмических игр Картотека игр на развитие мелкой моторики и речевого дыхания Картотека подвижных игр с речевым сопровождением

Слайд 14

вывод 14 Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от речевого нарушения , формируют положительный эмоциональный настрой , учит общению со сверстниками и многое другое. со сверстниками многое другое.

Слайд 15

Использованная литература 15 1.Волкова Г.А «Логопедическая ритмика» М. Просвещение 1985г. 2.Воронова А.Е. « Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» М. «ТС Сфера» 2006г. 3.Овчинников Т.С. « Логоритмические распевки » СПБ « КАРО» 2009г 4. Савицкая Н. М. « Логоритмика для малышей» СПБ « КАРО» 2009г. 5. Нищева И.В. « Система коррекционной работы в логопедической Группе для детей с ОНР» СПБ 2001г. 6. Картушина М.Ю. « Конспекты логоритмических занятий с детьми» М. «ТС Сфера» 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Один дома" № 1. (Конспект коррекционного группового занятия для детей с задержкой психического развития)

Конспект коррекционного группового занятия для детей с задержкой психического развития. Цель: Научить детей адекватным способам поведения в трудной ситуации. Снятие уровня тревожности....

Конспект интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития по теме "Весна"

ГБДОУ Детский сад № 121Компенсирующего видаВыборгского районаСанкт - Петербурга   КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО ТЕМЕ «ВЕСНА»...

Игровой подход к проведению занятий для детей с задержкой психического развития.

Обучающий процес детей с задержкой психического развития затрудняется многими факторами. Основным препятствием служит неспособность концентрировать внимание, эмоционально-волевые отклонения не позволя...

Интегрированное занятие для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»

Интегрированное занятие для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.«ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»...

Методическая разработка занятия для детей с задержкой психического развития

Методическая разработка занятия для детей с задержкой психического развития...

Методическая разработка занятия для детей с задержкой психического развития

Адресат: дети 6-го года жизни.  Диагноз «Задержка психического развития»....

Конспект комбинированного занятия для детей с задержкой психического развития"Поиграй со мной"

Цели: Развитие и активизация воображения, а также социальных эмоций и чувств, при использовании эмоционально близких ребенку фактов и явлений; Дальнейшее формирование: Представление о геометрическ...