Доклад "Нравственно- патриотическое воспитаниедошкольников" "
статья по развитию речи по теме

Кузнецова Наталья Александровна

Доклад по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_patriot_1.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад общеразвивающего вида №21

д. Барабаново

Доклад

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Подготовила воспитатель

Кузнецова Н.А.

Барабаново 2010 г.

Введение

        В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, гражданин правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

        Однако прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции Родины, своего края, жить их интересами и заботами. По словам С.М. Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.

        О  важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков.

        Наш современник, академик Д.С.Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати-поле».

        Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Отмечается, что:

  1. Педагоги развивают у детей представления об истории цивилизации;
  2. Сообщают элементарные сведения об образе жизни человека в древности;
  3. Знакомят детей со сказками, мифами и легендами народов мира;
  4. Рассказывают о развитии труда человека;
  5. Сотрудники развивают у детей основы правового сознания;
  6. Способствуют развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;
  7. Развитию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод;
  8. Развитию уважения к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека;
  9. Усвоению ребенком общественных норм и правил поведения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  10. Развитию у ребенка чувства ответственности.

Временный стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.

ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:

  1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
  2. Уважения к людям труда;
  3. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
  4. Элементарных знаний о правах человека;
  5. Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  6. Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  7. Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  8. Расширение представлений о России, ее столице;
  9. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т.д. Таким образом, патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Это очень трудный и деликатный процесс. Патриота воспитать может только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться… В соответствии с этим неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу.

Развитие у ребенка нравственных чувств

Чувство Родины – отношение ребенка к семье, самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. К.Д.Ушинский считал, что сказки – первые и блестящие попытки русской народной педагогики  и трудно подумать, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. По его словам, воспитание, чтобы не быть бессильным, должно быть народным. Он ввел термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Сказки, загадки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, своей Родине.

Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами.

Задача педагога – отобрать массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны: природа и мир животных дома, детского сада, родного края; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем факты, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будить воображение. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог должен прежде всего сам хорошо знать его. Он должен продумать, что целесообразно рассказать и показать детям, особо выделив то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, люди и их труд, замечательно и народное творчество. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Рассказывая о родном городе, покажите ребенку, что родной город (село) славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой  находится детский сад.

Внимание детей постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.

Для этого необходимы экскурсии по городу, выезды на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Как уже подчеркивалось, в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых и особенно близких людей.

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи – дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, необходимо открыть детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе Родины, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? И т.д.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что очень важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, так как во всех местах, городах и селениях, больших и малых, есть много общего:

  1. Повсюду люди трудятся;
  2. Везде соблюдаются традиции, Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  3. Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  4. Люди берегут и охраняют природу;
  5. Есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть.

К концу дошкольного детства ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, художниками, танцорами, музыкантами и т.д.

Основные методы и формы

нравственно-патриотического

воспитания дошкольников

Комплексный подход к вопросам формирования у детей любви к своей Родине – взаимосвязь различных областей, средств и методов воспитания.

Важнейшим методом педагогического воспитания является наблюдение окружающей действительности. Однако если педагог сведет работу по патриотическому воспитанию детей только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет показать ребенку всю страну.

Такую задачу можно решить, только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов и т.д.

Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом- это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо.

Для этого используются различные формы организации деятельности детей.

Основная форма работы – тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные занятия, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к ней. Кроме того, необходимо объединение одной темой нескольких занятий не только по  родному языку, но и ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью и т.д.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны и для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.).

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные материалы и предметы (костюмы, мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду (по типу «избы»). Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...